Член журналистской команды “Слідство.Інфо” Владимир Торбич опубликовал свои версии манипуляциий Дмитрием Гнапом денежными средствами международной премии.

Об этом Торбич написал в своем блоге на сайте “Четвертая власть”.

Торбич отметил, что ему неприятно об этом писать, но молчать об этом нельзя.

“Такие вещи писать трудно и неприятно. Но молчать нельзя. “Платон мне друг, но истина дороже”. Команда Агентства журналистских расследований “Четвертая власть” в 2014-2017 годах была региональным партнером расследовательского проекта “Слідство. Інфо”. К тому времени мы были одной командой вместе с другими региональными партнерами и журналистами из Киева, Николаева, Крыма, Харькова, Днепра, Львова, Луцка, Одессы. Мониторинг расследований от издания “Детектор-медиа” подтверждает, что телевизионный проект “Слідство. Інфо” был в тройке лучших расследовательских программ Украины. А Дмитрий Гнап, как и многие журналисты команды, неоднократно заслуженно получали профессиональные награды как всеукраинского так и международного уровня. Поэтому история, которая будет дальше, для меня несколько личная. Поэтому буду давать только фактаж с минимумом комментариев”, – написал журналист.

Торбич рассказал, в 2015 году проект журналистов-расследователей “Слідство. Інфо”, руководителем которого был тогда Дмитрий Гнап выиграл премию за вклад в развитие журналистики в Восточной Европе.

“9-го марта 2015 Дмитрий Гнап публикует пост в Фейсбук. От имени организации “Слідство. Інфо” дает обещание. “Из хороших новостей. Команда “Слідство. Інфо” стала лауреатом премии норвежского Фонда Fritt Ord и немецкого ZEIT Foundation за вклад в развите журналистики Восточной Европы. Раньше от Украины ее уже получали Сергей Лещенко и Mustafa Nayyem, Татьяна Чорновил, а также многие известные журналисты из других стран. Для нас честь быть среди награжденных. Там нам еще денежный приз полагается – 15 тысяч евро. Хотя деньги не малые, но мы быстро приняли решение как их потратить. Отдадим все на нужды наших бойцов на фронте”, – напомнил журналист обещание Гнапа.

Гнап1

Торбич заявил, что на конференции журналистов-расследователей в декабре 2018 года, он услышал информацию, что Дмитрий Гнап не отчитался перед коллегами за средства по какой-то премии.

“Я посоветовал коллегам обратиться к самому Дмитрию, чтобы выяснить, потому что точно должно быть какое-то объяснение. Тогда я не поверил, что могут быть какие-то злоупотребления. Об этой истории, за кучей разных дел я забыл и вспомнил только когда в понедельник 4 февраля увидел как в Facebook кто-то обвинял Дмитрия Гнапа в разных вещах. Я начал опровергать эти побасенки со ссылками на источники. И вспомнил эту историю, о которой слышал в декабре. Уточнил, обращались ли к Диме за объяснениями. Коллеги не обращались, желая не навредить новому политику от демократического лагеря. Поэтому я нашел эту публикацию об обещании отдать премию на помощь армии и обратился к Дмитрию в мессенджере с вопросом об отчете”, – объяснил журналист.

Он также обнародовал три версии о манипуляциях со средствами премии экс-расследователя Гнапа.

Версия первая

“Это было 4 февраля, в 21.32. Дмитрий предложил перезвонить и в 22.35 мы уже общались. Ориентировочно 10-15 минут. Если вычленить из всего сказанного утверждение, то получилось так: Около 2-х тысяч евро – переданы на нужды фронтовиков через журналистку и волонтерку Елену Козаченко. (Это единственная информация, которая подтвердилась – 1000 евро на одежду и 1000 евро на половину тепловизора, другую половину средств дособирали на благотворительном аукционе – Елена подтвердила чеками и фотографиями – прим.)”, – написал Торбич.

Гнап2

“Около 4-х тысяч евро, Дмитрий говорит, что передал на нужды фронта через журналисток и волонтерок Тату Воронову и Оксану Коваленко. При проверке этой информации оказалось, что Дмитрий Гнап, вместе с коллегами Натальей Седлецкой и Екатериной Каплюк передали 6000 евро из призового фонда другой премии – за расследование проекта Януковичликс. И было это в 2014 году. То есть еще до появления этих 15 тысяч евро, которые получила команда Слідства. По ссылке об этом информация“, – отметил он.

Торбич заявил, что по словам Гнапа другие средства решили, якобы по согласованию с редакцией “Слідство.Інфо” оставить в организации на черный день.

