Операция по освобождению Геннадия Афанасьева и Юрия Солошенко готовилась непосредственно при участии СБУ, МИД Украины и минской гуманитарной группы.

Об этом сообщила на своей странице в Facebook первый заместитель председателя Верховной Рады, представитель Украины в гуманитарной подгруппе Трехсторонней контактной группы Ирина Геращенко.

“Мы очень надеялись, что освободим Юрия Солошенко и Геннадия Афанасьева в конце мая. Президент Порошенко делал все возможное для этого. Но … Общественное мнение в РФ очень негативно восприняло освобождение Надежды (Надежды Савченко – ред.), и российские власти отложили освобождение украинцев на несколько недель. После Дня России … Операция готовилась с непосредственным привлечением СБУ, МИД и нашей минской гуманитарной группы. Накануне мы со Святом (пресс-секретарь Президента Святослав Цеголко – ред.) по поручению Президента позвонили госпоже Ольге, маме Геннадия, чтобы она собиралась в Киев. Одна просьба: конфиденциальность”, – рассказала Геращенко, добавив, что утечка информации все же произошла.

ге2

ге3

Во вторник, 14 июня, Геращенко и Цеголко прибыли на самолете в московский аэропорт “Внуково”. Представителю спецслужбы, который был с ними, поступила команда “движение”. В поле зрения появилась колонна машин с проблесковыми маячками, и к самолету допустили украинского дипломата в Москве Игоря Мельничука.

“Из машины выходит пожилой мужчина, он медленно идет по полю и вытирает слезы. Это Юрий Солошенко… Через несколько минут из машины выпускают Афанасьева, он тянет две спортивные сумки. “Что-то ты обжился вещами на этой каторге” – шутим и обнимаемся. Он тоже вытирает слезы: “Это одна моя сумка, а одна Юрия Даниловича”. Все. Мы на украинском борту, на украинской территории. Первые слова пленников: “Прощай, немытая Россия! Страна рабов, страна господ!”. Смеемся”, – пишет Геращенко.

ге10

ге11

Нардеп рассказала, что к Солошенко полгода не пускали украинского консула.

“Ему рассказывали, что Украине он не нужен… Он говорит, что не верил, что Родина от него отказалась, но даже не представлял, как и сколько людей за него боролись… Он прошел психологическое давление и пытки, его обвинили в шпионаже и угрожали, что он сгниет в российской тюрьме … Геннадия задержали в Крыму 9 мая 2014 года. Ему разрешили свидание с мамой только через 10 месяцев, а консула допустили через год. Под страшными пытками из него выбили показания против Сенцова и Кольченко. Российский “Мемориал” признал Афанасьева политзаключенным. Существовала реальная угроза его жизни из-за пыток. И часть этих 2 страшных лет он отбыл в одной из самых страшных тюрем в Коми, в едином помещении камерного типа – закрытая камера, подъем в пять утра и до 9 нельзя сесть или лечь, три месяца под 24-часовым наблюдением”, – рассказала Геращенко.

ге5

ге9

“Они много рассказывали о тюрьме, о Лефортово, Коми, психологическом давлении, пытках и истязаниях. И об отношении россиян, которые завидовали Геннадию и Юрию, что те – украинцы… Ради этого дня мы прорабатывали все возможные варианты: и юридические, правовые, но в первую очередь политико-дипломатические. Министр Климкин говорил о Юрии Даниловиче и Геннадии, которые имели тяжелые диагнозы, на каждой встрече в нормандском формате. В Минске на гуманитарной подгруппе мы поднимали вопрос их освобождения десятки раз. Президент потребовал освобождения украинцев на всех международных встречах. Наши дипломаты, наша спецслужба, все причастные сделали все возможное. И теперь мы все вместе работаем дальше – чтобы освободить всех”, – подытожила Геращенко.

ге13

ге12

ге7

ге14

ге15

ге16

ге17

Напомним, ранее самолет с украинцами Геннадием Афанасьевым и Юрием Солошенко приземлился в аэропорту “Борисполь”.

Впоследствии они прибыли на автомобиле “скорой помощи” к “Научно-практическому центру профилактической и клинической медицины” Государственного управления делами в Киеве. Там их встретили Президент Петр Порошенко и родственники.

Кроме того, сообщалось, что президент России Владимир Путин помиловал осужденных в России украинцевГеннадия Афанасьева и Юрия Солошенко.

Как известно, Мосгорсуд 14 октября 2015 года приговорил бывшего директора украинского завода “Знамя”, 73-летнего Юрия Солошенко к шести годам колонии строгого режима за шпионаж в пользу Украины.

Впоследствии сообщалось, что у него обнаружили рак.

Геннадия Афанасьева в декабре 2014 года приговорили к 7 годам колонии строгого режима. Он, Олег Сенцов и Александр Кольченко в РФ обвиняют в том, что якобы планировали взорвать памятник Ленину на Вокзальной площади и мемориал “Вечного огня”.