У беспилотных летательных аппаратов, примерно таких, какие любой может купить в магазине радиоуправляемых игрушек, есть бесконечный потенциал для того, чтобы делать мир лучше. Они могут служить полиции, искать пропавших без вести, снимать невероятные клипы и даже спасать жизнь. С каждым годом, если не месяцем беспилотники становятся эффективнее, быстрее, маневреннее и доступнее. Но что бывает, когда эти дроны переходят на темную сторону?

Отчет британского аналитического агентства Open Briefing пытается ответить на вопрос, насколько реальна угроза от гражданских беспилотников и следует ли их бояться.

Если коротко, угроза реальна. По мнению аналитиков, самые обычные, повсеместно продаваемые дроны из-за своих возможностей и доступности уже представляют серьезную опасность, когда попадают в дурные руки, но что еще хуже, вскоре к летающим беспилотникам добавятся эффективные наземные и подводные аппараты, которые предоставят террористическим, повстанческим и криминальным группировкам широкое поле для действий.

В настоящее время ориентированные на гражданский рынок дроны нельзя назвать важной частью арсенала террористических организаций. Даже в получившем огласку случае, когда стало известно о небольшом беспилотнике ИГИЛ, летавшем над позициями сирийской армии в 2014 г., популярная модель Phantom FC40 использовалась, вероятно, в целях пропаганды. Эксперты собрали немало свидетельств того, что ИГИЛ все активнее использует дроны, но в основном аппараты применялись для сбора разведывательных данных. Тем не менее уже есть сведения и о случае военного использования коммерческого беспилотника: в декабре 2015 г. в прессе появились сообщения о летательном аппарате, груженном взрывчаткой, сбитом курдами над территорией Сирии.

Это был первый известный эпизод, который пока даже не считается доказанным фактом, и большинство коммерческих беспилотников не могут поднимать тяжелые грузы, способные нанести большой вред. Но это не значит, что они неэффективны: по выражению политолога RAND Corporation Колина Кларка, летящий на противника дрон сам по себе “вселяет в сердца ужас”. А учитывая то, что ИГИЛ охотно принимает современные технологии и адаптируется к новому, эксперты опасаются, что террористы в конце концов научатся в полной мере использовать беспилотные аппараты в своих целях.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Гонки дронов становятся в США зрелищным бизнесом

“То, что у “Исламского государства” не получается успешно использовать дроны для атак в Ираке и Сирии, означает, что этот способ нападения имеет свои сложности. Однако Ирак и Сирия позволяют группировке тестировать и совершенствовать способы доставки взрывных устройств посредством воздушных и наземных аппаратов. Многочисленные источники предполагают, что после такого усовершенствования группировка начнет применять целые стаи дронов для обхода обороны и осуществления атак”, – предупреждает глава Open Briefing Крис Эббот.

Отчет аналитического центра предостерегает об опасности беспилотников не только в далеких странах, где идет война. Широкая доступность дронов означает, что они могут работать на «плохих парней» где угодно, в любой точке мира. Одиночка, который слетел с катушек. Террористы. Наркоторговцы. Промышленные шпионы. Активисты-радикалы всех сортов. Список злых дел, для выполнения которых пригодится недорогой беспилотный аппарат, так же велик, как список добрых, констатируют авторы отчета.

Происшествия с беспилотниками кажутся не слишком пугающими – в Вашингтоне летательный аппарат свалился на лужайку перед Белым домом; в Сиднее кто-то не справился с управлением, и дрон врезался в здание Оперного театра. В Токио квадрокоптер активиста приземлился на крыше офиса премьер-министра, в качестве груза к нему был прикреплен контейнер с радиоактивным песком. Но за мелкими инцидентами скрывается большая угроза: обычный беспилотник, похожий на сотни тысяч других, может незамеченным оказаться где угодно – у административного здания, стадиона, театра. И если физический ущерб от коммерческого дрона будет небольшим (девайс не умеет поднимать серьезные тяжести), то психологический и агитационный эффект может оказаться куда значительнее.

Можно ли бороться с враждебно настроенными летательными аппаратами? По мнению экспертов Open Briefing, это возможно, причем как пассивными (законодательно установленные бесполетные зоны вокруг важных объектов, ограничения, зашитые в девайс на этапе производства, радары), так и активными методами (да, мы будем сбивать беспилотники лазерами). Но можно ли полностью предотвратить угрозу? К сожалению, констатируют аналитики, контролировать технологии дистанционного управления летательными аппаратами невозможно – можно лишь попытаться контролировать тех, кто ими управляет.