На днях стало известно, что история с “похищением” девочки Лизы в Берлине, которую якобы похители и изнасиловали мусульманские мигранты, оказалась фейком. Скандал вокруг Лизы активно раздувало российское телевидение, а  министры иностранных дел РФ и Германии обменялись резкими заявлениями. В самой Германии “похищение” Лизы стало причиной массовых и скоординированных протестов переселенцев из России. #Буквы решили сделать обзор блогов ведущих немецких СМИ, в которых активно обсуждают цели российской пропаганды и роль “русских немцев” в информационной войне Кремля.

Дезинформация с целью дестабилизации – это оружие применяет Кремль против стран, которые он намерен подчинить. Как, например, в Украине. Теперь мишенью пропагандистской агрессии стала Германия, пишет Welt.de.

Министр иностранных дел России Сергей Лавров  обвинил немецкое правительство в сокрытии массовых изнасилований девочек и женщин, совершаемых беженцами. Иллюстрацией стала история, состряпанная на российской медиакухне, об изнасиловании 13-летней русской немки Лизы, “нашей Лизы”.  Исходя из этих заявлений, русскоговорящие как Украины, так и других стран, а теперь и Германии, будут находиться под протекцией Москвы.

Это пробуждает ассоциации, пишет Süddeutsche Zeitung. Разве не защита российских “соотечественников” была поводом для аннексии Крыма и вмешательств на украинском Донбассе? Разумеется, никто в российском руководстве не рассматривает присоединения Берлина или разжигания гражданской войны в Германии, но образ слабой Европы, в которой царит хаос, стал одним из элементов кремлевской информационной войны.

russlanddeutsche

Сигнал путинских СМИ легко различим – наряду с предполагаемым закатом Запада Россия предстает как якорь надежности и стабильности. Истории русских, которые находятся за рубежом под угрозой, кажутся из родных стен менее угрожающими. Лучше хорошо знакомый кризис дома, чем изнасилования и беспорядки за границей, на Западе. Москва пытается позиционировать себя в качестве противовеса политическому истеблишменту Запада, как говорят путинские ястребы, Гей-Ропы.

Но среди целевой аудитории путинских СМИ – не только жители Российской Федерации. Москва до сих пор не оправилась от массового “исхода” русских немцев после распада Советского Союза и рассматривает это как политическое поражение, пишет Tagesspiegel. Поэтому о неудавшейся интеграции и желании переселенцев возвратиться в объятия родины-матери российские СМИ сообщают с особенной любовью.  

Про двойную цель путинской пропаганды пишет и Frankfurter Allgemeine Zeitung: показать россиянам России, какой хаос царит на Западе, и перетянуть на свою сторону россиян Европы – в одной только Германии поздних переселенцев из РФ около  2,5 млн.  Из них 20-30 % имеют более тесные связи с Россией, чем с Германией, местом своего постоянного проживания.

Русским немцам предназначена особая роль в этой информационной войне. “Дело Лизы” стало пробным камнем и диагностировало необходимые настроения в соцсетях. А  стигматизация четырех миллионов бывших граждан Советского Союза как “пятой колонны” Путина стала наихудшей из реакций (Запада – ред.) и может действительно привести к реальному формированию подобных групп, что только на руку России.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Дурной опыт “Spiegel”, или как в западных изданиях размещают антиукраинскую пропаганду

РФ делает политический капитал на своих (и других русскоговорящих) гражданах за границей, демонстрируя стопроцентное попадание и привлекая их на свою сторону. И ни убийство Немцова, ни случай с Литвиненко или Ходорковским не пошатнули эту веру, посеянную и укрепляемую мастерами пропаганды. Вмешательство во внутреннюю политику чужого государства Лавров истолковал как комментарий о защите прав человека, что, по его словами, “вмешательством во внутреннюю политику не считается”.

Почему же русские немцы оказались такой легкоуязвимой целью? Spiegel.de считает, что немецкий политикум пренебрегал ими и недооценивал в качестве избирателей. Теперь наступило “неожиданное пробуждение”, потому что люди оказались вовлечены и стали частью российской пропаганды.

Об этом же пишет и Welt.de. “А мы что? Нас не существует!” – заявляют переселенцы. Многие их них до сих пор живут в казармах канадской армии, в которых были изначально расквартированы. Ранее аполитичные, на публику заявляющие о своей немецкой принадлежности, теперь они все чаще повторяют “мы, русские”. В эти дни они получают больше информации, чувствуют к себе больше внимания со стороны РФ, нежели со стороны Германии. А Германия в эти дни узнала, что на ее территории проживает такой слой населения, чьи симпатии принадлежат другой стране. В худшем случае – враждебной стране. И в самом худшем – враждебное правительство которой может мобилизовать немцев против немецкого государства.  

image 948970 breitwandaufmacher kqek 948970

Губернатор города Лар/Шварцвальд Вольфганг Мюллер попытался объяснить их поведение “неуверенностью и страхом перед борьбой за распределение (благ – ред.)”.  Но особенно впечатлило его то, что в своих аргументах протестующие приводили те же аргументы, что использовались против них самих, против поздних переселенцев, двадцать лет назад.  

“Кроме того, нынешние хорошо организованные протесты очень напоминают дезинформационную кампанию Штази”, – заявил директор мемориала Berlin-Hohenschönhausen Хубертус Кнабе. Это, конечно, не случайно, что сотни русских немцев в разных городах вышли на улицы с одинаковыми  плакатами. Институт Восточной Европы при Берлинском университете  сообщает о группе активистов из русских немцев, связанных с праворадикалами, в частности с NPD. Именно ультраправые приложили руку к организации якобы спонтанных митингов и демонстраций, о чем кремлевские медиа, конечно ж, умолчали.

Насколько раскалилась обстановка, показывает случай адвоката из Констанца, который подал иск против одного из российских корреспондентов за разжигание национальной неприязни. Адвокат был показан по пропутинскому телевидению как преступник, его сайт был взломан, ему угрожали по телефону. “Я чувствую, что моей жизни угрожает опасность”, – заявил Мартин Луитле в интервью изданию Spiegel.online (сейчас он пребывает под полицейской защитой).  

Информационная война против Запада началась не сегодня. Но нынешний кризис с беженцами оказался для Кремля как нельзя кстати, среди прочего, чтоб ослабить его главного противника в Европе – бундесканцлера Германии. В конце концов, роль Меркель в приостановлении Путина в Украине и наложении санкций была более чем значительной. Теперь Москва увидела шанс от нее избавиться.