В Нацсовете объяснили Freedom House, почему запретили «Дождь»

Опубликовано: Понедельник, 16 января 2017 19:41

Национальный совет исключил находящийся под юрисдикцией РФ телеканал "Дождь" из перечня программ, содержание которых отвечает требованиям Европейской конвенции о трансграничном телевидении и законодательстве Украины, исключительно на законодательной основе.

Об этом говорится в комментарии Национального совета в ответ на заявление вице-президента "Freedom House" по международным программам Роберта Германа.

"Третий год против Украины ведется гибридная война, одной из составляющих которой является информационная интервенция. Распространение прокремлевской пропаганды настолько системное и мощное, что ее угрозы в последние годы почувствовали и европейские страны... В этих условиях Украина приняла ряд законодательных актов, направленных именно на защиту информационного пространства и национальной безопасности государства в целом", - говорится в сообщении.

Кроме того, регулятор настаивает, что в эфире телеканала распространялась коммерческая реклама, что является нарушением требований ч. 9 ст. 13 Закона Украины "О рекламе".

"Службы Национального совета, которые постоянно проводят мониторинг как иностранных, так и отечественных вещателей, обнаружили несоответствие программного наполнения канала ("Дождь") украинскому законодательству. Были зафиксированы распространения коммерческой рекламы, что является нарушением требований части девятой статьи 13 Закона Украины "О рекламе" ("трансляция (ретрансляция) рекламы, которая содержится в программах и передачах иностранных телерадиоорганизаций, которые транслируются (ретранслируются) на территорию Украины, в случае, если иностранные телерадиоорганизации не подпадают под юрисдикцию государств - членов Европейского союза или государств, ратифицировавших Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении, запрещается"). Как известно, Российская Федерация не ратифицировала Конвенцию, следовательно, на телеканалы, которые действуют под ее юрисдикцией, распространяется отмеченная норма", - отмечают в Нацсовете.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Геращенко о заявлении Миятович относительно «Дождя»: ОБСЕ не волнует отсутствие украинских телеканалов в РФ

Кроме того, неоднократно фиксировалось распространение в программах телеканала "Дождь" информации, которая не отвечает требованиям части второй статьи 6 Закона Украины "О телевидении и радиовещании" ("не допускается использование телерадиоорганизаций для призывов к развязыванию войны, агрессивных действий или их пропаганды") и частях первой статьи 28 Закона Украины "Об информации" ("информация не может быть использована для призывов к свержению конституционного строя, нарушению территориальной целостности Украины, пропаганды войны, насилия, жестокости, разжигания межэтнической, расовой, религиозной вражды, совершения террористических актов, посягательства на права и свободы человека").

В Нацсовете напомнили, что они дважды обращались к руководству компании с письмами, сообщив о необходимости устранения нарушений трансляции коммерческой рекламы (19 февраля и 10 мая 2016 года). Сначала компания ответила, что решает проблему, а 2 августа 2016 года сообщила, что она уже решена. Мол, для Украины сделан отдельный IP-протокол без рекламы, и что большинство провайдеров будут транслировать вещателя без рекламы. Однако следующие мониторинги программ этого иностранного вещателя подтвердили, что нарушения продолжаются. Ведь не все провайдеры программной услуги брали программы канала из интернета, большая часть получала их через спутник, то есть зритель видел коммерческую рекламу.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Дождь» прокомментировал решение о запрете вещания в Украине: «Согласно Конституции РФ Крым – российский»

"Неоднократно транслировалась в сюжетах программ телеканала "Дождь" информация, которая свидетельствует о непризнании государственных границ и посягательстве на территориальную целостность Украины, в частности в эфире и на сайте вещателя демонстрировалась карта, где Крым отражается как составная часть территории Российской Федерации. Также в отдельных высказываниях журналистов телеканала содержалась информация о наличии государственной границы между Крымом и Украиной. В комментариях генерального директора "Дождя" Наталии Синдеевой звучит: "В соответствии со статьей 65 Конституции Российской Федерации Республика Крым является субъектом Российской Федерации". Законопослушность руководителя канала понятна и не имеет ничего общего с положениями Конституции Украины. Поэтому это решение украинского регулятора является правомерным как с правовой, так и с моральной точки зрения", - говорится в сообщении. 

Принимая решение относительно телеканала "Дождь", Национальный совет руководствовался также статьей 28 Европейской конвенции о трансграничном телевидении, где, в частности, отмечается, что ни одно из положений Конвенции не мешает сторонам ее подписания применять более строгие и детальные правила в сравнении с теми, которые предусмотрены в этом документе.

В Украине радиочастотный ресурс ограничен и является прерогативой государства, при этом через интернет и спутниковую связь отечественный зритель может просматривать программы телеканала "Дождь".

Пользуясь случаем, в Нацсовете обратили внимание на то, что этот телеканал изъят из кабельных сетей Российской Федерации. Поэтому чрезвычайно важной и позитивной стала бы поддержка международными организациями свободного распространения канала в собственной стране и обеспечение права российских зрителей на свободу слова и возможности получения альтернативных точек зрения на общественные события.

  • Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания обязал украинских провайдеров прекратить ретрансляцию российского телеканала "Дождь" в течение месяца. Данное решение было принято из-за непризнания каналом суверенитета и территориальной целостности Украины, а также трансляции российской рекламы. В частности, в эфире данного телеканала административная граница между Херсонской областью и АР Крым изображалась как граница между Украиной и РФ.
  • 10 января Государственное агентство Украины по вопросам кино запретило трансляцию сериала российского производства "Отель".
  • 30 ноября сообщалось, что Государственное агентство по вопросам кино в течение 2014-2016 гг. отказало в регистрации и отменило прокатные удостоверения на трансляцию для более чем 500 российских фильмов и сериалов.
  • 18 февраля Государственное агентство по вопросам кино запретило показ ряда фильмов и сериалов, в которых снялись российские актеры, внесенные в перечень лиц, создающих угрозу национальной безопасности Украины. В частности, были аннулированы прокатные удостоверения и отменена государственная регистрация на фильмы с участием Сергея Безрукова, Федора Бондарчука, Иосифа Пригожина и Олега Газманова.