Одной из ключевых экономических тем последней недели является громкий и неожиданно опасный конфликт между Саудовской Аравией и Ираном.

Новый виток в давнем противостоянии основных центров притяжения шиитского и суннитского течений в исламе – соперников за доминирующее положение на Ближнем Востоке, начался после того, как 2 января в Саудовской Аравии была проведена смертная казнь 47 человек, осужденных за причастность к терроризму. Одним из казненных являлся известный шиитский проповедник Нимра ан-Нимра, который регулярно выступал с критикой правительства Саудовской Аравии, призывал к проведению свободных выборов и других реформы, а также активно критиковал притеснения шиитов.

После этого события целый ряд ближневосточных государств охватили массовые беспорядки. Посольство Саудовской Аравии в Тегеране было взято штурмом разгневанными протестующими и впоследствии сожжено. В Бахрейне демонстрации сопровождались столкновениями с полицией. Ряд арабских стран, среди которых – Йемен, Ирак, Ливан, выразили свое недовольство действиями Саудовской Аравии. 3 января глава саудовского МИДа Адель Аль-Джубейр объявил о разрыве дипломатических отношений с Ираном по причине нападения на посольство королевства.

018957807 30300

После решения официального Эр-Рияда об аналогичном заявили Бахрейн и Судан, а ОАЭ понизили взаимное дипломатическое представительство с Ираном до уровня временно поверенных в делах. 5 января своего посла из Ирана отозвал Кувейт. Происходящее уже называют самым острым кризисом в отношениях Ирана и Саудовской Аравии с конца 1980-х гг.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Иран против Саудовской Аравии: история конфликта

Конфликт вышел на качественно новый уровень и на данный момент представляет опасность не только миру и стабильности на Дальнем Востоке, но и мировой экономике. Любая нестабильность в данном регионе является причиной для колебаний цен нефти на мировых рынках, даже несмотря на то, что данное правило слегка утратило свою актуальность за 2015 год, вследствие общей повышенной опасности во всем регионе. Последний конфликт не стал исключением. Фактически в нынешних условиях перенасыщения рынка ирано-саудовский кризис должен был вызвать лишь кратковременное удорожание нефти — максимум на $1–3 за баррель, так как формально это не причина для Саудовской Аравии (как лидера ОПЕК) изменить стратегию избыточной добычи. На протяжении последнего года СА активно понижает мировые цены на нефть своими действиями по удержанию уровня добычи с целью давления на цены и вытеснения с рынка западных сланцевых компаний.

В первые часы торгов в понедельник новость о разрыве дипотношений между Ираном и Саудовской Аравией вызвала резкий рост стоимости нефти марки Brent с $37 до $39 за баррель, несмотря на снижение фондовых индексов в Китае, Японии и Европе. Однако уже к концу торгового дня нефть вернулась к привычному в последнее время ценовому порогу в $37.

Довольно неожиданно на фоне данного конфликта прозвучало заявление о намерении властей Саудовской Аравии увеличить скидку на февральские поставки на $0,60/барр. для северо-западной части Европы и на $0,20/барр. для средиземноморских клиентов.

Государственный нефтяной гигант СА Aramco намерен резко сыграть на понижении цен на фоне полномасштабного конфликта между Эр-Риядом и Тегераном, что, однозначно, может стать прорывом в борьбе за европейские нефтяные рынки. При этом для азиатского рынка цены были увеличены на $0,60/барр., а для США цены оставлены неизменными.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: США впервые за 40 лет начали экспортировать нефть

Подобное решение Саудовской Аравии сильно контрастирует с рыночными тенденциями формирования цен на нефть в Европе.

Россия увеличивает текущую стоимость марки Urals, а котировки фьючерсов указывали на общие ожидания роста стоимости марки Brent со стороны трейдеров.

Подобная агрессивная ценовая политика Эр-Рияда сможет осложнить Тегерану выход на европейский рынок энергоносителей. На данный момент потенциальному статусу монополиста СА угрожает готовность Ирана насытить рынок большим объемом дешевой нефти после снятия с него санкций со стороны ЕС и США.

Саудовская Аравия и Иран являются наиболее влиятельными и могущественными членами ОПЕК. При этом Саудовская Аравия на протяжении долгого времени оказывала давление на цены с целью ослабить соперника, бюджет которого на 70 процентов зависит от нефтяной выручки.

Президент Иранского союза экспортеров нефти Хамид Хосейни уже  заявил, что ожидает резкого усиления конкуренции со стороны Саудовской Аравии по политическим мотивам. По словам Хосейни, Иран вернется в Европу в любом случае – возможно, предложив лучшие условия кредитования и бартерный обмен нефти на товары для стран ЕС.

Iran Global Oil Market

До введения Евросоюзом санкций против Ирана в 2012 году ряд стран ЕС импортировал основной объем нефти именно от официального Тегерана. Место Ирана на данный момент занимают Саудовская Аравия, Россия и другие страны, но иранское правительство серьезно намерено вернуть себе крупную долю европейского рынка. В прошлом году Тегерану удалось снизить номинальные цены на нефть для Северо-Западной Европы на 27 %, фактически не имея возможности прямой продажи нефти в этот регион. При этом рекордно низкие цены на нефть в 2015 году принесли официальному Эр-Рияду дефицит бюджета объемом в 90 млн евро, тогда как Иран сообщил о намерении после снятия санкций экспортировать до миллиона баррелей дополнительно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Мир в 2015 году: грядут перемены – Украина меняться не спешит

Остальные государства-экспортеры, не имеющие столь сильного влияния на процессы в ОПЕК и активно лоббирующие совместное решение, ограничивающее добычу нефти, находятся в еще более затруднительном положении. Россия, Венесуэла, Эквадор – страны, львиная часть бюджета которых строится на продаже черного золота, за последний год несут значительные убытки в собственных экономиках. При этом представитель СА в организации министр энергетики Саудовской Аравии Али аль-Наими уже заявил, что арабские монархии не собираются снижать темпы добычи и продажи своей нефти ради поддержания высоких цен на нее. На данный момент арабские нефтеэкспортеры не опасаются дальнейшего снижения цен на нефть из-за наличия у страны ощутимых финансовых запасов, созданных за последние годы.

Также аль Наими отметил, что в отличие от стран Арабского залива российская нефтегазовая индустрия является коммерчески нерентабельной из-за низкого качества оборудования и устаревшей технологии добычи. Для поддержания отрасли в необходимом тонусе нужно постоянно инвестировать в новые скважины, при этом не оставляя старые – с этим Россия довольно осторожна, особенно в Западной Сибири. В данном регионе добыча ведется уже давно, и запасы постепенно сокращаются, из-за чего РФ активно пытается осваивать новые месторождения.

Учитывая данные факты, можно отметить, что, несмотря на главную цель Саудовской Аравии подавить основного конкурента в лице Ирана, гиганты ОПЕК фактически не видят будущего у российской нефтяной индустрии на мировом рынке. Позицию лидера и высокую долю на нефтяном рынке невозможно удержать без перехода на высокоэффективное производство, чем Россия на данный момент не может похвастаться. Учитывая весьма непростую ситуацию, осложненную падением фондового рынка Китая, который потерял около 7 % за последние дни, – можно прогнозировать дальнейшее ощутимое снижение цен на нефть. Марка Brent в четверг потеряла в цене более 4 %, опустившись до отметки $32,26 за баррель – это самый низкий показатель с апреля 2004 года.