Сотрудничество с МВФ – краеугольный камень официального Киева вот уже который год подряд. Украина не раз получала от Фонда гарантии и программы для кредитования экономики страны, однако отнюдь не все Правительства за всю историю независимости смогли выполнить условия МВФ в полном объеме и завершить программу необходимых реформ до конца.

Последняя программа расширенного кредитования EFF, к выполнению которой Украина приступила около года назад после долгих персональных переговоров Президента Порошенко с директором-распорядителем МВФ Кристин Лагард, является беспрецедентно крупной за всю историю существования Фонда. Однако, уже несколько месяцев официальный Киев не может получить запланированные третий и четвертый транши финансовой помощи. Причина – резкое замедление процесса внедрения требуемых Фондом экономических реформ и ощутимый провал выполнения программы структурных маяков Фонда.

Несмотря на то, что официальный представитель МВФ Джерри Райс в четверг в Вашингтоне, выступил с брифингом, касающимся украинской программы – его заявления, скорее, вызвали больше вопросом, чем дали ответов по поводу будущего экономики страны.

В МВФ стандартно отмечают, что продолжение кредитования зависит от прогресса по реформам, а также от ясности статуса правительства и коалиции. При этом, в Фонде на данный момент не могут назвать дату следующего заседания Совета директоров по принятию решения по третьему траншу для Украины, который Минфин должен был получить еще осенью 2015 года. У Совета Директоров Фонда есть немало открытых вопросов по Украине – все они касаются необходимости немедленной реализации программы реформ государственного управления и борьбы с коррупцией, что изначально было основным условием предоставления Украине финансовых займов от МВФ.

Представители Фонда, обычно дипломатичные в своих высказываниях, на сей раз прямо заявляют о том, что с украинской стороны “был достигнут весьма медленный прогресс” в улучшении системы управления и борьбы с коррупцией. Еще сильнее в МВФ недовольны усилением влияния корыстных интересов на политику страны. На данный момент это еще не означает полного провала программы со стороны Украины, однако, учитывая затяжной политический кризис, в который погружается страна –  продвижение вперед в стабилизации экономики, снижение бюджетного дефицита и инфляции, а также последующий прогнозируемый медленный экономический рост – все те достижения, которые правительство страны сумело продемонстрировать за последний год, нивелируется стандартными для Украины скандалами на почве коррупции и передела сфер влияния.

Сильное беспокойство у официального Киева, очевидно, должно вызывать жесткое письмо главы МВФ Кристин Лагард, опубликованное 10 февраля, в котором госпожа директор-распорядитель заявила, что программа финансирования Украины может быть остановлена. При отсутствии заметных усилий для внедрения реформ в управлении государством и успешной борьбе с коррупцией сложно представить, что поддерживаемая МВФ программа будет продолжаться в дальнейшем и будет успешной. Лагард также заявила, что Украина рискует снова вернуться к системе провальной экономической политики предыдущих правительств страны. При этом еще 21 января в ходе встречи с президентом Украины Петром Порошенко в швейцарском Давосе Кристин Лагард выразила надежду, что решение Совета директоров МВФ по третьему траншу будет положительным.

1455181414

Петр Порошенко и Кристин Лагард

На данный момент – кредиты МВФ являются единственным основным источником внешнего финансирования Украины. Более того, от продолжения сотрудничества с Фондом зависит и продолжение кредитования страны от связанных  международных финансовых организаций – таких, как ЕБРР и ВБ, а также предоставлении гарантий и кредитов правительств стран ЕС, Канады и США.

Официально, по отчету Фонда, Украина испытывает большие проблемы в сфере ключевых реформ. К примеру, сопровождавшаяся громкими скандалами налоговая реформа в Украине прошла совершенно вразрез с рекомендациями МВФ, который требовал усиления налогового законодательства.

Ряд рекомендаций фонда, в частности, по увеличению налога на доходы физлиц и отмены упрощенной системы как таковой, не выполнен.

