В Генеральной прокуратуре считают, что заявления отдельных руководителей правоохранительных органов по делу заместителя министра здравоохранения не помогают в проведении объективного расследования, а скорее служат подсказкой для адвокатов подозреваемых.

Об этом пресс-служба ГПУ.

“Публичные заявления, которые звучат со стороны отдельных руководителей правоохранительных органов, таких как САП и НАБУ, относительно ненадлежащего органа расследования уголовного производства в отношении заместителя министра здравоохранения Украины, недопустимости собранных во время его осуществления доказательств, незаконности внесения прокуратурой города Киева сведений в Единый реестр по этому производству, не совпадает с предписаниями действующего на сегодня Уголовного процессуального кодекса Украины. Подобные заявления не помогают правоохранительным органам выступить единым фронтом борьбы против преступности, а служат скорее подсказкой для адвокатов подозреваемых”, – говорится в сообщении.

“По убеждению САП:

1) любое сообщение о преступлении, отнесено к подследственности НАБУ, должно регистрироваться в Единый реестр исключительно детективом НАБУ или прокурором САП, а в случае регистрации следователями другого органа немедленно передаваться по подследственности в НАБУ;

2) следователь другого органа досудебного расследования не вправе начинать досудебное расследование в таких производствах, а тем более проводить в них следственные (розыскные) или негласные следственные (розыскные) действия;

3) прокурор, который зарегистрировал заявление о преступлении в Единый реестр, не имеет права определить орган досудебного расследования другой чем НАБУ, если речь идет о преступлениях, которые ему подследствены”, – говорится в заявлении.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Луценко заявил, что дело Василишина передадут в суд в течение 72 часов

В Генпрокуратуре отметили, что определенный пока УПК Украины порядок начала досудебного расследования (ст. 214 УПК Украины) является единым для всех органов досудебного расследования, независимо от их статуса и определенной подследственности и не подлежит произвольной трактовке.

“Согласно этому порядку отказ следователя, прокурора в принятии и регистрации заявления или сообщения об уголовном правонарушении в Единый реестр по любым соображениям (другая подследственность, не так написана, не туда и не тем подана и т.п.) не допускается. УПК Украины обязывает следователя, прокурора внести сведения о преступлении безотлагательно, но не позднее 24 часов (ч. 1 ст. 214 УПК Украины). После внесения сведений в Единый реестр следователя прямо обязан начать досудебное расследование и безотлагательно в письменной форме сообщить о начале руководителя органа прокуратуры (ч. 6 ст. 214 УПК Украины). Если сведения об уголовном правонарушении в Единый реестр вносились прокурором, он обязан безотлагательно, но не позднее следующего дня, с соблюдением правил подследственности передать имеющиеся у него материалы в орган предварительного расследования и поручить проведение досудебного расследования (ч. 7 ст. 214 УПК Украины). Любые действия с “перенаправлением” заявлений в НАБУ, предложение их представления в этот орган непосредственно и другие действия такого порядка, можно считать прямым нарушением требований УПК Украины и это может тянуть за собой ответственность. Сейчас такие действия являются предметом обжалования в суде”, – объяснили в ГПУ.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Минздраве сообщили, что пойманный на взятке Василишин ушел на больничный

Кроме того, несвоевременное проведение следователем соответствующих процессуальных действий не исключено приведет к безвозвратной потере важных доказательств, а следовательно – невозможности обеспечения основных задач уголовного судопроизводства – быстрого, полного и беспристрастного расследования.

В ГПУ отметили, что определенная в ч. 5 ст. 216 УПК Украины подследственность НАБУ требует установки не только наличия формальных признаков отдельного состава преступления, а прежде всего установления “принадлежности” субъекта их совершения (или относительно которого совершено) к так называемой категории “специального” или соответствие размера предмета преступления или причиненного им вреда сумме, что в 500 и более раз превышает минимальную заработную плату или превышение 50 % государственной или коммунальной собственности в уставном капитале предприятия.

“Установление указанных обстоятельств, как правило, требует проведения ряда комплексных мероприятий (экспертиз, подтверждение субъекта совершения, его статуса на момент совершения преступления и т.п.). Само по себе проведение следственных (розыскных), негласных следственных (розыскных) действий следователями в процессах о преступлениях, подследственных НАБУ, никоим образом не свидетельствует об их недопустимости, если эти действия проводились в порядке, предусмотренном УПК Украины. Вопрос “подследственности”, если один орган считает, что это именно его компетенция, в достаточной степени нормирован через институт разрешения споров о подследственности”, – подытожили в Генпрокуратуре.

Ранее сообщалось, что в Национальном антикоррупционном бюро Украины заявили, что ряд уголовных производств, в том числе и по задержанному на взятке замминистра здравоохранения Роману Василишину, могут быть проиграны в суде в связи с нарушением процедуры подследственности.

Напомним, сегодня прокуратура задержала заместителя министра здравоохранения Украины за взяточничество.

Впоследствии Премьер-министр Украины Владимир Гройсман заявил, что задержанного на взятке замминистра здравоохранения Романа Василишина Кабмин отстранил от должности.

Также сообщалось, что задержанный на взятке заместитель министра здравоохранения каждую неделю получал от своего сообщника, руководителя Урологического центра Александровской больницы Юрия Серняка, 50-100 тысяч гривен.