Новая администрация в Белом Доме – это новые союзники, с которыми украинское лобби должно наладить правильные отношения. Нам есть с кого в этом брать пример.

Израиль – это однозначно пример для Украины в части выстраивания правильных отношений с главным союзником. В сентябре было объявлено о старте новой программы помощи США Израилю в оборонной сфере – на 38 млрд долларов сроком на 10 лет. Гром среди ясного неба? Неожиданная победа израильской дипломатии и лоббистов? Ничуть не бывало: новая программа пришла на смену старой, которая тоже была десятилетней и предусматривала финансирование в 31 млрд долларов.

Израиль – безусловный лидер по получению американской финансовой помощи. Чуть ниже будут детальные цифры, а пока о характере помощи и обстоятельствах. Администрация действующего премьера Израиля Бенджамина Нетаньяху получила окончательное одобрение программы помощи на 10 лет у администрации президента США Барака Обамы за 7 недель до выборов в США и за 4 месяца до вступления на пост нового президента. Это блестящий результат – с какой стороны на него ни посмотри.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Палата представителей Конгресса США приняла закон о поддержке Украины

Во-первых, весьма дорогое решение получено от президента-демократа. И мы помним, что еврейская община в США традиционно голосует скорее за демократов, чем за республиканцев. То есть Обаме и его однопартийцам во весь рост были продемонстрированы электоральные бенефиты от своевременно принятого решения и наверняка были описаны риски, вытекающие из возможного отказа от предоставления помощи вот прямо здесь и сейчас.

Во-вторых, получатели помощи избавлены от необходимости объяснять новой администрации Белого Дома крайнюю важность данной программы для Израиля. Нет необходимости ожидать, пока советники и аппарат заново разберутся с обстоятельствами, документами и позициями сторон.

Для Израиля это – шикарная сделка, несмотря на то, что его немного “подвинули” по условиям пакета помощи в вопросе о характере ее использования. Новая программа отдает несколько большую долю программы под финансирование закупок техники, вооружений и прочего необходимого конкретно у американских поставщиков. Нет, мы не ослышались, все верно: до недавнего времени за американскую помощь проводились закупки оборонной продукции главным образом у израильских производителей. Что и позволило вырастить вот этот весь выскотехнологичный и эффективный израильский ОПК.

Масштабы помощи легко оценить: для каждого из израильтян американская программа примерно равна двум месяцам уплаты подоходного налога. Если сравнить с украинскими реалиями, то американская помощь по масштабам превышает весь бюджет Вооруженных сил Украины.

А теперь несколько слов о финансовой помощи, которую оказывают США иностранным государствам. Она очень масштабна и очень точно сфокусирована.

На Ближнем Востоке она ориентирована на поддержку Израиля. Если взять самые свежие из опубликованных американским правительством данные (здесь и далее – помощь за 2014 год), то окажется, что в регионе чуть больше половины получает сам Израиль, а около 2,8 млрд долларов на четверых – Сирия, Ливан, Иордания и Палестинская администрация. Если подсчитать в расчете на душу населения, то безусловным лидером и в мире, и в регионе является Израиль – 3,123 млрд долларов на страну или 394 доллара на душу населения. У перечисленных соседей – в разы меньше.

Чем в этом смысле может похвалиться Украина и ее соседи по региону? В Европе и Евразии (то есть включая РФ и страны Закавказья), пятерка самых крупных получателей американской помощи в 2014 году выглядела так:

Крупнейшие получатели финансовой помощи США в Европе

Страна
Помощь, млн долл.
Помощь на душу населения, долл.

Украина
308,53
6,86

Грузия
289,52
58,65

РФ
159,97
1,12

Турция
112,2
1,43

Косово
72,322
38,9

 Страны в таблице ранжированы по абсолютному объему помощи. Источник: USAID, учтены все каналы финансирования со стороны правительства США.

Попробуем оценить, каким образом достигается такая поддержка Израиля со стороны США. Понятно, что есть стратегические интересы, многолетние отношения и многое другое, что проходит по категории “это наши парни”. Но при этом нужно помнить, что Израиль жестко отстаивает свое видение региональной системы безопасности. Например, у него намного более радикальная позиция по поводу права Ирана на владение и развитие ядерных технологий.

Ну и вопрос характера использования финансовой помощи. Откровенно говоря, возможность использовать чужие деньги не только для снабжения вооруженных сил современными видами вооружений и техники, но и для развития их собственного производства – это просто вызывает восторг и зависть.

Если попытаться оценить технику лоббирования интересов Израиля в США, то можно охарактеризовать ее как очень эффективную, мягкую и системную. И щедрую.

В 2013-2015 годах на лоббирование в тех или иных формах Израиль тратил примерно по 17,7 млн долларов в год (в среднем за период). Напомню, это был как раз тот период, когда готовилось решение об очередной десятилетней программе на сумму 38 млрд долларов. Если оценить лоббирование интересов только по экономической отдаче в виде прямой и невозвратной финансовой помощи, то для Израиля выходит что-то около 200 долларов на каждый доллар, потраченный на лоббирование. Это без учета разнообразных дополнительных “пряников” в виде кредитов, доступа к технологиям, американскому рынку и т. п.

А что наши ближайшие соседи? Об украинских бюджетах на лоббирование умолчим – они на уровне ошибки измерения. Турция потратила в 2014 году, например, 3,65 млн долларов, Грузия – 1,45 млн долларов. И если у Турции хотя бы отчасти траты приходились на частные компании, лоббировавшие свои интересы в США, то у Грузии налицо сугубо проекты государственных структур. Результат? Грузия получила по 200 долларов помощи в расчете на каждый вложенный в лоббизм доллар. Турция – по 40.

Конечно же, интересы страны получением финпомощи не ограничиваются. Турция, что очевидно по ее проектам, лоббировала и въездной туризм американцев, и доступ на американские рынки. Так что о “рентабельности” турецкого лоббизма точно можем не беспокоиться. Грузия сражалась, за движение к НАТО, за получение финансовой и иной поддержки. Что и получила с весьма пристойным ROI (возврат на инвестиции).

Израиль стоит рассматривать как пример не только по части эффективности и полученных результатов в принципе, но и в части структуры лоббистских программ. Да, там есть правительственные программы. На них приходится аж… 11,9 % расходов на израильские лоббистские и PR-проекты в США. Остальное – 80,01 % – это бюджеты и проекты НГО, некоммерческих, неправительственных организаций, которые занимаются (так сказано в аннотациях к их проектам) образовательными, культурными, религиозными программами. В том числе – в сотрудничестве с местными, локальными (не иностранными) организациями. Это влияет и на тональность местных СМИ, и на результаты выборов и на много чего еще. Напомним – без малого 20 млн долларов в год, из которых около 2 млн – деньги правительства, остальное – НГО.

Think tank, гуманитарные проекты, работа с местной общиной, народная дипломатия – с разных направлений, в разной тональности. Из года в год – одни и те же локальные партнеры-лоббисты, доказавшие свою эффективность.

На выходе – статус самой поддерживаемой Соединенными Штатами страны-союзника. Впору ехать учиться: в Тель-Авив и Иерусалим, в Вашингтон, Нью-Йорк и Лос-Анжелес. Или все-таки в Анкару и Стамбул?

Сейчас Украина практически без специальных усилий получает самую щедрую в регионе поддержку. Но для решения остро необходимых стране задач этого до обидного мало. Мы можем рассчитывать на поддержку, на порядок большую – если будем системно и грамотно вести диалог с союзниками и за океаном, и в ЕС.