Общественная организация “Фундация.101” представила аналитический отчет о проблемах в селах и поселках, находящихся на линии соприкосновения в Донецкой области.

Отчет опубликован на сайте организации.

Так, исследования проводились с июля по ноябрь 2017 года. Всего было проведено 45 интервью в 12 прифронтовых поселках Донецкой области:

Поселки, ситуацию в которых изучали в рамках исследования, сгруппированы по региональному принципу в 3 группы по 3-6 поселков в каждом: Новолуганское, Светлодарск, Мироновский (Бахмутский район); Рыбинское, Николаевка, Трудовое, Новогнатовка, Васильевка и Прохоровка (Красноармейский район); Талаковка (Кальмиусский район Мариуполя), Пищевик и Павлополь (Красноармейский район).

Общая ситуация в прифронтовых поселках

Стоит отметить, что практически во всех этих поселках снарядами были уничтожены или повреждены жилые дома, здания социальной инфраструктуры. Часть населения выехала в более отдаленные населенные пункты Донецкой области, другие регионы Украины или в Россию.

Местные жители военные действия не называют АТО, а говорят прямо – война.

Так, оценивая ситуацию в своем поселке за последний год, большинство опрошенных жителей считают, что за этот период ситуация несколько улучшилась, хотя некоторые склонны считать, что особых изменений не произошло. Люди отмечают снижение количества обстрелов.

Основные проблемы прифронтовых поселков:

доступ к медицинским услугам и работа скорой помощи;
нехватка кадров;
состояние дорог и транспортное сообщение;
пересечение линии разграничения – одна из основных личных проблем;
рост цен на уголь, дрова и коммунальные услуги на фоне неблагоприятной экономической ситуации;
уменьшение поступлений в доходную часть местных бюджетов.

“Закрыто всe, нельзя поехать ни в Горловку, ни в Никитовку, никуда. Там живут мои близкие, уже четыре года не могу поехать. А если ехать, нужно объезжать сначала на Артeмовск, потом на Майорск, потом Дзержинск, это столько объезжать, и там же очереди на блокпостах по пять часов стоят”, – цитируют местного жителя.

В большинстве населенных пунктов ответственность за решение всех местных вопросов возлагают на поселкового голову. Стоит отметить, что местные власти здесь пользуются значительным доверием. Так, в большинстве населенных пунктов (за исключением нескольких вблизи Волновахи, где местная власть успела смениться несколько раз за период АТО) местное население считает работу руководителей сельского совета полезной и выражает им персональное доверие.

На руководство государства местные жители возлагают ответственность преимущественно за решение конфликта на востоке и прекращение войны.

Вопросы безопасности

Обстрелы

По сравнению с 2014-2015 годами количество обстрелов существенно сократилось. Учитывая, что военные действия продолжаются, жители этих населенных пунктов регулярно слышат обстрелы поблизости и признаются, что уже привыкли и практически перестали реагировать на них.

Тем не менее люди считают, что такая ситуация негативно влияет на психическое состояние жителей, особенно детей.

Взаимодействие с ВСУ

Большинство опрошенных местных жителей считает, что взаимоотношения с украинскими солдатами нормальные, а конфликтов практически нет.

“Нормально, на стадионе часто играют в футбол с нашими пацанами”, – отмечают жители поселков.

Практически во всех поселках, где проводилось исследование, местное население подтверждает, что военные оказывают медицинскую и гуманитарную помощь местным, иногда выполняют различные работы по просьбе глав местного самоуправления или самих жителей.

“Спокойно абсолютно, они никого не трогают, они спокойные хлопцы, наоборот они помогают продуктами, в школу, в садик возят продукты. Тут они же посменно меняются, некоторые вообще по домам проживали, старикам помогали. Кому дерево спилить, кому еще что-то. Ну как бы не трогают. Абсолютно спокойно себя ведут”.

“Еще знаете, когда они стояли, мы кричали, что не нужны, а когда поуезжали, так страшно стало, потому что село осталось без никого, а вдруг там кто-то зайдeт, было жутко”.

Характерно, что большее количество негативных отзывов встречалось среди жителей поселков, находящихся вблизи Волновахи и частично Мариуполя. В этих районах, в отличие от поселков возле Бахмута, доступ к российским телеканалам не имеет ограничений.

Криминогенная ситуация

Около трети опрошенных считают, что за последний год общий уровень преступности остался примерно на том же уровне, в то время как, примерно, две трети убеждены, что преступность несколько уменьшилась. Снижение преступности связывают с возобновлением работы полиции, патрулированием полиции, а также в отдельных случаях с присутствием военных.

Оценка работы полиции

В оценке работы полиции преобладают нейтральные или положительные отзывы. Более положительные отзывы встречаются в поселках, где участки полиции находятся непосредственно в населенном пункте. В населенных пунктах, непосредственно в которых нет представителей полиции, их деятельность считают менее эффективной, хотя и понимают нагрузку на инспекторов. Например, в Волновахском районе, один участковый иногда охватывает с десяток удаленных друг от друга поселков.

