Англоязычные интернет-издания в который раз за год подняли тему социальных кредитов в Китае. Их правительство КНР предлагает ввести до 2020 года для своего населения. Как и кредитная история в банке, история социального кредитования может улучшаться или ухудшаться. Но эксперты считают это только слухами. #Буквы разбирались в происходящем.

Идея системы социальных кредитов состоит в том, что за каждое правонарушение, даже мелкий проступок, рейтинг граждан снизится (из-за чего они не смогут найти хорошую работу и выезжать за границу), пишет Bloomberg.

Все зависит от поведения человека, пишут журналисты Independent. Сейчас система раздроблена – в некоторых городах ею занимаются местные чиновники, в других – частные электронные хранилища персональных данных.

В Китае уже создали “черный список” граждан, которым запрещено бронировать рейсы. Туда попали миллионы “ненадежных”. Таким образом им планируют запретить выезд за границу. Independent при этом ссылается на подробный план, который опубликовало правительство КНР на этой неделе.

“Мы улучшим социальную кредитную систему, будем публично раскрывать имена людей и названия организаций, чтобы вызвать к ним недоверие”, – приводят журналисты цитату из документа.

По состоянию на май этого года, правительство КНР запретило авиавылет 11,14 млн человек. Еще 4,25 млн не смогли воспользоваться скоростным поездом, сообщает Global Times. Также 3 млн людей не могут купить билеты на поезд бизнес-класса, сообщает Channel News Asia . “Ненадежным” обещают тотальное ограничение в перемещении.

56b0e81858c32397008b73f3 960 720

Зал ожидания железнодорожной станции в Ханчжоу в феврале 2016 года. Фото: Business Insider

Впервые о социальной кредитной системе стало известно в 2014 году. Она должна показать, что “доверие – это славно, а недоверие позорно”.

Помимо ограничения путешествий, также планируется замедлять скорость Интернета для тех, кто транжирит деньги, долго играет в онлайн-игры или зависает в соцсетях. Граждане с “плохой социальной кредитной историей” или их дети не смогут вступить в престижное учебное заведение. Под запретом окажутся рабочие места в государственных фирмах и крупных банках, номера в определенных отелях и право на собственное домашнее животное. Людям с хорошей “социальной кредитной историей” наоборот – будет проще съездить в Европу.

Одна из причин внедрения такой системы – отношение китайских властей к мусульманскому нацменьшинству уйгуров, считают журналисты Independent. Их обвиняют в религиозном экстремизме. По некоторым оценкам, миллионы уйгуров китайское правительство разместило в так называемых “центрах перевоспитания”.

Что говорит эксперт

Пекин пока не разработал единого способа оценки “неблагонадежности”, написал старший научный сотрудник в китайском Центре Пола Цая в Йельском университете (США) Джейми Хорсли в блоге на Foreign Policy. Как объясняет Хорсли, КНР держится на сборе информации о своих гражданах. 4 года назад китайское правительство действительно опубликовало план социальных кредитов, основанный на более ранних инициативах. Но сейчас такого понятия как “национальный показатель социального кредита” в стране нет.

Согласно плану властей КНР, правительственные агентства будут собирать информацию через частных лиц, компании и общественные организации о соблюдении или нарушении отраслевого законодательства и правил. Серьезные нарушители попадут в “черный список”, опубликованный на платформе Credit China. Также будут публиковаться “красные списки” лиц, заслуживающих доверия.

Главная цель – улучшить в стране государственное управление и рыночную систему, потому что она все еще охвачена мошенничеством и фальшивомонетничеством.

По словам эксперта, заблуждения о неких “социальных кредитах” возникли из-за того, что многие компании собирают информацию о клиентах в рамках программ лояльности. Правительство КНР собирает информацию о компаниях. Но если человек не является владельцем организации-нарушителя или членом правления, его правительственная инициатива не зацепит. Также основные документы, которые издаются сейчас властями Китая, не содержат информации о социальных кредитных баллах. Вся система поощрений и наказаний держится на устоявшихся правилах, а не на оценке поведения в реальной или виртуальной жизни. Пока что случаи с “черным списком” имеют отношение к банковским услугам. Например, юношу не зачислили в университет, потому что его отец не оплатил кредит. Другой китаец не смог вылететь, потому что банк не удалил его из “черного списка” после выплаты долга. Но угрозы “социальных кредитов”, как уверяет эксперт, пока нет.

На днях сообщалось, что китайские власти увеличат денежное поощрение за доносы о незаконном контенте, найденном как в интернете, так и в других источниках.
Ранее генеральный директор Google Сундар Пичаи впервые публично признал, что компания работает над проектом Dragonfly – поисковой системы с цензурой для пользователей в Китае.