В сентябре 2015 года при офисе верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности группа экспертов East Stratcom Task Force начала борьбу с российской пропагандой. #Буквы решили перевести статью Kampf gegen russische Propaganda, опубликованную в немецком издании Westdeutsche Zeitung, в которой журналисты проанализировали, насколько успешно ЕС борется с пропагандой Кремля.

Не в нашем измерении существует мир, в котором немецкие танки типа Леопард  I и II в сентябре 2014 пересекли границу Украины. Они были замечены на шоссе во Львове и направлялись на восток. В этом же мире немецкое правительство покупает чешских проституток, чтобы удовлетворить сексуальные потребности молодых беженцев. Потом эти проститутки должны распространять половые заболевания среди чехов – в отместку за их нежелание принимать беженцев. В этом мире по заданию ЦРУ наркоманы, притворившись эмигрантами-мусульманами, устроили беспорядки в предновогоднем Кельне. А заплатили им героином, купленным на средства налогоплательщиков.  

Постоянная массовая дезинформация стала частью стандартного репертуара российской внешней и внутренней политики. Ее осуществляют государственные телекомпании, газеты и цифровые средства массовой информации, и бюджет, выделенный на нее, состоит из кругленькой суммы в трехзначное число миллионов евро. В России и странах бывшего восточного блока рассказывают выдуманные или сфальсифицированные истории о вероломстве Запада, на Западе укрепляется теория заговора и подозрений в адрес НАТО, ЕС и всего, что стало на пути агрессивной российской военной политики в Украине и Сирии.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В США назвали стоимость российской пропаганды и борьбы с ней

Сущий переворот и “открытие глаз” в Европе произвела российская дезинформация, последовавшая после того, как турецкие военные сбили российский истребитель. Владимир Путин намекнул, что Эрдоган сделал это, чтобы прикрыть делишки его сына Билала с террористами ИГИЛа.  Сына турецкого президента даже окрестили теневым нефтяным министром Исламского государства, а российские СМИ выдали на-гора фотографии Билала с “джихадистами и официальными представителями ИГИЛ”, которые на проверку оказались владельцами стамбульского ресторана Cigeristan.

Сейчас на повестке дня российских медиа стоит создание имиджа беженцев как потенциальных, а то и реальных насильников. Только на прошлой неделе российский “Первый канал” распространил историю 13-летней русской девочки, якобы похищенной и неоднократно изнасилованной мусульманскими иммигрантами в Берлине. Даже свидетелей преступления, дядюшку и тетушку жертвы, удалось найти вездесущим российским журналистам.  

В результате – берлинской полиции пришлось постить разъяснения даже в Facebook: “Заявление о пропаже девочки действительно было, что всколыхнуло целую бурю обсуждений в социальных сетях. Но она быстро нашлась, и не была ни похищена, ни изнасилована, что четко указано в наших отчетах”.  Впрочем, канал “Россия 24” это не убедило. Они пошли дальше, взяв интервью у так называемой жертвы насильников. Русская немка с готовностью заявила, что на нее давили, по словам “жертвы”, немецкая полиция заставила ее сказать, что она пошла с мигрантами добровольно.  

Когда дело доходит до Путина, Кремль самолично прикладывает руку. Недавнее интервью российского президента изданию Bild было выложено в переводе на официальном сайте учреждения. Впрочем, оно оказалось не только на треть длиннее оригинала, но и значительно прибавило в уважительности. Перевод подвергся целенаправленным манипуляциям: например, фраза Was ist so fürchterlich schiefgelaufen im Verhältnis zwischen Russland und dem Westen? (“Что так ужасно не сложилось в отношениях между Россией и Западом?”) была переведена как “Что мы сделали не так?”

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Стала известна технология антиукраинской пропаганды на российском ТВ

Впрочем, противодействие гигантской пропагандистской машине можно охарактеризовать как “неспешное”. Еще в прошлом году министры иностранных дел Дании, Эстонии, Великобритании и Литвы настоятельно попросили верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерику Могерини предпринять меры против постоянной дискредитации Запада, делегитимизации законных правительств и деморализации населения. На что Брюссель ответил довольно вяло.

В сентябре при Дипломатической службе в области стратегических коммуникаций Брюссель создал бригаду из десяти сотрудников, которую назвали несколько напыщенно – East StratCom Task Force, и которая до сих пор мало что противопоставила даже грубейшей российской дезинформации. В чем же заключалась до сегодня ее деятельность? В диапазоне охвата East StratCom Task Force находится сеть из 450 журналистов, гражданских организаций и государственных учреждений из более чем 30 стран. Их сведения “войска потиводействия” суммируют в еженедельном отчете – дальше этого их работа пока не распространяется.

Эффективность разъяснительной политики ЕС в соседних восточных странах и укрепления там независимых СМИ также под вопросом. Группа просто “стремится опровергнуть обвинения пропаганды”. В то время, как рупоры пропаганды Russia Today и Sputniknews, финансируемые и управляемые российским правительством, имеют собственные представительства, например, в Германии, East StratCom Task Force даже собственного русскоязычного вещателя не планирует.