Заминирование территории

Так, из-за дефицита угля и увеличения стоимости дров часть населения самостоятельно заготавливают древесину в посадках, подвергаясь угрозе подрыва.

Здравоохранение

Доступ к медицинским услугам

Поселки с достаточно малым количеством населения не имеют собственных медицинских специалистов и учреждений и пользуются услугами терапевта соседнего села. Узкопрофильные специалисты, а также более качественная медицина – в ближайшем городе. В некоторых случаях такая ситуация накладывает логистические и финансовые ограничения на людей. Например, стоимость проезда с Новолуганского в Бахмут и ​​обратно может стоить около 100 грн.

Нехватка квалифицированных кадров

В каждом из поселков, где проводилось исследование, считают, что основной проблемой в области медицины является нехватка квалифицированных кадров в населенном пункте. Даже те поселки, которые могут позволить себе увеличить штат медицинского персонала, иногда просто не имеют, кого нанимать на вакантные должности.

Эта проблема существенно усугубилась в связи с военными действиями.

“Фельдшерского пункта нет, так как наш фельдшер не находится здесь, мы бы хотели, мы его очень любили, он у нас очень грамотный, ну он находится в данный момент в плену в ДНР. Его жена сказала: что ждут обмена”.

Работа скорой медицинской помощи

Малое количество доступных экипажей скорой помощи, рассчитанная на значительную территорию, длительный период ожидания, а также неукомплектованность персонала экипажа – уменьшают качество предоставления услуг населению. На ситуацию влияет и плохое состояние дорог. Нередко местные жители обращаются за помощью к военным.

Предоставление медицинских услуг военными и “Врачами без границ”

По информации людей, проживающих в поселках без собственного медицинского персонала, “Врачи без границ” проводят еженедельные приемы граждан. Население также регулярно обращается к военным медикам с просьбой, например, сделать укол или поставить капельницу.

Состояние инфраструктуры

Базовые потребности: доступ к пище и воде

В одном из прифронтовых населенных пунктов, где проводилось исследование, не выявлено проблем с доступом людей к продуктам питания. Фактически в каждом поселке есть магазин, куда привозятся базовые продукты. За более изысканными продуктами люди могут ездить в город.

Что касается воды, то, например, в определенных населенных пунктах вокруг Бахмута есть горячая и холодная вода с централизованным снабжением. По словам жителей, состояние этой воды удовлетворительное. Значительное количество населения употребляют эту воду, в том числе в кипяченом или отфильтрованном виде.

В меньших поселках есть собственные водонапорные системы, которые также обеспечивают централизованное водоснабжение населения, впрочем там имеются определенные проблемы с мощностью.

В Павлополе централизованно поставляется только техническая вода. Для решения этой проблемы международная организация ADRA обеспечивает население привозной питьевой водой.

Отопление домов

Есть три способа отопления домов, которыми пользуются жители прифронтовых сел: централизованное отопление, автономное газовое отопление, отопление углем или дровами.

Централизованное отопление практикуется для многоквартирных домов в Светлодарске. Как отопление, так и горячую воду для населения здесь обеспечивает Углегорская ТЭС, для которой горячая вода является вторичным продуктом при выработке электроэнергии.

Отопление углем или дровами практикуется преимущественно в малых поселках.

Восстановление жилищной и социальной инфраструктуры

Практически во всех поселках, где проводилось исследование, в большей или меньшей степени осуществлялось восстановление жилищной и социальной инфраструктуры. Ремонтные работы выполняются как при поддержке международных организаций, так и за счет местных бюджетов. Практикуется договоренность о сотрудничестве и совместные взносы доноров и поселковой общины. Например, международные организации полностью или частично закупают строительные материалы, а местная община выделяет средства или человеческий ресурс для осуществления самих работ.

Состояние дорог

Жители большинства населенных пунктов отмечают, что в течение последних двух-трех лет дороги практически не ремонтировались. Они в очень плохом состоянии и замедляют работу некоторых служб, в том числе общественного транспорта и скорой помощи.

Дороги вблизи линии разграничения разбиваются военной техникой, особенно гусеницами, поэтому их даже нет смысла ремонтировать.

Доступ к бесплатной правовой помощи

Значительная часть опрошенных информированы о возможности получить бесплатную правовую помощь, они имеют определенное представление о том, как и когда ее можно получить. В то же время лишь небольшое количество людей подтвердили, что сами пользовались этими услугами ранее.

Больше всего нуждаются в юридической помощи внутренне перемещенные лица для оформления или переоформления пенсий, социальных выплат или определенных документов.