“Как объясняет Дмитрий, ну так армию уже стали лучше финансировать. Настал этот черный день, по первой версии Дмитрия, в марте 2018-го, когда у “Слідство.Інфо” закончился грант. Тогда якобы потратили около 2-х тысяч евро. На зарплаты и офисные расходы. А еще около 9-ти тысяч евро лежат “на депозитном ящике “Слідства.Інфо” в Приватбанке”. (Имелся в виду сейфовый ящик “Приватбанка”). Меня удивило, что редакция, от имени которой было публично пообещаны средства на фронт, согласилась оставить эти средства себе. Насколько я знал своих коллег, они бы так не поступили бы. И во вторник я начал проверять слова Дмитрия. Я пообщался с большинством журналистов и работников Слідства.Інфо из киевского офиса, которые были в проекте в 2015-2016 годах. С большинством непосредственно, а с операторами (уже 6-го февраля) через соучредителя ОО ” Слідства.Інфо ” Федора Сидорука. Все вспоминали, что действительно с редакцией согласовали потратить эти средства на помощь армии. Большинство в курсе о том, что какую-то часть средств потратили на помощь фронтовикам через Елену Козаченко. Никто не вспомнил чтобы с ними советовались насчет того, чтобы оставить часть этих средств для организации. Никто не знал, где остальные деньги из этих средств и на что они потрачены”, – рассказал он.

Версия вторая

Во вторник 5-го февраля в 20:57 Торбич снова обратился к Дмитрию. 

Гнап3

В 23.06 Дмитрий ответил. Много текста, поэтому о ключевом (если Дмитрий будет отрицать этот разговор, считая что я что-то исказил, то подтвержу это скрином).

“Об этих средства я на редакционном совещании говорил всем, как о нашем неприкосновенном запасе” (никто из Слідства Інфо эту информацию не подтвердил).

“Впрочем, совещание было два года назад, может потому многие забыли” (получается, что забыли все).

“Ячейка, я посмотрел соглашение, оформлена на меня, сорри, я провтыкал, думал, на ГО”. (После вопроса, как именно, хотя бы какого года оформлен ящик Дмитрий не вспомнил, говорил, что уточнит и сообщит – не сообщил по сей день, несмотря на повторное напоминание).

“В декларации Дмитрия за 2017-й год 9000 евро, или их эквивалента в гривнах (около 270 000 гривен), среди денежных активов не показаны. Зато отражен Hyundai Accent жены Натальи Пономаревой, приобретенный 23 марта 2015 за 403 тыс гривен. И квартира (67,5 кв.м) приобретена 7 октября 2016 года на Софиевской Борщаговке за 403 тыс. гривен тоже на жену. Но средства премии поступили после июня 2015 года. Запомните эту дату. Дмитрий говорит, что средства поступили на его счет. У “Слідства.Інфо” в то время не было счета. Однако создать банковский счет, при желании, можно за один день. Аналогичная премия, которую в тот же год вручили руководительнице Центра журналистских расследований Валентине Самар поступила на счет ее ГО”, – отметил Торбич.

По его просьбе Федор Сидорук обратился в фонд Fritt Ord с просьбой уточнить когда и на какой счет перечислена премия для Слідства Інфо.

“Что касается расходов, то я подниму свои записи, опрошу еще людей, надеюсь, записи сохранились. Правда, часть этих денег понадобилась именно тогда, когда Скрыпин заблокировал Слідству счета и более двух месяцев мы сидели без копейки денег”, – заявил Гнап.

“Кроме людей, которые просили им выплатить зарплату были еще и текущие расходы: такси, командировки, дроны … Решение приходилось принимать быстро, чтобы просто производственный процесс не остановился. Кто-то из надеюсь, кто получил зарплату из этой суммы, потому что дети голодные, как С *** Есть ********, может мне и подтвердят. А может и нет. Потому дело было более трех лет назад. И Аня [Бабинец] тогда даже об этом не знала, потому что была в декретном отпуске и весь проект был на мне. А как тебе смогу подтвердить расходы на покупку аккумуляторов, например для камеры? Или хард для журналиста? Где мне сейчас брать эту отчетность? “, – говорил Гнап.

Торбич спросил: История с Скрыпиным была в марте 2018 года? Ты именно об этом месяц говорил как черный день наступившего года. И в который потратили около 2-х тысяч евро.

“История с Скрыпиным произошла в 2016-м году, погугли. Когда он заблокировал счета “Слідства” и я начал поднимать вопрос его переизбрания. Спросите людей, как два или три месяца мы без зарплаты сидели. И не могли ничего оплатить. Вам повезло тогда, слава богу. В 2018-м закончился грант Сиды, то абсолютная другая история. Ты что-то путаешь, я говорил коллегам о том, что у нас есть остаток на черный день. Но, в 2018-м выкрутились, потому что пришел малый грант из Норвегии”, – заявил Гнап.

Торбич уточнил: А почему тогда говорил, что 4000 из этих 15-ти передал Тате Вороновой и Оксане Коваленко?

Дмитрий: А это разве не с этой премии?

Торбич: Эта премия в 2015-м. А подарок в 2014-м с Януковичликс.

