Накануне 260-летия со дня рождения всемирно известного композитора Вольфганга Амадея Моцарта было обнаружено очередное доказательство близких отношений между ним и Антонио Сальери. На этот раз оба композитора выступают даже в качестве соавторов.

Речь идет о кантате, которую рыцарь Людвиг Алоис фон Кёхель (Ludwig Alois Ferdinand Ritter von Köchel) внес в свой знаменитый “Хронологически-тематический указатель всех сочинений Вольфганга Амадея Моцарта” под номером KV477а, пометив при этом как пропавшую.

Парадокс заключается в том, что об этой кантате трубила вся венская пресса той эпохи, а вот ноты потерялись, казалось, бесследно.

Моцарт и Сальери на одной странице: на этой, третьей странице нотной вклейки мы видим конец сочиненного Сальери и начало строфы, положенной на музыку Моцартом

И вот числившееся “без вести пропавшим” сочинение нашлось: правда, не полная партитура, а лишь издание текста, принадлежавшего перу легендарного либреттиста Моцарта (и, кстати, Сальери тоже) аббата Лоренцо да Понте.

Однако к изданному в Праге тексту прилагается вклейка с образцами музыки! Из тридцати пышных строф, которыми разразился аббат да Понте, на музыку положены лишь четыре: первую строфу “озвучил” Сальери, музыку к двум следующим сочинил Моцарт, финал же написал некто Корнетти.

Открытие посчастливилось сделать немецкому музыковеду и музыканту Тимо Херману (Timo Jouko Hermann), специалисту по творчеству Сальери.

Занимаясь изысканиями, связанными со своим героем, Херман, как водится, случайно обнаружил в музыкальном отделе Пражской национальной библиотеки среди списка либретто опер Сальери и его учеников запись, от которой у специалиста затряслись руки: “Приветствие выздоравливающей Офелии”.

Неужели речь идет о тексте кантаты 477а? И действительно, это было он! Да еще и с музыкой.

Моцарт и Сальери в одной из театральных постановок

Занимательна сама история возникновения кантаты: соавторы создали ее осенью 1785 г., как сообщает газета “Венский листок”, в качестве “радостной песни по случаю выздоровления мадам Стораче”.

Речь идет ни о ком ином, как о знаменитой певице Анне Стораче.

Красавица итальянка выросла в Лондоне (из-за чего ее имя порою пишется как Нэнси Сторас) и вскружила голову не одному любителю бельканто. В частности, один из них, граф Цинцендорф (Karl von Zinzendorf), пишет о примадонне: “Привлекательная, чувственная фигура, прекрасная шея”.

Говорили, будто у Стораче был роман и с Моцартом. Достоверно известно лишь то, что композитор восторгался ее вокальными и актерскими данными и именно “с прицелом” на Стораче писал партию Сюзанны в “Свадьбе Фигаро”, которую та вскоре и исполнила.

Известно также, что когда кайзер Иосиф Второй (Joseph II) прознал, что Стораче бьет муж, наглеца выдворили по высшему указанию за пределы Австрии.

1 июня 1785 г. для Стораче стал реальностью страшный сон любого певца: прямо во время спектакля (характерным образом, речь шла об опере “Несчастные супруги”, написанной братом певицы Стефано Стораче) Анне отказал голос.

На его восстановление ушло около полугода, после чего певица вернулась на венскую оперную сцену к вящей радости всей музыкальной братии во главе с да Понте, Моцартом и Сальери.

Кстати, “Офелией” в названии кантаты Нэнси именуется из-за того, что именно эту партию она должна была петь в опере Сальери “Пещера Трофония”.

Премьера также была отложена из-за болезни певицы.

Кто такой господин Коретти, значащийся третьим соавтором музыки, науке неизвестно. Учитывая, что в газетах того времени его имя выделено курсивом, можно предположить, что речь идет о псевдониме, под которым мог скрываться высокопоставленный поклонник певицы.

В пользу этой догадки говорит и любительское качество музыкального текста.

Обнаруженные фрагменты музыки невелики, но тем не менее по ним можно в значительной мере восстановить сочинение или, по крайней мере, написать убедительную импровизацию на темы Моцарта и Сальери, дописав к ним партию генерал-баса, что для специалиста не очень сложно.

Именно этим и занимается в настоящий момент Тимо Херман.

Публикация восстановленной кантаты и ее исполнение назначены на февраль.

По материалам: Deutsche Welle