Первый заместитель председателя ОПЗ Николай Щуриков рассказал о коррупционных схемах бывшего президента Грузии Михеила Саакашвили и о том, что в Генеральной прокуратуре Грузии до сих пор актуальны обвинения против экс-главы государства.

Об этом Щуриков написал в своем блоге.

“Новые коррупционные механизмы, возникшие в Грузии после “революции роз”, переключились с рядовых граждан на бизнес. По неофициальным данным, в 2005 году как минимум 30 компаний регулярно вносили деньги на счета для “государственного рэкета”, аккумулировав на них $277 млн по тогдашнему курсу. Одновременно с этим бизнесмены стали активно “дарить” активы государству, о чем свидетельствуют данные нотариусов. Жертвами передела собственности стали акционеры завода “Электровагошемкетебели” (42 %), “Эльмавалмешенебели” (29 %) и Жинвальской ГЭС (61 %)”, – отметил Щуриков.

Первый замглавы ОПЗ напомнил, что в 2014 году Саакашвили был обвинен в разгроме компании “Имеди” и изъятии собственности у ее учредителя Бадри Патаркацишвили. Так, в 2011 году представитель администрации Саакашвили заключил договор с наследниками Патаркацишвили, согласно которому последние отказывались претендовать на телекомпанию. “Впрочем, захватчики “милостиво” предложили семье покойного бизнесмена активы на общую сумму $400 млн. На соглашении был поставлен гриф “секретно”, так что о его существовании стало известно лишь после смены власти”, – отметил Николай Щуриков.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Щуриков рассказал о претендентах на покупку ОПЗ: «Билоус и Гройсман уговаривают покупателей из Омана»

По его словам, недвусмысленные действия предпринимались правительством Саакашвили не только против местных участников рынка. В истории Руставского металлургического завода (РМЗ) примечательно следующее – итальянские инвесторы заявляли, что в обмен на решение “проблем” от главы Торгово-промышленной палаты Грузии поступило предложение отказаться от контроля над 30 % акций РМЗ.

“В 46-страничном докладе общественной организации HRIDC (Центр прав человека) перечислены наиболее громкие нарушения имущественных прав в Грузии в период 2003-2007 гг. Оказывается, “распиливая” крупные предприятия, власти не брезговали и придорожными шашлычными”, – отметил Щуриков.

saakashv

Стоит отметить, что большой резонанс получило “дело Сванидзе”. Бизнесмен Джемаль Сванидзе получил от представителя президента в парламенте Грузии Дмитрия Китошвили предложение продать свою долю акций оператора Geocell некоему Гураму Гогуа, оказавшемуся подставным лицом. Стоимость пакета составляла $10 млн, однако представитель власти настаивал на сумме $250 тыс. Китошвили признал, что принимал участие в переговорах и способствовал сделке.

Сам Сванидзе утверждал, что Китошвили “обхаживал” его от имени партии Саакашвили “Единое национальное движение”, заявляя, что акции пойдут на ее нужды. По делу обвинялся и экс-министр обороны Ираклий Окруашвили, который после перехода в оппозицию подтверждал, что Саакашвили использовал незаконные методы для заключения выгодных сделок.

В 2007 году по требованиям иностранных спонсоров Грузии был наведен формальный порядок, однако поборы в разной форме (включая принуждение к покупке определенных товаров) продолжились.

Высшие госчиновники обвинялись и в манипуляциях, связанных с приватизацией. Это касалось, например, приобретения шести гидроэлектростанций и двух дистрибьюторских энергокомпаний чешской компанией Energo-Pro по цене, заниженной почти втрое – вместо озвученной по итогам торгов суммы в $312 млн покупатель заплатил только $123 млн.

“В целом, какой пример ни возьми, “эволюция” коррупции в Грузии оказывается очевидной. Если раньше передел денег происходил на уровне мелких чиновников, то после реформ, символом которых стали прозрачные стены в полицейских участках, коррупционные схемы обосновались на самой верхушке власти”, – подытожил первый замглавы ОПЗ Николай Щуриков.

Кроме того, по его словам, на сайте Генеральной прокуратуры Грузии можно подробно ознакомиться со статьями расходов экс-президента Саакашвили, включая траты на дорогих поваров, парикмахеров и одежду ручной работы. Указанная информация актуальна по сей день.

IMG 0186

В декабре 2015 года тогдашний глава Одесской ОГА Михеил Саакашвили обвинил Кабинет Министров Украины во главе с бывшим Премьер-министром Арсением Яценюком, а также крупных бизнесменов в причастности к масштабной коррупции в стране. В обнародованной им схеме фигурировали, в частности, “Укрзализныця”, “Укрспирт” и Одесский припортовый завод.
Первый заместитель директора ОПЗ Николай Щуриков заявлял, что прослеживается целенаправленная работа по понижению стоимости ОПЗ. Замгендиректора Одесского припортового завода также раскрыл причины срыва приватизации предприятия. По его словам, экс-губернатор Одесской области Михеил Саакашвили взял на себя обязательства привести “понятных” и проверенных покупателей для ОПЗ. Это была компания из Омана, с хозяином которой у Саакашвили “были уже выстроены отношения еще в период его президенства в Грузии”. Впоследствии сделка сорвалась.
В Фонде госимущества предложили снизить стартовую цену ОПЗ до $150 млн. Конкурс по продаже ОПЗ пройдет 14 декабря.