Дмитрий: Ну, когда ты меня в полночь спрашиваешь о событиях 4-5 летней давности, то я могу что-то и перепутать. Ты помнишь все детали своей работы за это время?

Здесь Торбич вставил ремарку: Напомню, что написал Дмитрию в мессенджере в 21.32. Он ответил в 21.41, сказал, что наберет меня. Я сказал, что лучше пусть позвонит в мессенджере, “ну там или завтра днем, чтобы не отвлекать тебя вечером”. Но Дмитрий сказал, что все равно раньше двух ночи спать не ложится. Но сейчас заходит в метро, ​​потому позвонит позже. Позвонил в 22.35.

Версия третья

“В среду я продолжил проверять информацию. Удалось получить информацию от операторов и от бухгалтеров. Сейчас имею подтверждение двух бухгалтеров, в 2016-м задержки с выплатами не было. Задержка с выплатами была в апреле и мае 2015 года – до получения премии на руки. И все с кем общался подтвердили, что ждали эти два месяца – денег им не платили. Операторы подтвердили, что вся техника приобретена в конце 2015 года, когда были гранты. А если в декабре 2015 г. был приобретен аккумулятор – он стоил максимум 100 евро”, – заявил Торбич.

Среда, 6-го февраля 14.55.

Гнап4

гнап5

гнап6

“Это последние слова переписки. К сожалению, Дмитрий до сих пор информации не сбросил. К чести Ани Бабинец, которая сейчас возглавляет ОО “Следствие Инфо”, и которую я держал в курсе, проверяя информацию, она рассказала сегодня об этой истории. Добилась от Дмитрия обещания вернуть 9100 евро, о которых он говорит, что они на ячейке в “Приватбанке”. Но из 15 тысяч евро премии “Слідство Інфо” 13 тыс. сейчас нет. И подтверждения где они тоже нет”, – резюмировал он.

Торбич также отметил, что перед тем как опубликовать результаты этой проверки информации, он показал ее 10-ти участникам проекта “Слідство Інфо” 2015-2016 для того, чтобы выслушать советы и предложения и узнать стоит ли все это сообщать.

“Федор Сидорук, Максим Опанасенко, Любомир Ференс, Елена Васина, Елена Козаченко, Антонина Торбич, Александр Курбатов, Дмитрий Бондарь, Мария Землянская, Олег Оганов. Коллеги согласовали”, – заявил он.

Сегодня стало известно, что кандидат в президенты Дмитрий Гнап забыл передать на помощь Вооруженным силам Украины девять тысяч евро премии, полученной проектом “Слідство.Інфо” в 2015 году.

Руководитель ресурса “Слідство.Інфо” Анна Бабинец заявила, что Дмитрий Гнап больше половины денежного приза премии “Свободная пресса Восточной Европы – 2015” перечислил на свой банковский счет, хотя изначально обещал всю сумму направить на армию.

По ее словам, почти четыре года назад агентство получило премию “Свободная пресса Восточной Европы-2015”, денежный приз составил 15 тыс. евро.

“На то время руководитель “Слідство.Інфо” Дмитрий Гнап от имени команды публично заявил, что эти деньги будут потрачены на помощь армии. На днях ко мне обратились коллеги из другого медиа с вопросом о судьбе этих денег. Все это время я была уверена, что приз действительно пошел на армию. Начали разбираться. Выяснилось, что премия была перечислена на банковский счет Дмитрия (возможно, потому, что счета ОО “Слідство.Інфо” были открыты лишь в декабре 2015-го, а премия поступила где-то за полгода до этого)”, – отметила Бабинец.

Журналист рассказала, что по словам Гнапа, 2 тыс. евро действительно были переданы в помощь армии, 3900 евро пошли на расходы организации (были дыры в финансировании) и 9100 евро до сих пор находятся на банковском счете Дмитрия Гнапа.

Дмитрий Гнап заявил, что намерен в ближайшее время вернуть команде проекта “Слідство.Інфо” более 9 тысяч евро денежного приза премии “Свободная пресса Восточной Европы – 2015”.

Сегодня внефракционные народные депутаты, члены партии “Сила людей”, Остап Еднак и Наталья Веселова обратились к Гнапу с призывом отказаться от участия в выборах. 

Гнап ответил на призыв депутатов партии “Сила людей” и заявил, что не будет снимать свою кандидатуру с выборов президента.

3 февраля бывший журналист Дмитрий Гнап подал документы в Центральную избирательную комиссию для регистрации кандидатом в президенты Украины.
2 февраля бывший журналист Дмитрий Гнап, которого партия “Сила людей” выдвинула кандидатом в президенты Украины, собрал 2,5 миллиона гривен для предусмотренного законом президентского взноса в Центральную избирательную комиссию (ЦИК).
20 января Партия “Сила людей” выдвинула бывшего журналиста Дмитрия Гнапа кандидатом в президенты Украины.