Источники информации

Источники информации

Основным источником информации о новостях национального уровня для большинства населения прифронтовых поселков является телевидение. Из украинских каналов в этом регионе в основном смотрят “Интер”, чуть меньше телеканалы “Украина”, “1+1” и “112 Украина”.

Стоит отметить, что в большинстве населенных пунктов, где проводилось исследование, люди имеют прямой доступ как к украинским, так и к российским телеканалам. Исключением являются поселки вблизи Бахмута, где российские каналы были заблокированы местным провайдером.

Кроме того, люди молодого и среднего возраста пользуются Интернетом.

Что касается местных новостей, телевидение их практически не освещает.

Доверие к средствам массовой информации

Во время исследования в различных поселках иногда местные жители говорили о недоверии средствам массовой информации из-за искажения информации о военных действиях на линии разграничения. Это обусловлено тем, что опрошенные время от времени видят несоответствие между военными действиями, которые имеют место, и информацией на телевидении.

В районах, где люди имеют доступ как к украинскому, так и к российскому телевидению, часть опрошенных заявили, что меньше доверяют украинским телеканалам.

Влияние средств массовой информации на взгляды людей о событиях на востоке

Телевидение оказывает существенное влияние на восприятие ситуации людьми на востоке Украины.

Во-первых, часть респондентов, которые не проявляли откровенно пророссийских взглядов, говорили, что слышали негативные отзывы о Донбассе и событиях на востоке от своих родственников. Мол их родственники считают, что сами жители Донбасса виноваты в сложившейся ситуации – они сами этого захотели и провели референдум.

СМИ существенно влияют на оценку ситуации в Украине в целом и на линии разграничения. Так, жители Бахмутского района, где доступ к российскому телевидению был принудительно заблокирован, в общем более положительно оценивают действия Вооруженных сил Украины и имеют более проукраинские взгляды, по сравнению с жителями поселков в Волновахском и Мариупольском районах.

Работа гуманитарных организаций и власти

Из наиболее известных международных организаций, оказывающих гуманитарную помощь, опрашиваемые называли “Красный Крест”, “Каритас”, ЮНИСЕФ, “Человек в беде”, “Врачи без границ”, Save the Children, ADRA, гуманитарную акцию “Папа для Украины”, а также “Гуманитарный штаб Рината Ахметова”.

Характер гуманитарной помощи:

восстановление жилья и социальных объектов (в частности обеспечения строительными материалами и оборудованием);
материальная помощь (продуктовые наборы, гигиенические наборы, ваучеры на покупку товаров в магазинах, денежная помощь, домашние птицы (куры, индейки) и комбикорм);
медицинская помощь (проведение медицинских осмотров и консультаций, предоставление медикаментов тяжелобольным и пенсионерам);
психологическая помощь (консультации, тренинги, проведение праздников и выездных лагерей для детей);
содействие трудоустройству (финансирование малого сельскохозяйственного бизнеса, создание краткосрочных рабочих мест с выполнением социальной работы, например, уборка и благоустройство города, уход за больными и пожилыми людьми и т. д.).

Оценка работы гуманитарных миссий

Местное население положительно оценивает их деятельность. Тем не менее общественным организациям стоит обратить внимание на: координацию усилий, формирование правильных ожиданий у населения, уход от оказания гуманитарной помощи к стимулированию трудоустройства.

Предоставление гуманитарной помощи конкретно определенным уязвимым категориям, без покрытия нужд другим слоям населения, иногда вызывает социальное напряжение.

“Я, конечно, всe понимаю, это нужно, но 2014–2015 год — самый разгар — мы прожили без гуманитарки. Начали с 2016-го давать гуманитарную помощь. И я хочу сказать, все люди обозлились, очень, потому что тому дали, тому не дали”.

Оценка работы ОБСЕ

Наименее понятной из всех международных организаций и миссий для местного населения является ОБСЕ. Большинство жителей прифронтовых сел просто не понимает их задачи и возможностей и, соответственно, ставят под сомнение их результативность.

“Я не могу сказать, не доверяю — я просто результата не вижу. Я ему вчера объяснила мою ситуацию по памперсам и по гигиене, да, это у меня больной вопрос. Они куда-то записали. Они у меня были, наверное, четвeртые, все разные каждый раз, но все ОБСЕ. Они каждый раз записывают, но я не вижу результата”.

Другая группа людей считают, что ОБСЕ должно способствовать установлению мира и прекращению обстрелов. Поэтому у них вызывает сомнения результативность ОБСЕ, ведь иначе, по их мнению, обстрелов не должно было быть.

“У них непонятная миссия — я понимаю так. Потому что если бы эта миссия была, и они решали вопросы, то б не стреляли”.

Общественная организация “Фундация.101” – занимается сбором и анализом данных, проведением исследований, подготовкой аналитики, разработкой рекомендаций и предоставлением этой информации заинтересованным сторонам, а также контролирует работу органов власти и частных структур.

Возглавляет организацию Андрей Богданович.