Святошинский районный суд Киева в пятницу, 2 декабря, провел в режиме видеоконференции допрос экс-командующего внутренними войсками МВД Станислава Шуляка по событиям Революции Достоинства.

Он утверждает, что не получал и не отдавал приказов о применении огнестрельного оружия в отношении активистов Майдана, а также не знает, кто их расстреливал.

#Буквы собрали ключевые заявления Шуляка.

ПРИКАЗ НА РАССТРЕЛ МАЙДАНА

Станислав Шуляк уверяет, что ему неизвестно о планировании спецоперации силового разгона Майдана 20 февраля 2014 года, и он лично такого приказа не получал и не отдавал.

“Мною не отдавалось такого приказа, потому что он не нужен. Действия сотрудников правоохранительных органов определены законом, в том числе по применению спецсредств”, – сказал он.

Он уточнил, что все функции внутренних войск для исполнения ими служебных обязанностей определены соответствующим законом, который не требует отдавать какие-либо дополнительные приказы.”Поэтому могу сказать: ни замысла, ни документов, ни распоряжений устных или письменных я не получал”, – отметил Шуляк.

АВТОМАТЫ “КАЛАШНИКОВА” И АКТИВИСТЫ ЕВРОМАЙДАНА

Бывший командующий внутренними войсками (ВВ) МВД Станислав Шуляк в ходе видеодопроса сообщил, что его наблюдатели якобы зафиксировали факт выдачи огнестрельного оружия из легкового автомобиля протестующим.

“Мне поступил доклад, что из автомобиля “Жигули” пятой или седьмой модели в районе улицы Заньковецкой производилась раздача оружия гражданским лицам. Количество людей не уточнялось. Оружие по внешнему виду идентифицируется как автомат “Калашникова”, – утверждал он.

По словам Шуляка, выдача оружия происходила на подконтрольной активистам Евромайдана территории.

ПОГИБШИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛИ

Станислав Шуляк в ходе видеодопроса рассказал о потерях среди правоохранителей во время событий на Евромайдане.

“Мне очень тяжело и прискорбно, что те события обременены большими утратами как среди мирного населения, так и среди правоохранителей. Мне очень обидно, что мне было зачитано обвинение в моей причастности к преступлениям… Мы выполняли свои служебные полномочия. Если мы где-то и превысили полномочия, то это установит суд. Но почему-то сегодня никто не говорит, что в период с ноября 2013 по февраль 2014 гг. погибло 23 правоохранителя. 932 работника правоохранительных органов были ранены, 257 – это тяжелые ранения. Это свидетельствует о том, что в отношении них были применены тяжелые меры воздействия”, – заявил Шуляк.

Он уточнил, что в разгар кровавых событий – 20 февраля – погибли 6 сотрудников правоохранительных органов: 4 бойца спецподразделения “Беркута”, 1 сотрудник патрульно-постовой службы и 1 военнослужащий внутренних войск. Все они получили огнестрельные ранения.

“БЕСПОРЯДКИ” НА МАЙДАНЕ И УСИЛЕННЫЙ РЕЖИМ СЛУЖБЫ

Станислав Шуляк в ходе видеодопроса сообщил, что после 1 декабря сотрудники внутренних войск начали нести службу в усиленном режиме.

По его словам, причиной усиления работы правоохранителей стали “беспорядки”, которые начались на Майдане и позже перешли на Банковую.

“Во второй половине дня 1 декабря начались беспорядки на Майдане. Служба велась в штатном режиме. Выявленные беспорядки пресекались. Так как количество протестующих росло, было принято решение усилить отряды охраны и выдвинуть спецсредства”, – отметил Шуляк.

По словам Шуляка, более ста правоохранителей получили различные травмы – это сотрясение головного мозга, многочисленные ушибы, переломы конечностей, повреждение слизистых оболочек из-за применения газовых баллончиков.

