Посол Венгрии в Украине Эрно Кешкень заявил, что в автономии национальных меньшинств нет ничего плохого, но Венгрия не стремится к автономии Закарпатья.

Об этом Кешкень заявил в интервью агентству “Украинские новости”.

В качестве примера посол привел ситуацию в Южном Тироле, что в Италии, где компактно проживает немецкое национальное меньшинство. 

“Мы считаем, что ничего плохого в автономии нет. В Европейском союзе очень много практических примеров. В автономной провинции – итальянском Южном Тироле, например, обучение проходит на немецком языке для немецкого национального меньшинства, а государственный – итальянский язык – они изучают как иностранный, по такой методике. В этом ничего плохого нет. Понятно, что случае Украины сегодня сказывается ситуация, которая сложилась на востоке… Но разве Вы слышали, чтобы в последние годы венгры в Украине требовали автономию? Кстати, со словом “автономия” нет никаких проблем, ведь в украинских законах этот термин тоже фигурирует, например, в законе о нацменьшинствах 1992 года. МИД Украины еще тогда выражал удивление призывом вице-премьера Венгрии о необходимости создания автономий венгерского меньшинства в соседних странах. Наши политики говорят о том, что ничего плохого в автономии нет, что это приемлемая модель в Евросоюзе”, – заявил Кешкень.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Нацполиция раскрыла нападения на общество венгров в Ужгороде

По его словам, венгры Закарпатья, которые являются гражданами Украины, тоже учитывают сложившуюся на востоке ситуацию, поэтому сейчас никто не требует автономии.

“Мы видим то, что на этом сейчас не акцентируют. Но повторяю, в автономии ничего плохого нет, и у автономии есть много видов. Сейчас Украина в особом положении, война на востоке, поэтому в последнее время речь об этом не идет. Между прочим, хотел бы обратить Ваше внимание на то, что в декабре 1991 года, когда проходило голосование о независимости Украины, одновременно прошло голосование об автономии Закарпатья и автономии Береговского района. Большинство в стране поддержало независимость. Тогда же 78% жителей Закарпатья поддержали автономию для области, а 82% – для Береговского района. И до сих пор не получили ничего. Автономия означает, что люди могут самостоятельно принимать решения по непосредственно касающимся их вопросам. Часто в этом видят сепаратизм. Не надо в этом видеть сепаратизм. Даже сам губернатор Закарпатья Геннадий Москаль говорит, что на Закарпатье никакого сепаратизма нет”, – отметил посол.

Кешкень подчеркнул, что Киеву и Будапешту надо договориться относительно закона об образовании и языков нацменьшинств в Украине.

“Сохранить право родителей принимать решение, куда они отправят учиться своих детей. На Закарпатье есть венгры, которые отправляют своих детей в украинские школы. Как и есть украинские семьи, которые отправляют детей в венгерские. А то, что мы помогаем Закарпатью – от этого что, становится кому-то больно? Это нужно воспринимать как знак сепаратизма? Мы только что отправили туда 8 тыс. вакцин против кори. Это что, проблема? Всего 12 % населения Закарпатья являются венграми. Мы помогаем всему населению, не только венграм. Мы считем, что венгры, вне зависимости от места проживания, имеют право на венгерское гражданство. Жители Закарпатья, которые относятся к венгерскому нацменьшинству, не виноваты в том, что границы в истории много раз менялись. Они столетиями были гражданами исторической Венгрии. Если венгры живут в Австралии, США, в любом другом государстве, но у них есть венгерские корни, они или их предки когда-либо жили на территории Венгрии – они имеют моральное право на наше гражданство. На основе этого можно обратиться к венгерским властям за его получением. Практика двойного гражданства в подавляющем большинстве стран Евросоюза является приемлемой практикой. Если Украина приближается к Евросоюзу, возможно, она подумает об этом в будущем, я не исключаю этот вариант, и в дальнейшем разрешит иметь двойное гражданство. Ничего страшного в этом нет”, – резюмировал посол.

5 сентября Верховная Рада приняла закон об образовании, который начинает реформу образования в Украине. Закон, среди прочего, определяет, что языком образовательного процесса в учебных заведениях является государственный язык. Согласно документу, количество предметов, преподаваемых на украинском, будет плавно увеличиваться со средней школы, а в старшей школе преподавание может вестись уже полностью на государственном языке. При этом обеспечивается право нацменьшинств на изучение родного языка.
В октябре эксперты Совета Европы положительно оценили украинскую реформу в сфере образования.
7 декабря министр иностранных дел Венгрии Петер Сийярто заявил, что Украина, приняв новый закон об образовании, “нарушила обязательства перед НАТО”, поэтому должна отозвать данный документ.
8 декабря Венецианская комиссия поддержала аргументацию украинской стороны относительно критических замечаний властей Венгрии, отмечавших, что закон “Об образовании” “сужает права национальных меньшинств”.
9 декабря спикер Верховной Рады Украины Андрей Парубий заявил, что никакие изменения в “языковую статью” закона об образовании вноситься не будут.
Кабинет Министров Украины на заседании в среду, 14 февраля, одобрил разработанный Министерством образования проект закона, которым предусмотрено увеличение на 3 года переходного периода для имплементации языковой статьи закона “Об образовании” – до 2023-го года.