Украинские правозащитники заявляют о нечеловеческих условиях содержания пациентов в некоторых психиатрических заведениях страны.

Как сообщает ВВС, наблюдатели из Национального превентивного механизма (НПМ) рассказывают о случаях на Черниговщине, когда подопечные психоневрологических интернатов годами не выходят на улицу, не получают медицинской помощи, живут в грязи и спят в инвалидных колясках вместо кроватей.

В одном случае правозащитники рассказали о женщине с опухолью груди, которую 3 года не осматривали врачи.

Правозащитники говорят, что подобные недостойные условия содержания больных могут быть и в психиатрических заведениях других областей.

Наблюдатели из Национального превентивного механизма, который работает совместно с офисом омбудсмена, имеют неограниченный доступ к местам несвободы, таким как тюрьмы, СИЗО, детские дома или режимные интернаты.

“Целью таких проверок является именно приход без предупреждения, чтобы увидеть, какая там ситуация внутри и в каких условиях живут люди”, – объясняет Надежда Колесникова из Центра информации о правах человека.

Левоньківська лікарня

Похожие истории правозащитники рассказывают и о Любецком психоневрологическом интернате.

В отделении для склонных к побегу женщин, нет душа, говорят правозащитники. По словам самих пациенток, их моют водой из шланга.

“Подопечные из отделения для лежачих вообще не видят солнечного света. На входе в здание нет пандуса, и люди годами не выходят на улицу, не видят солнца и не дышат свежим воздухом”, – говорит Татьяна Печончик, председатель Центра информации о правах человека.

Правозащитники обращают внимание, что в таких заведениях персонал часто перегружен работой. На одного работника может приходиться несколько десятков пациентов.

Їжа

“Если говорить о таких организациях, то у нас там – позапрошлый век, катастрофическая ситуация”, – подчеркивает Печончик.

По данным правозащитников, в Любечском интернате для лечения каждого больного предусмотрено лишь 1,45 грн. в сутки.

“Первое впечатление, когда мы вошли в интернат – это страшный смрад и опасения людей что-то говорить. Было видно, что они боятся персонала. Говорили, что их очень ругают и могут оскорблять матом, но сказали, что не применяют физической силы”, – отметил правозащитник Сергей Буров после визита в Гродненский психоневрологический интернат для женщин.

Городнянський інтернат

По его словам, в тесной комнате с одной кроватью они с коллегами увидели двух женщин, одна из которых “постоянно живет в коляске”.

“Говорит, что ее это устраивает и она к этому уже привыкла. К сожалению, отношение персонала такое, что главное, чтобы этих людей никто не видел и они не мозолили глаза всем остальным “, – рассказывает Буров.

Его коллега, Ирина Сергиенко из офиса уполномоченного Верховной Рады по правам человека, делится впечатлениями от визита в отделение, где лежат 38 прикованных к постели женщин.

“Сразу, в первой комнате, посмотрев, в каких условиях находится женщина, развернув одеяло на ней, мы увидели на постели ногти, которые отпали сами собой, потому что их никто не стриг”, – говорит Сергиенко.

Далее они с коллегами обнаружили еще двух женщин с пролежнями, которые лежали на неудобных старых кроватях “с сеткой, прогнутой почти в пол”.

Городнянський інтернат

“Ужасный запах свежей мочи. Каждая женщина была без нижнего белья, без памперса. Когда мы спросили персонал и медсестру о памперсах, они сказали, что памперсы есть, просто не успели их надеть”, – говорит она.

В одной из женщин увидели опухоль над молочной железой, которая кровоточила. Никаких медицинских документов с диагнозом у больной не было, – говорят правозащитники. После разговора с медсестрой выяснилось, что последний раз женщину обследовал онколог около 3 лет назад.

Правозащитники говорят, что по результатам визита будут готовить обращение омбудсмена к представителям власти с требованием не допускать такой жестокости в уходе за больными и изменить подход к опеке над ними.

Правозащитники говорят, что проблема не только в катастрофическом недостатке финансирования, но и в том, что персонал таких заведений часто не имеет достаточной квалификации.

“Персонал не обучен, не видел, как может быть по-другому”, – делится впечатлениями после визитов в психиатрические заведения Владимир Шурдук, специалист по психиатрии.

“Это мировоззренческие проблемы людей, работающих там. Мы заточены на то, чтобы это менять”, – говорит он.