МАЙДАН И СПЕЦПОДРАЗДЕЛЕНИЕ “ОМЕГА”

Станислав Шуляк проинформировал, что после убийства пяти правоохранителей он принял решение задействовать спецподразделение “Омега”. Он подчеркнул, что во время несения службы в штатном режиме у правоохранителей есть травматическое оружие и баллончики.

“После 18 февраля, после того, как погибли пять сотрудников внутренних войск, я принял решение задействовать спецподразделение “Омега”. Данное решение было принято с целью усиления наблюдения за окружающей обстановкой и выявления случаев применения огнестрельного оружия, а также чтобы пресечь такие действия со стороны протестующих”, – подчеркнул Шуляк.

Тем не менее, по его словам, вооруженные подразделения находились в тылу, дополнительного оружия они якобы не получали. Шуляк заверил, что, кроме спецподразделения “Омега”, ни одно другое подразделение Внутренних войск боевым оружием не располагало.

“Спецподразделение “Омега” не нуждается в каком-то особом приказе на выдачу огнестрельного оружия, потому что находится в режиме боевого дежурства каждый день с оружием”, – отметил он.

При этом Шуляк утверждает, что не давал приказа на размещение спецподразделения “Омега” на перекрестке улиц Институской и Ольгинской.

На вопрос о том, были ли на вооружении подразделения “Омега” снайперские винтовки Sako TRG Станислав Шуляк отметил, что не владеет данной информацией, при этом подчеркнув, что в подразделениях ведется книга учета выдача оружия. “Там можно проверить данную информацию”, – заявил он.

На вопрос, кто конкретно докладывал Шуляку по ситуации на ул. Институтской 20 февраля 2014 года, экс-командующий внутренними войсками ответил, что доклады поступали от дежурных офицеров командных пунктов в порядке дежурства.

ОТСТУПЛЕНИЕ СИЛОВИКОВ 20 ФЕВРАЛЯ

Станислав Шуляк утверждает, что одной из причин отступления сотрудников правоохранительных органов по улице Институтской утром 20 февраля 2014 года были огнестрельные ранения.

“Отступление 20 февраля было обосновано тем, что протестующие начали движение вверх по улице Институтской со стороны улицы Грушевского после того, как с Майдана были отведены войска, по которым велся огонь из огнестрельного оружия”, – сообщил он.

Шуляк отметил, что огонь непосредственно по сотрудникам Внутренних войск и милиции утром 20 февраля, согласно докладам, велся со стороны консерватории.

“Оттуда было несколько выстрелов крупной дробью, а также были другие выстрелы, тяжело сказать из каких видов оружия, но могу сказать, что это было нарезное оружие”, – подчеркнул он.

На вопрос, были ли предприняты меры, направленные на ликвидацию стрелявших или их задержание, экс-командующий внутренних войск МВД заявил, что их трудно было идентифицировать.

“Реакцией была постановка задачи при выявлении лиц, ведущих огонь с указанных огневых позиций, пресечь эти действия вплоть до применения оружия. Но поскольку территория была очень задымлена и трудно было идентифицировать позицию стреляющего, согласно докладу дежурного командного пункта, было невозможно вести огонь по причинам безопасности, поскольку там были другие люди”, – заявил Шуляк.

ПРИМЕНЕНИЕ СИЛОВИКАМИ ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ НА МАЙДАНЕ

Станислав Шуляк в ходе видеодопроса в Святошинском райсуде Киева сообщил, что докладов о применении бойцами внутренних войск огнестрельного оружия 18 и 20 февраля на Майдане не поступало.

“Доклада о применении огнестрельного оружия личным составом внутренних войск не поступало”, – сказал Шуляк.

Он также отметил, что не знает, какими воинскими формированиями осуществлялся расстрел участников мирных акций на Майдане Независимости.

Кроме того, Станислав Шуляк заявил, непосредственно на улице Институтской не находился. Всю информацию ему предоставляли, либо он ее узнавал из средств массовой информации.

