Прокуратура Автономной Республики Крым совместно с Украинским Хельсинкским союзом по правам человека и Региональным центром прав человека передала в Международный уголовный суд доказательства использования российскими военными гражданского населения во время захвата объектов на территории Крыма в 2014 году.

Об этом сегодня, 26 февраля, сообщили в пресс-службе прокуратуры АР Крым.

“Было установлено, что силы РФ умышленно перемещали гражданское население к объектам Вооруженных сил Украины, находясь за спинами людей в момент блокировки и захвата этих объектов. В таких условиях украинские военные не могли применить оружие для защиты от нападения”, – заявили в прокуратуре.

По информации ведомства, речь идет о не менее 10 военных объектах Вооруженных сил Украины с привлечением минимум тысячи гражданских лиц.

В прокуратуре утверждают, что такие “живые щиты” состояли из четырех категорий гражданских лиц: крымчан; лиц, перемещенных с территории РФ; представителей “казачества”; участников так называемой “Крымской самообороны”.

“Показательным является захват военно-морской базы в с. Новоозерном, во время которого было задействовано не менее 300 человек, среди которых были мужчины и женщины, подростки и пожилые люди”, – заявили в прокуратуре.

Крым

Фото: прокуратура АР Крым

Заместитель прокурора АР Крым Игорь Поночовный отметил, что согласно ст. 8 Римского статута Международного уголовного суда такие действия следует квалифицировать как отдельный вид военных преступлений. Запрет использования “живых щитов” также закреплен и в статье 28 IV Женевской конвенции, статье 51 Дополнительного протокола к Женевским конвенциям и норме 97 обычного международного гуманитарного права.

“К тому же, умышленное использование гражданского населения для прикрытия военных операций нарушает обязательства принимать все возможные меры предосторожности для различения гражданских объектов и военных целей”, – рассказал Поночовный.

Сейчас прокуратура АР Крым проводит досудебное расследование по ст. 438 Уголовного кодекса Украины.

В ведомстве отмечают, что использование населения во время активной фазы оккупации в феврале-марта 2014 года отличается от общепринятой трактовки этого преступления в международной практике.

“Среди населения, которое выступало в качестве “живого щита” были и лица с пророссийскими взглядами, участие которых поощрялось, а также те, кто собирался перед военными объектами вследствие угроз или шантажа. В таких случаях государство-оккупант также обязано не допустить присутствия гражданского населения в потенциально опасных для ведения боевых действий местах”, – сообщили в прокуратуре.

Это уже шестое представление информационного сообщения в Международный уголовный суд прокуратурой Автономной Республики Крым, Украинским Хельсинкским союзом по правам человека и Региональным центром прав человека с 2016 года.

Сегодня, 26 февраля, День сопротивления Крыма российским оккупантам. В этот день в 2014 году в Симферополе прошел многотысячный митинг с участием крымских татар и проукраинских активистов в поддержку территориальной целостности Украины и против проведения внеочередной сессии Верховной Рады АРК.
По словам Президента Украины Петра Порошенко, Российская Федерация разместила в оккупированном Крыму до 32,5 тыс. российских военных, сотни единиц боевой техники и превращает полуостров в стартовую площадку для своих ракет.
Постоянный представитель России при ООН Василий Небензя заявил, что Россия “навсегда” закрепила свой суверенитет за полуостровом Крым.

СПРАВКА. Международный уголовный суд (МУС) – это первый постоянный международный орган уголовной юстиции, в компетенцию которого входит преследование лиц, ответственных за геноцид, военные преступления и преступления против человечества. Располагается в Гааге. Не входит в официальные структуры Организации Объединённых Наций.