Главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос призвал спикера Парламента Андрея Парубия не подписывать принятый ранее ВР закон № 6232 о судебной реформе из-за содержащихся в нем “контраверсионных поправок” к Уголовно-процессуальному кодексу.

Об этом Матиос написал в своем блоге на “Обозревателе”.

“Эти изменения фактически парализуют следствие, а значит – и правоохранительные органы, что станет проблемой всей страны, в том числе – простых людей. Ну вот например: раньше родственники могли на третий день после убийства получить, простите, труп своего родственника и похоронить по христианскому обычаю. Теперь этот срок будет составлять где-то 8-10 дней. Почему? До последнего времени на место происшествия выезжала группа следователей, выписывали направление на проведение судебно-медицинской экспертизы, которое передавалось патологоанатомам, они делали вскрытие, устанавливали истинную причину смерти. После того происходило захоронение по христианскому обычаю. Теперь, когда кто-то умрет, приедет следственная группа, сделает осмотр места происшествия, после этого оставит умершего или убитого, а потом вернется на работу. Там следователь час будет вводить постановление о регистрации уголовного производства в Едином реестре досудебных расследований, писать постановление о назначении экспертизы, пойдет к прокурору за согласованием, после того отправится в суд, чтобы зарегистрировать ходатайство о проведении экспертизы. Через некоторое время система автоматического распределения сбрасывает дело на судью … Вот уже и день прошел, считайте”, – пишет Матиос, уточнив, что суд будет принимать решение о проведении судебно-медицинской экспертизы еще в течение 5 дней.

Еще одной проблемой, по словам военного прокурора, является то, что следователь для получения постановления или решения должен будет ехать в суд по месту регистрации правоохранительного органа как юридического лица (а не в местный суд). “Это, как правило, суд в области. При этом военный прокурор из Днепра будет добираться в Одессу. Ведь следственные подразделения – по УПК – никогда не были юридическими лицами, они были структурными подразделениями”, – объяснил Матиос.

Матиос

Он также раскритиковал положения закона, где идет речь об обыске. “После того, как депутаты прописали новый порядок, эта процедура доведена до абсурда: перед проведением обыска следователь должен обратиться к лицу, которое там проживает с предложением добровольно выдать предметы. При этом отметив “индивидуально-родовые признаки документов или предметов, которые интересуют следствие”. Если следователь это не делает, то судья может отказать в проведении обыска, ведь не выполнены нормы закона. Кроме того, обыск надо проводить обязательно в присутствии адвоката”, – пишет военный прокурор.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Матиос: внедрение судебной реформы грозит отменой заочного осуждения

“Кроме того, хочу поздравить все украинское общество, которое требует справедливости по делам Майдана, что в парламентском зале разрушен механизм специального досудебного заочного расследования. Народные депутаты, похоже, “потеряли” статью 297.1, которая регламентировала этот специальный порядок. В результате – в рамках судебной реформы – получили много классных вещей, в которых нуждается общество: электронный документооборот, наличие процедуры штрафования участников процесса при затягивании… Но вместе с хорошей реформой фактически кастрируется следствие в части досудебного расследования. Это означает смерть правоохранительных органов. И как юрист я заявляю, что этот законодательный нонсенс переписать уже невозможно”, – добавил Матиос.

Раскритиковал он и поправки нардепа от Радикальной партии Андрея Лозового, который предложил ограничить срок досудебного расследования двумя месяцами. “Также юридически нечистым выглядит заявление депутата Емца (Леонид Емец, – ред.), который сообщил, что профильный комитет вносил какие-то редакционные изменения в “правки Лозового”. Голосовались те нормы законопроекта, которые опубликованы на сайте ВР. Если на минутку представить, что все так и останется, это будет, помимо прочего, классный подарок российским террористам. Ведь силами подразделений Военной прокуратуры в Украине уже осуждены заочно 89 россиян. Однако, избавившись этого инструмента, нам нужно будет ликвидировать целое управление, которое документирует эти преступления, потому что у них не будет никакого права проводить расследование”, – разъяснил Матиос. “Поэтому, господин Парубий, председатель высшего представительного органа украинского государства, опомнитесь, не делайте редакционно-технически-юридических обработок и не подменяйте законодателя, не смейте подписывать и подавать на подпись закон Главе государства. Не подставляйте ни себя, ни Президента, ни страну”, – подытожил главный военный прокурор.

3 октября народные депутаты приняли во втором чтении и в целом законопроект № 6232 “О внесении изменений в Хозяйственный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, кодекс админсудопроизводства Украины и другие законодательные акты”.
3 октября стало известно, что народный депутат от “Радикальной партии” Андрей Лозовой внес в закон о судебной реформе поправку, которая “снимает с крючка” депутатов из Оппоблока, а также бывших “регионалов”, на которых были открыты уголовные дела. Так, нардеп-“радикал” подправил изменения в статью 219 УПК, и теперь началом срока досудебного расследования считается момент сообщения о подозрении, а не момент регистрации информации в Едином реестре досудебных расследований.
5 октября Леонид Емец сообщил, что комитет Верховной Рады по вопросам правовой политики и правосудия переписал некоторые поправки в Уголовно-процессуальный кодекс (УПК), которые ранее вносил народный депутат от фракции Радикальной партии Андрей Лозовой.