“Я не могу сказать о принадлежности людей, которые вели огонь, я не имею для этого достаточно информации”, – заявил Шуляк.

ЗВОНОК ВИТАЛИЯ КЛИЧКО

Станислав Шуляк утверждает, что во время событий Революции Достоинства ему позвонил человек, который представился Виталием Кличко и предложил перейти на сторону митингующих.

По словам Шуляка, сначала к нему поступил звонок от мужчины, который представился представителем партии “Удар” и предложил присоединиться к участникам Революции Достоинства. Шуляк отказался. Позже поступил второй звонок.

“Ко мне позвонил человек, который представился Виталием Кличко. Не могу четко сказать, был ли это Кличко, но по голосу это был он. Он мне предложил поддержать митингующих и присоединиться к акции протеста, за что я не буду обижен материально. Меня это возмутило. Я ответил вопросом на вопрос, что раз вы меня считаете порядочным офицером, вы мне, военному человеку предлагаете изменить государству? Как это рассматривать? Как оскорбление? Разговор прошел в теме: “Вы же понимаете, что все равно вы ничего не сделаете”… Я сказал, что не желаю продолжать этот разговор. На что получил ответ : “Непринятие этого предложения будет иметь сильное влияние на вас в будущем, и вы не представляете, против каких людей вы идете”, – отметил Шуляк.

Говоря о том, известно ли Шуляку что-то о возможной спецоперации, о замысле по разгону мирных протестующих 20 февраля, он сказал: “Лично мне никаких замыслов со стороны моих руководителей, мне такие замыслы не оглашались. Я никаких приказов в отношении этого не отдавал”.

“Нас унижали, но мы терпели ради одного – чтобы по-мирному договориться”, – подчеркнул он.

ОБСТРЕЛ АКТИВИСТОВ ЕВРОМАЙДАНА 20 ФЕВРАЛЯ БЫЛ СПЛАНИРОВАННЫМ

Бывший командующий внутренних войск МВД Украины уверен, что применение огнестрельного оружия 20 февраля 2014 года на Майдане было тщательно спланировано и организовано.

“Когда я узнал, что от огнестрельного оружия начали погибать люди, была отдана незамедлительная команда спецподразделению “Омега” немедленно устанавливать места, откуда ведется огонь, для пресечения возможность применения огнестрельного оружия. Но хочу вам сказать, как военный человек, о том, что данное деяние было очень хорошо и заранее спланировано и подготовлено. Я могу предполагать, что каждый стреляющий даже знал количество своих выстрелов и заранее знал, где и с какого окна он будет стрелять. Поэтому все выстрелы прошли за очень небольшой промежуток времени, ни один выстрел не повторился с огневой позиции, с которой был произведен ранее, что полностью свело на нет возможность обнаружения позиции, с которой ведется огонь, и противодействия этому”, – сообщил Шуляк.

По его мнению, траектория обстрела свидетельствует, что огонь велся из окон гостиницы “Украина”, а не из-за бетонных баррикад на ул. Институтской. 

Шуляк также проинформировал, что что в 22:00 20 февраля 2014 года ему сообщили о 80 погибших протестующих.

На вопрос адвоката стороны потерпевших о том, предпринял ли Шуляк какие-либо действия, чтобы предотвратить гибель митингующих, он отметил: “проведена работа с личным составом о проявлении выдержки, терпимости в ответных действиях. Когда я узнал, что от огнестрельного огня начали погибать люди, была отдана незамедлительная команда спецподразделению “Омега” немедленно устанавливать места, откуда ведется огонь для пресечения возможности применения огнестрельного оружия. Я согласился с предложеним СБУ о немедленном блокировании гостиницы “Украина”. Мне очень хочется чтобы вы задали этот вопрос Парубию – коменданту Майдана”.

О САМОЛЕТЕ В РОССИЮ

Станислав Шуляк в ходе видеодопроса не смог ответить на вопрос представителя обвинения, с какой целью он выдал распоряжение отправить служебный самолет № 07 из Киева в Москву.

