Украина должна уже сейчас готовиться к последствиям от запуска “Северного потока-2”. Среди ключевых задач – ликвидация государственной монополии в газовой отрасли, а также открытие доступа частным инвесторам к геоинформации.

Такое мнение в Telegram высказал бизнесмен и меценат Павел Фукс.

Реагируя на выступление главы “Нафтогаза” Андрея Коболева в рамках конференции YES2018, он заявил, что вряд ли стоит надеяться будто американские либо европейские партнеры заморозят российский проект “Северный поток-2”.

“Перспектива не радужная. Она требует качественных решений даже не сегодня, а вчера. Какой план предлагает Коболев, как и многие украинские дипломаты? Они уповают на помощь наших европейских и американских партнеров, которые якобы должны остановить строительство “Потока-2” санкциями либо политическим решением. Согласитесь, довольно утопические представления, которые, как показывает опыт продвижения проекта новой трубы по дну Балтики, имеют мало общего с реальностью. Я еще понимаю политических деятелей, для которых газовая отрасль сложная, и они не до конца отдают себе отчет, как быть в сложившейся ситуации. Но Коболев-то человек “из газа”, он прекрасно знает, каких решений требует отрасль, чтобы через два года не оказаться банкротом! Знает, но не предлагает”, – пишет Павел Фукс.

Бизнесмен и меценат отмечает, что западные партнеры действуют в контексте собственных интересов. Соответственно, и в Украине чиновникам пора побеспокоиться об интересах страны.

“Почему главный топ-менеджер государства в энергетике возлагает надежды на людей, чей подход к внешней политике можно выразить одной очень знаменитой цитатой: “У Англии нет ни постоянных союзников, ни постоянных врагов. У Англии есть только постоянные интересы”. С этим сложно поспорить, потому что задача политика и чиновника служить интересам своего народа, а потом уже думать об остальном мире. Так они и поступают, поэтому их страны и добиваются успеха”, – считает Фукс.

По его словам, ситуация с транзитом – только одна из составляющих важных решений по газовому рынку, которые в ближайшее время должна принять Украина. Ведь нужно не только покрыть возможную потерю “транзитных” 3 млрд валютной выручки, но и достичь реального энергетической независимости. Что невозможно сделать при условии сохранения государственной монополии в газовом секторе.

“Зона ответственности Андрея Коболева – не препятствовать процессу ликвидации государственных монополий на транзит, транспортировку и хранение газа. Сейчас политические риски просто зашкаливают, и без этого относительно нормальный рынок газа мы не построим. По сути, Коболев должен стать главным лоббистом процесса, как бы этому не препятствовали “третьи лица”, на которых ориентируется глава “Нафтогаза”. Ну и важнейшая задача для Кабмина – опубликовать изменения в постановление по свободному доступу к геоинформации. Речь идет о миллиардах долларов инвестиций в инфраструктуру газодобычи, отчислениях в бюджеты местных общин и рабочих местах соответственно”, – добавляет бизнесмен и меценат.

Фукс задает вопрос “Чего мы ждем?”, давая понять, что без частных инвестиций Украина потеряет слишком много.

“Как бы много не говорилось об энергетической независимости, независимыми мы пока не стали. Как бы мы не уповали на гения Коболева в управлении “Нафтогазом”, удвоить добычу госкомпании не смогут. Сколько бы геологи не тешили нас данными про газовые запасы, извлечь из них выгоду самостоятельно мы не сможем. Все упирается в технологии, которые стоят неподъемных для государственной машины денег”, – пишет он.

В августе компания Nord Stream-2 AG передала заявку в энергетическое агентство Дании на маршрут в исключительной экономической зоне к северо-западу от острова Борнхольм. Это альтернативный маршрут, который не проходит через территориальные воды Дании.
18 июня стало известно, что Украина создает в Европейском союзе группу, которая должна будет остановить строительство “Северного потока-2” – газопровода в обход Украины.
27 марта Германия выдала полный комплект разрешений на строительство газопровода “Северный поток-2” (“Nord Stream 2”).
11 марта главы парламентов пяти стран Европы, среди которых и Украина, подписали открытое письмо об опасности, которую несет строительство газопровода “Северный поток-2”.