2 февраля в немецкой газете вышло интервью Президента Порошенко, в котором он заявил о планах провести референдум о вступлении Украины в НАТО. #Буквы узнали у экс-премьер-министра Украины, первого руководителя СБУ и бывшего главы Министерства обороны, а ныне — представителя Украины в подгруппе по безопасности Трехсторонней контактной группы по Донбассу Евгения Марчука о том, какие последствия такого референдума и каковы перспективы Украины в НАТО.

“Проведение референдума относительно возможного присоединения к НАТО — это необратимая процедура, если Украина когда-то будет серьезно двигаться в этом направлении. Пока что в организационном плане это очень далеко”, — считает Марчук.

При этом, по мнению Евгения Марчука, после такого заявления со стороны Президента должно быть разъяснение еще ряда важных моментов.

“Ведь референдум не имеет законодательной силы, а носит рекомендационный характер. В то же время документ с положительным результатом референдума — это серьезная платформа для руководства страны. Поскольку, если бы в 2008 году во время саммита в Бухаресте, где рассматривался вопрос о присоединении Украины к плану действий относительно вступления в НАТО, у президента Ющенко за спиной были бы такие результаты народного референдума, сомневаюсь, что кто-либо из тогдашних лидеров НАТО мог бы проигнорировать такой фактор”, — отмечает Марчук.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Украина и НАТО. Краткая история взаимоотношений

Что еще важно, акцентирует он, референдум о вступлении в НАТО не означает, что через год-два мы сможем присоединиться к НАТО.

“Для этого нужно будет проведение очень серьезных мероприятий — процедура плана действий относительно членства, ежегодный план, который должен быть согласован в штаб-квартире НАТО. В этом плане 30 %  — это реформа вооруженных сил, а 70 % — это реформа судебной системы, защита прав человека, свобода слова, экономика. То есть государство по всем параметрам нужно подтянуть к стандартам и критериям НАТО”, — разъясняет экс-глава оборонного ведомства.

“Поэтому после такого важного заявления Президента обязательно нужно разъяснить населению — что значит проведение референдума и что дальше”, — считает Марчук.

В то же время Евгений Марчук убежден, что ставить прямой вопрос о вступлении в НАТО сегодня — было бы крайне неграмотно. Так как НАТО — военно-политический союз, в который объединились, чтобы жить в мире и покое. Нынешняя ситуация в Украине, по словам Марчука, не вписывается в эту концепцию.

“Даже в случае, если в этом году будет проведен референдум о НАТО и будет положительный результат, то до реального вступления в НАТО пройдет не менее 10 лет”, — подчеркнул Евгений Марчук.

По его словам, в случае положительных результатов референдума Президент получит право подписать заявку о том, чтобы НАТО рассмотрел вопрос о предоставлении Украине режима ПДЧ (План действий по членству в НАТО, – ред.).

“Однако нужно быть реалистами. Думаю, что пока война на Донбассе, то мы и режим ПДЧ не получим”, — добавил наш собеседник.

Кроме этого Марчук отмечает, что подобные инициативы Украины будут иметь серьезное противодействие.

“В 2008 году перед Бухарестским саммитом президент Путин лично встретился с Ангелой Меркель (у них тогда еще были хорошие отношения), Саркози, Берлускони, и в индивидуальном порядке переубедил их, что Украине нельзя давать режим ПДЧ. Хотя этот режим ПДЧ мог длится и по сегодняшний день”, — рассказывает Марчук.

“Мы знаем, что против этого активно выступает Россия. И известные кремлевские спикеры постоянно заявляют, что вступление Украины в НАТО для России означает неизбежную войну. То есть если Украина будет заявлять о таких намерениях и подготовке к присоединению, то Россия этого не потерпит. Некоторые их этих спикеров даже в открытую говорят, что причиной аннексии Крыма и событий на Донбассе якобы стало возможное вступление Украины в НАТО. Это полная ахинея. Поскольку в 2013 году еще до Майдана Янукович полностью исключил эту формулу из закона. Таким образом, аннексия Крыма и война в Украине начались, когда в законе Украины не было формулы о вступлении в НАТО”, — добавил он.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 10 ключевых тезисов новой Военной доктрины Украины В то же время Евгений Марчук акцентирует на том, что в сегодняшней Военной доктрине Украины существует довольно размытая формула о вступлении Украины в НАТО.

“Дело в том, что в Законе Украины об основах национальной безопасности еще от 2003 года (к слову, я его еще проводил тогда в парламенте) указано, что в интересах обеспечения национальной безопасности Украина в будущем может присоединяться к военно-политическим блокам, в частности к Северно-Атлантическому Альянсу. После принятия этого закона тогдашний президент Кучма ввел эту формулу в Военную доктрину Украины. Военная доктрина — документ президентского уровня и президент может инициировать в него изменения, когда захочет. Этот закон действовал 7 лет — до 2010 года. Таким образом, президент Ющенко за годы правления имел законодательную базу для присоединения Украины к НАТО. Но у него ничего не получилось.

Когда в 2010 году президентом стал Виктор Янукович и был сформирован его “карманный” парламент, скорее всего, под давлением Москвы (я в этом ни чуть не сомневаюсь) из закона эта формула была исключена. Оставили только то, что Украина будет сотрудничать с НАТО. Но наиболее весомым является следующее. Когда в 2015 году, уже после Майдана, новая власть вернулась к этому закону, то вместо того, чтобы вернуть назад пункт о возможности в будущем присоединения Украины к НАТО, они изменили эту формулу от 2003 года. Думаю, здесь также в каком-то виде было противодействие Москвы. Так, теперь в законе формула о том, что в будущем целью Украины будет соответствие критериям для будущего присоединения к НАТО. То есть в действующем законе не указана цель присоединения к НАТО, а конечной целью указана технологическая готовность Украины в будущем”, — отметил Евгений Марчук.