Так, обвинение задало вопрос, с какой целью по распоряжению Шуляка 19 февраля 2014 года был отправлен самолет МВД под номером “07” в Москву Киев (“Жуляны”) – Москва (“Чкаловский”).

“Я могу ошибиться, но 20 февраля я действительно отправлял самолет с раненными бойцами ВВ в Крым. Других распоряжений я не давал”, – отметил Шуляк.

На уточнение прокурора, что согласно протоколам допроса всего экипажа самолета, данный борт пустой полетел в Москву, пробыл там пару часов и также пустой вылетел в Киев. Кроме того, прокурор привел выдержку из документа, согласно которой подтверждает данное распоряжение Шуляка: “19 февраля организовать перелет рабочей группы МВД”. При этом прокурор отметил, что распоряжение было выдано постфактум.

“Я лично подтверждаю, что мною было дано распоряжение по отправке данного борта с раненными бойцами в Крым, но я боюсь ошибиться. О других задействованиях этого борта я ничего не знаю”, – заверил Станислав Шуляк.

ШУЛЯК И ЗАПРЕТ ЗАХАРЧЕНКО

Бывший командующий Внутренних войск МВД Украины Станислав Шуляк заявил, что тогдашний министр внутренних дел Виталий Захарченко запретил ему выезжать на Институтскую 20 февраля.

“20 февраля была такая обстановка, что я не мог оставить командный пункт. Я обращался к министру Захарченко с просьбой разрешить мне выехать в подразделение войск, но получил запрет на это. И я не попал туда”, – отметил Шуляк.

Он также утверждает, что не общался с экс-президентом Виктором Януковичем 20 февраля 2014 года – в разгар расстрелов на Майдане.

“Я с президентом общения в это время ни по телефону, ни лично не имел”, – сообщил Шуляк.

МАЙДАН И “ТИТУШКИ”

Бывший командующий Внутренних войск МВД Украины Станислав Шуляк утверждает, что во время событий Евромайдана не видел в Киеве “титушек”.

“Я видел протестующих, я видел бойцов, но почему-то ни одного человека с характерными признаками “титушек” я за все это время не наблюдал. Я не знаю, это, наверное, какие-то невидимые “титушки”. Где они были, когда они были, где они применялись. Я могу перечислить все события, все столкновения, которые происходили между протестующими и подразделениями внутренних войск и МВД. Но вот столкновения с “титушками” нигде, ни моими подчиненными, ни мной не зафиксированы”, – сообщил Шуляк.

На уточняющий вопрос стороны обвинения, кто тогда находился в Мариинском парке – протестующие или “титушки”, он ответил, что там находились “люди, приехавшие в Киев, чтобы поддержать нас, работников правоохранительных органов в нашей правоте, в том, что мы правильно защищали закон”.

ПОБЕГ В РОССИЮ

Станислав Шуляк в ходе видеодопроса в Святошинском райсуде Киева рассказал, как оказался на территории Российской Федерации.

Он сообщил, что после 21 февраля выехал из Киева вместе с подразделением внутренних войск и прибыл в Донецк, чтобы проконтролировать восстановление войск для выполнения пункта по разоружению протестующих.

“22 февраля 2014 года я получил информацию о назначении на мою должность Полторака. Я узнал, что меня разыскивают. В ночь с 26 на 27 февраля я прибыл на один из КПП восточного региона между Россией и Украиной. Офицеры пограничной службы знали меня в лицо, мне было беспрепятственно разрешено покинуть территорию Украины”, – отметил Шуляк.

28 ноября в Святошинском районном суде состоялся допрос экс-президента Украины Виктора Януковича по делу о расстреле активистов Евромайдана в 2014 году.
Генпрокуратура Украины в понедельник, 28 ноября, опубликовала полный текст подозрения в госизмене,объявленного бывшему президенту Виктору Януковичу.