#Буквы перевели статью руководителя русской редакции Deutsche Welle Инго Мантойфеля, опубликованную в Frankfurter Allgemeine Zeitung, в которой анализируются наиболее популярные методы и цели российской пропаганды в Германии.

Пропагандистская машина России в последнее время усиленно целится в Германию. Целью дезинформации является дестабилизация общества. Но от этого можно защититься.

“Вы принадлежите к тем немцам, которые хотят переехать в Крым, потому что ситуация у нас настолько ухудшилась? Нет? Но в вашем кругу, несомненно, есть кто-то, кто такой переезд в настоящее время планирует! Тоже нет? – спрашивает сограждан в своей статье Инго Мантойфель. – Это странно. Поскольку официальная правительственная газета РФ “Российская газета” в конце января сообщила на своем веб-сайте об этом широко распространяющемся желании эмигрировать, озаглавив материал так: “Немецкие политики: Все больше и больше немцев задумываются о том, как эмигрировать в Крым”.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Путинская мечта о доминировании в Европе: обзор немецких СМИ

Эту бессмыслицу можно воспринять с ухмылкой или принять за плохую журналистику. Но это было бы неправильно. Те, кто имеет дело с российскими СМИ, приходят к другому выводу: Кремль через контролируемые им СМИ превращает информацию в инструмент агрессивной внешней политики. Это называется ведением “гибридной войны”. Методы целенаправленной дезинформации и манипулирования общественным мнением были впервые использованы в России для того, чтобы обеспечить власть президента Владимира Путина. В украинском конфликте российская пропаганда выходит на новый уровень: благодаря искажениям, полуправде и откровенно лживым историям украинцев клеймят как “фашистов”.

РОССИЙСКИЕ УЧЕБНИКИ НАЗЫВАЮТ ЭТО “РЕФЛЕКСИВНЫМ КОНТРОЛЕМ”

Последнее время мушка прицела дезинформации наведена на Германию – скорее всего, потому, что канцлеру Ангеле Меркель удалось объединить ЕС в вопросе продолжения европейских санкций против Москвы. Вероятные расчеты: если с помощью кризиса беженцев сбросить Меркель и ослабить позиции Германии в Европе, фронт санкций против России обрушится.

Концепции для манипулирования общественным мнением или ведения психологической войны существуют в течение многих десятилетий. Тем не менее в девяностых российские аналитики и спецслужбы занялись “информационной войной” особенно интенсивно. По сути, речь идет о систематическом использовании информации для искажения восприятия реальности и формирования у ее получателя желаемой реакции: в российских учебниках эти методы называются “рефлексивным контролем (управлением)”.

“ИНФОРМАЦИОННЫЙ ШУМ” И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ

В России для этой цели существуют “политтехнологи”, или, как их там называют, политические консультанты и Spindoktor. Создан целый набор методов и приемов, которые подтверждают свою действенность на примере контролируемого Кремлем информационного пространства России: намеренно созданное искажение восприятия реальности создало в широких слоях российского общества атмосферу страха и угрозы. Медийной картинке враждебного Запада противопоставляется  отеческий и безальтернативный президент Путин. В контексте этого неоимперского менталитета рассматриваются и высокие рейтинги одобрения Путина в России.  Они подтверждают успех пропаганды, гораздо меньше свидетельствуя о фактической поддержке российского президента и его политики.  

За пределами России пропаганда нацелена на укрепление страхов и дестабилизацию общества. Первым средством влияния на общественное мнение является максимальное увеличение количества сообщений так, что получатели оказываются перегружены пугающей и весьма противоречивой информацией: следствием этого “информационного шума” являются потеря ориентации и ясности.

РУКА ОБ РУКУ С ПРАВОПОПУЛИСТСКИМИ СООБЩЕНИЯМИ

Помимо официальных СМИ – в России таковыми являются контролируемые Кремлем СМИ, за рубежом телеканал “Россия Сегодня” и “Спутник” – российская пропагандистская машина успешно использует Интернет. Малоизвестный информационный веб-сайт или блог публикует сообщение, которое потом переопубликовывается другими сомнительными веб-сайтами. Потом в дело вступает большое и известное российское СМИ, публикует в сети сообщение со ссылкой на”источники в сети”, и оно презентабельно циркулирует в медийном пространстве.  Вопрос правдивости или эмпирически проверяемых фактов значения тут не имеет.

