#Буквы перевели статью эксперта Фонда Карнеги Томаса де Ваала, в которой автор раскритиковал реформаторскую деятельность одесского губернатора Михеила Саакашвили и его нежелание вернуть Одесский аэропорт в собственность города.

На вершине знаменитой Потемкинской лестницы в Одессе стоит покрытая бронзой статуя самого известного губернатора города – француза герцога Ришелье. Когда Ришелье в течение десяти лет начала XIX в. был губернатором Одессы, город быстро превратился в самый большой черноморский порт Российской империи.

Сейчас Михеил Саакашвили, экс-президент Грузии, назначенный губернатором Одесской области в мае 2015 года, пытается повторить этот подвиг. Пока Саакашвили преуспел в этом мало, но его “одесский проект” сделал его важной фигурой на украинской политической арене.

В Украине сейчас длительный политический кризис. 16 февраля Президент Петр Порошенко предложил Премьер-министру Арсению Яценюку добровольно уйти в отставку, когда политический рейтинг последнего обвалился почти до нуля, но воздержался от идеи принудить премьера уйти через вотум недоверия Парламента. Президент хочет избежать новых выборов, которые будут стоить лишнего времени, а этого Украина себе позволить не может.

МВФ приостановил передачу нового транша для Украины после того, как два чиновника-реформатора — экс-министр экономики Айварас Абромавичус и заместитель Генпрокурора Виталий Касько — ушли в отставку, заявив, что им создавали препятствия для работы.

Так есть ли альтернатива? Имя Саакашвили часто упоминают в качестве претендента на премьерское кресло. Он публично раскритиковал Яценюка. Саакашвили, назначенный Порошенко, не может баллотироваться на выборную должность, но он мог бы возглавить правительство.

Саакашвили несомненно открыл новое пространство для молодого поколения Майдана, назвав политическую коррупцию самой большой проблемой страны и разоблачив конкретных чиновников. Но многие, включая правительство США, считают его непредсказуемым.

Таким образом, Саакашвили так и не удалось сделать Одессу “витриной реформы” и провести новую волну изменений в Украине в целом. “Все праздновали”, – сказал мне одесский бизнесмен и писатель Евгений Деменок, представляя Саакашвили. – “Люди надеялись, что человек, который собаку съел в сфере антикоррупционных реформ, возьмется за искоренение преступности в городе”. “Одесса — его плацдарм”, — говорит одесский политолог Сергей Глебов. – Он должен продемонстрировать свои успехи в Одессе и Украине, чтобы получить возможность вернуться в Грузию”. Но, по словам Деменока, после серии оплошностей и большей заинтересованности (Михеила Саакашвили – ред.) политикой Киева “90 процентов людей здесь разочарованы”.

Саакашвили девять бурных лет – с 2004 по 2013 гг. – был президентом Грузии. Миша, как его называют, был известен своими блестящими коммуникативными навыками, смелой борьбой с коррупцией и организованной преступностью, а также строительством новой инфраструктуры. Но его также запомнили, как халтурщика, который не доводил проекты до конца, не слушал советов, а всех своих критиков называл “русскими агентами”.

TASS 3814657 pic700 700x467 4329

Одесса видела обоих Миш. В своей программной речи 14 июня 2015 года Саакашвили поведал восторженной аудитории о некоторых вещах, которые планировалось осуществить. Он хотел построить “Дома юстиции” на модели, которая обвенчалась успехом в Грузии, позволяя обычным гражданам получить документы в электронном виде в обход голодных на взятки бюрократов.

Он также обещал построить совершенно новую трассу, которая ведет к румынской границе, предоставляя Одессе надлежащий дорожный доступ к Европейскому союзу, хотел вычистить коррумпированное руководство одесской портовой таможни.

Обещал бороться с коррупцией в городе, решить проблему непрозрачной передачи Одесского аэропорта в частные руки, упоминая о мутном договоре 2011 года, которым горсовет “под давлением [бывшего украинского президента Виктора] Януковича” бесплатно отдал международный аэропорт. “Все в доле”, — сказал Саакашвили относительно договора.

