Единственным юридическим “камнем преткновения” на пути к подписанию соглашения о едином воздушном пространстве с ЕС (“открытом небе”) является вопрос принадлежности Гибралтара (а именно территории, где находится аэропорт).

Об этом проинформировал в интервью #Буквам заместитель министра инфраструктуры Владимир Омелян.

“Это фактически единственный юридический камень преткновения, который сейчас есть. Европейцы признают, что, собственно, проблема Гибралтара стала неожиданным для них вызовом. Много решений внутри Еврокомиссии заблокированы именно из-за этого. То есть это не только украинский — это европейский вопрос”, – отметил он.

Омелян подчеркнул, что такой ответ не удовлетворяет украинскую сторону, поскольку ранее были достигнуты четкие договоренности с ЕС по данному вопросу.

“В то же время такой ответ нас не удовлетворяет, и мы опять-таки подчеркиваем, что это внутренняя проблема Европейского союза. У нас есть твердая политическая договоренность между Украиной и Европейским союзом, что такое соглашение будет. Еврокомиссары неоднократно нам обещали, как и политики Испании и Великобритании, что этот вопрос будет решен. Мы хотим от них результата. Поскольку одно дело —декларации, а другое дело — конкретный факт”, – заявил замминистра инфраструктуры.

Отвечая на вопрос, будет ли подписано соглашение об “открытом небе” с ЕС в 2016 году, как это прописано в Программе действий Правительства, Омелян уточнил, что ситуация является достаточно сложной, и по данному вопросу постоянно проводятся переговоры и встречи.

“С ЕС ситуация сложнее. Каждый раз мы ставим этот вопрос на встречах с ЕС на всех уровнях. Последняя встреча у меня была буквально позавчера. Я опять объяснял коллегам из Брюсселя, что мы много говорим о безвизовом режиме, но на самом деле открытое небо имеет такую же значимость и важность для каждого украинца. Дело не в том, что вы не будете платить за визу 30 или 40 евро, или же, что вы не будете ее получать, а просто поедете за границу. Вопрос в том, как вы будете ехать. С одной стороны, покупательная способность населения упала, и оно не готово платить высокие цены. С другой стороны, все же есть разница, когда рейс в ту же Вену или Париж стоит 500 или 300 долл., и когда он стоит 15 или 20 евро. На эту разницу, в принципе, можно два дня провести в Париже”, – добавил он.

Справка. В данном случае речь идет об отсутствии согласия между Великобританией и Испанией относительно условий применения соглашения об “открытом небе” к аэропорту Гибралтара, который был построен на спорной для обоих стран территории. В то же время Украина предложила исключить Гибралтар из текста соглашения, чтобы не затрагивать ничьих территориальных интересов.

Напомним, ранее Верховная Рада Украины проголосовала за ратификацию соглашений о воздушном сообщении с тремя странами — ОАЭ, США и Черногорией.