Проблемными до сих пор являются вопросы повышения пенсионного возраста в стране – Фонд настаивает на внедрении полноценной пенсионной реформы и балансировании уровня дефицита Пенсионного фонда.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Год Кабмина в цифрах – что удалось “Правительству камикадзе” в 2015 году

Нулевой прогресс до сих пор касается также судебной реформы и реформы прокуратуры. Обеспечение независимости эффективной работы прокуроров, которых приняли на работу в новое Антикоррупционное бюро, по замыслу программы Фонда, должна быть организована таким образом, чтобы коррумпированные должностные лица понесли соответствующее наказание. На данный момент НАБУ работает, скорее, в декларативном режиме.

Несмотря на то, что программа структурных маяков за прошлый год Украиной, очевидно, провалена, некоторый позитив в сотрудничество с Фондом вносили действия МЭРТ и НБУ. Несмотря на это – умышленное затягивание программы масштабной приватизации также не играет на руку официальному Киеву. Украине необходимо срочно разработать и внедрить реалистичный план приватизации более 3 тыс. государственных предприятий, потери от работы которых ощутимо давят на бюджет страны. При этом очевидно, что несмотря на явно благосклонное отношение МВФ к Украине – терпение организации не безгранично и последние события, связанные с рядом скандальных заявлений о коррупции в в украинском правительстве и парламенте явно стали последней каплей.   

В АП прекрасно понимают, чем грозит заморозка кредитования МВФ и пытаются спасти ситуацию новыми раундами прямых переговоров Президента Порошенко с Кристин Лагард. По итогам последних стало известно, что стороны договорились подготовить новую дорожную карту приоритетных реформ, которые придадут новый импульс отношениям с Международным валютным фондом.

Лагард переговоры с Порошенко назвала конструктивными, однако, не дала никаких конкретных ориентиров, касающихся выделения новых финансовых траншей. Очевидно, что по результатам данных переговоров, Украина должна будет подписать обновленный Меморандум сотрудничества с МВФ, однако, Глава Департамента внешних связей Фонда Джерри Райс, в свою очередь, заявил, что МВФ остается в программе сотрудничества, однако не готов назвать дату возможного подписания документа. Согласно правилам МВФ, заседание Совета директоров, на котором может быть принято решение о выделении транша, состоится только через две недели или через месяц после согласования и подписания Меморандума.

373257004

Встреча Петра Порошенко и Кристин Лагард в Киеве

Сейчас МВФ очевидно понял, что для реализации программы реформ в Украине, необходимо начать политику большего давления в процессе переговоров. Несмотря на все заверения премьера, главы МинФина и, непосредственно, президента страны, очевидно, что новый транш от МВФ страна получит – в том случае, если это действительно произойдет – не ранее марта.

Данная неопределенность уже ощутимо отобразилась на курсе национальной валюты – на протяжении последних двух месяцев гривна неуклонно движется в сторону девальвации и курс уже превысил отметку 27 UAH/USD.  Отказ в предоставлении кредитов будет иметь сильный негативный эффект для страны, экономика которой находится в очень плохом состоянии. Естественно, на данный момент нельзя даже обсуждать возможное улучшение бизнес-климата и последующее увеличение количества рабочих мест и улучшение качества жизни населения, что является одной из основных задекларированных целей как Фонда, так и официального Киева.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Гривна, паника, политика – главные тезисы главы НБУ

Ключевая сложность на данный момент заключается в том, что на фоне неспособности проводить реформы и бороться с коррупцией – правительство Украины снова и снова теряет  доверие и поддержку своих западных партнеров.

Сейчас экономика страны находится под вопросом  выживания и то, как будет развиваться ситуация в дальнейшем, зависит исключительно от того, насколько взвешено и эффективно будут проводиться реформы в стране.

Судя по последним событиям в ВР и явному усилению политического кризиса, который потенциально может привести к досрочным парламентским выборам – украинский политический истеблишмент не понимает всей серьезности ситуации и возможности обрушения экономики страны вследствие полного прекращения всех программ кредитования от МВФ и связанных организаций.