Норма о прохождении проверки на полиграфе кандидатами на руководящие должности в Государственное бюро расследований (ГБР) не прописана в законе, однако существуют подзаконные акты, детализирующие закон, а не противоречащие ему.

Об этом заявил директор ГБР Роман Труба в интервью изданию “Левый берег”.

“Да, эти нормы не в законе, но все регулируется не только законом или Конституцией. В законе невозможно прописать всю детализацию. Для этого есть подзаконные акты, детализирующие закон, а не противоречащие ему”, – сказал он.

Отметим, 28 августа Роман Труба отказался назначать на руководящие должности в ведомстве 27 кандидатов, которых рекомендовала внешняя конкурсная комиссия.

“Во-первых, я бы хотел разъяснить юридическую сущность. Подчеркиваю: я не принимал решения об отказе в назначении этих людей на должность. Категорически нет! Я принял решение об отказе в рассмотрении представления относительно назначения этих работников. […] Чтобы принимать решения о назначении или не назначении мне необходимо иметь на кандидата определенный пакет документов, важно – полный пакет. Этот пакет предоставляет мне внешняя комиссия, и он обязательно, подчеркиваю – обязательно – должен содержать результаты психофизиологического исследования”, – отметил Труба.

По его словам, решение комиссии касательно уничтожения результатов полиграфа стало для него “неожиданностью”.

Он отметил, что принимая решение об отказе в назначении кандидатов, он обратился за консультацией к специалистам. В частности, в Институт законодательства Верховной Рады Украины, Научно-исследовательский институт публичного права, Академию правовых наук Украины. Также – к членам научно-консультативного совета, входящие в консультативного совета при ГБР.

“Все они были единогласны. Могу по пунктам сказать, какие выводы они дали”, – проинформировал директор ГБР.

Он подчеркнул, что материалы исследования передаются для принятия кадрового решения. Комиссия не принимает кадровое решение, а лишь определяет победителя конкурса. Кадровое решение – назначить или не назначать на должность – принимает директор по согласованию с заместителями.

“Конечно, основываясь только на результатах полиграфа невозможно и неправильно отказать в назначении. Об этом никто и не говорит. Но согласитесь, когда, с одной стороны, у меня есть информация о фигурировании кандидата в уголовных процессах, а с другой стороны, есть странное решение комиссии об уничтожении результатов полиграфа, чтобы вы сделали? Просто подписали приказ о назначении?” – сказал Труба.

Ранее сообщалось, что на должности в центральном аппарате Государственного бюро расследований назначены первые 42 победителя конкурса.
Работа Государственного бюро расследований (ГБР) стартует в сентябре 2018 года.

СПРАВКА. Государственное бюро расследований – это правоохранительный орган, который будет расследовать преступления, совершенные работниками правоохранительных органов, судьями и высокопоставленными должностными лицами – за исключением дел, подследственных Национальному антикоррупционному бюро. ГБР окончательно переберет на себя функцию досудебного следствия от прокуратуры. 51 % следователей ГБР не должны работать следователями правоохранительных органов в течение последнего года, а еще 49 % – должны быть действующими следователями прокуратуры и других правоохранительных органов.