Лживая история о якобы похищенной мигрантами и изнасилованной девочке в Берлине тоже была опубликована на сомнительном сайте. Потом ее подхватило российское государственное телевидение. Это видели также русские немцы, которые, вдохновляемые призывами в Facebook, а также через SMS, вышли на демонстрации. Кроме того, немецкое ответвление  российских иностранных СМИ распространило “утку” в Германии, где она вызвала резонанс на правопопулистских веб-сайтах и в социальных медиа. Очевидно, что российские иноСМИ и немецкие правопопулистские и праворадикальные информационщики идут рука об руку. Избирательно цитируя друг друга, они обеспечивают правдоподобность источника информации.

ПРИДАТЬ ДОСТОВЕРНОСТИ ЛОЖНОМУ СООБЩЕНИЮ

Вторым методом компенсации возможного дефицита убедительности новостей является эмоциональное и захватывающее “повествование” (Storytelling). Кинематографическое превращение напоминает музыкальные видеоклипы или боевики. Короче говоря, продукты российской пропаганды являются захватывающими и легко усваиваются, потому что не утруждаются (и не должны) журналистскими качествами, как, например, избирательность и кропотливость.

Официальные СМИ и сотрудничающие с ними “серые прокремлевские медиа” являются лишь частью российского пропагандистского аппарата. Третий, скрыто работающий, уровень включает в себя производство фальшивых отчетов и Интернет-мемов, то есть преимущественно смешных фотографий или видео файлов, которые вирусообразно распространяются через социальные медиа. Чтобы придать ложным сообщениям достоверности, создаются псевдоновостные сайты или страницы Википедии, как произошло, например, в сентябре 2014 года, в связи с предполагаемым взрывом на химическом заводе в Centerville, штат Луизиана.

СВЯЗЬ С АДМИНИСТРАЦИЕЙ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целом социальные медиа играют центральную роль в распространении пропаганды. С помощью социальных ботов, профилей в социальных сетях, созданных роботами, распространяются ложные сообщения и Интернет-мемы. Сюда же относится флуд прокремлевских сообщений на читательских форумах международных СМИ. Термин “ольгинские тролли”, по названию базирующейся в пригороде Санкт-Петербурга компании “Интернет-исследовательское агентство”, приобрел известность во всем мире. Только лишь оттуда происходит управление тысячами фальшивых профилей в соцсетях и форумах, которые создают в Интернете подходящее для политики Кремля настроение.

Независимые российские СМИ сообщают о связи этой фирмы с Администрацией президента Российской Федерации.

Украинский сайт Stopfake.org, российский проект Noodleremover.news, а также Disinformation Review внешней службы ЕС успешно взяли на себя задачу развенчать мистификации и механизмы российской пропаганды на конкретных примерах.

УСТОЙЧИВЫЙ ПОТОК ИСКАЖЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ

Опасность российской пропаганды для Европы не нужно преувеличивать, но и не следует недооценивать. Выдуманная история якобы изнасилованной девочки в Берлине оказалась, в конце концов, провалом. Правда выплыла на свет сравнительно быстро. Но политические испытания, как например, евро- и миграционный кризис – и дальше остаются сильной подоплекой для дезинформационных кампаний. Не вызывает сомнений, что контролируемые Кремлем пропагандистские структуры будут систематически пытаться усиливать поляризацию общественных дебатов в Европе, подогревать их с помощью постоянного потока искаженной информации.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Капитулирует ли Запад перед Путиным, – Die Welt

Что делать? Чтобы противостоять дезинформации, обществу надо повысить уровень медиаграмотности, в частности, развивать критический подход к информации и ее источникам. А от СМИ и журналистов нужно требовать изображать действительность правдиво, даже в эпоху цифровых технологий, опираясь на правдивые и надежные факты.