Через восемь месяцев после этих заявлений наибольшим достижением Саакашвили стало открытие центра административных услуг, основанном на модели “Дома юстиции”. Он может обслуживать до 1 000 человек в день и предоставляет 50 видов услуг.

Однако ничего не было сделано для строительства трассы в Румынию — проекта, который может заинтересовать международных инвесторов. Как так? Заместителем Саакашвили является Саша Боровик — бизнесмен украинского происхождения, получивший образование в Гарварде, которого пригласили на работу для привлечения инвестиций в регион. Он также принимал участие и проиграл на выборах мэра города в октябре 2015 г. — провал, который был большим ударом для Саакашвили.

Боровик рассказал мне, что инвестиционные проекты Одессы были заблокированы и новоизбранным городским советом, и недоброжелателями из Киева. Боровик также сказал, что в январе текущего года он и Саакашвили наконец-то получили доходы от таможенного терминала и половину этих средств вложат в строительство трассы.

Но наибольшее противоречие, которое вызывает вопросы о подходе Саакашвили к реформам в целом, возникает вокруг аэропорта Одессы. В Одессе есть ужасный аэропорт. Взлетно-посадочная полоса разбитая, да и главное здание больше походит на автобусную станцию, чем на терминал международного аэропорта. В 2011 году в классическом украинском олигархическом стиле, руками одесской администрации аэропорт был передан в собственность компании под названием Odessa Airport Development Limited с непрозрачной структурой собственности, которая ведет к Лондону, Кипру и Британским Виргинским островам.

newsvideopic aeroport odessy nachal rabotat po principu otkry47977 56694

За новой компанией стоят два местных бизнесмена – Борис Кауфман и Александр Грановский, которые, как говорят, были близки к Януковичу. Они не заплатили ничего для получения 75-процентной собственности аэропорта, пообещав, что привлекут инвестиции для строительства нового терминала и взлетно-посадочной полосы. Но мало того, что они ничего не построили, они еще и получили дополнительное государственное финансирование от правительства Януковича в 2012 году.

После Майдана 2014 года общественные активисты и одесские политики захотели пересмотреть договор, вернуть аэропорт городу и открыть новый конкурс. Дело по передаче аэропорта рассматривалось в трех судах. Однако после проведения переговоров с Кауфманом, одним из владельцев, Саакашвили совершил разворот на 180 градусов. Судебное рассмотрение было остановлено, а губернатор сообщил, что владельцы согласились закончить проект строительства нового терминала и взлетно-посадочной полосы в 2016 г. “Мне нужен аэропорт уже к следующему году”, — сказал он в эфире “7 канала”.

Боровик объяснил мне, что это был выбор между закрытием аэропорта и возможностью начать все с нуля. “Мы напугали их, заставили восстановить аэропорт. Забрать его мы не могли”, — сказал он.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Стали известны имена одиозных бизнесменов, финансирующих Саакашвили и его команду

В итоге желание открыть инфраструктурный проект в 2016 году взяло верх над обещанием прояснить известные теневые схемы. Но если вы хотите привлечь иностранных инвесторов и построить новый прозрачный инвестиционный климат, не лучше ли отменить теневую схему и продемонстрировать миру, что вы открыты для новых правил ведения бизнеса? Мне кажется, что герцог Ришелье поступил бы именно так.

Более того, Саакашвили вызвал еще больше вопросов, когда арендовал здание для своего нового центра админуслуг у тех же бизнесменов – Грановского и Кауфмана – и провел очень распиаренный антикоррупционный форум в одесском Hotel Bristol, который также принадлежит Грановскому и Кауфману.

По крайней мере, новый губернатор, в отличие от подавляющего большинства политической элиты, жаждет славы, а не личного обогащения. Но для большинства одесситов недостаточно, чтобы их город оказался просто еще одним этапом в бурной политической карьере Саакашвили, с несколькими блестящими проектами, которые, впрочем, не обещают долгосрочных изменений.