Сегодня исполняется два года со дня крымского псевдореферендума – 16 марта 2014 года жители Крыма якобы проголосовали за “воссоединение” полуострова с Россией.

В Украине официальная дата начала оккупации Крыма законодательно закреплена с сентября прошлого года – 20 февраля 2014-го. То есть в сущности “исторический референдум” проходил в условиях оккупации. Это очень важный нюанс для дальнейшего понимания того, что случилось в Крыму и что там будет дальше. Сейчас же попробуем поговорить не о том, когда официально началась оккупация Крыма, а о том, когда начнется его деоккупация, и что нужно для этого сделать.

КОМУ В КРЫМУ ЖИТЬ ХОРОШО?

Российским чиновникам, российским военным и тем, кто связан с их обеспечением. Еще пенсионерам, которым подняли пенсию и для которых Россия всегда была “землей обетованной”. В общем, это те категории населения, которые реально осязали относительно “длинный рубль”, для них денежные выплаты все-таки выросли, и сейчас больше, чем “во времена Украины”.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Уровень жизни в Крыму один из худших в России

Впрочем, экономически активная часть населения Крыма, даже те, кто голосовал за “воссоединение Крыма и России”, потихоньку осознает новую реальность и начинает разочаровываться в России. И есть от чего – снижение потока туристов, повышение цен на продукты питания и медикаменты, международная изоляция, санкции, увеличение российского военного контингента, политические репрессии. Но пока что критическая масса таких людей недостаточна для того, чтобы говорить о реальности каких-то изменений.

221873789

Блокада Крыма со стороны Украины еще раз подчеркнула то, что все и так знали – Россия не способна обеспечить элементарные потребности населения Крыма: подачу воды, электроэнергии, поставку продуктов питания и медикаментов.

Гуманитарная ситуация в Крыму с конца прошлого года неумолимо ухудшается.

И в этом нет ничего удивительного. Сразу же после аннексии Крыма в РФ дали понять, что полуостров – это исключительно новая военная база. Крым в составе РФ есть и будет дотационным и депрессивным регионом. Военные базы создаются и содержатся не для того, чтобы развивать туризм и свободную экономику.

ДЕОККУПАЦИЯ В ФОРМАТЕ “ЖЕНЕВА ПЛЮС”

В начале этого года Президент Украины Петр Порошенко инициировал создание нового формата переговоров относительно “деоккупации” – “Женева плюс”. Такой формат предусматривает участие представителей Украины, России, США и ЕС. Новая переговорная площадка, по мнению Порошенко, призвана создать “международный механизм по деоккупации полуострова”.

Россия на такую инициативу отреагировала моментально. “Вопроса Крыма как такового не существует, соответственно, невозможно обсуждать вопрос Крыма как таковой”, – заявил в январе пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков.

Последовавшая вслед за предложением Порошенко реакция Европарламента говорит о том, что “вопрос Крыма” очень даже существует в международных отношениях, и в ЕС его готовы обсуждать.

В своей резолюции относительно нарушения прав человека в оккупированном Крыму от 4 февраля евродепутаты приветствовали переговоры в формате “Женева плюс”. Что более важно, в Европарламенте также заявили о своей поддержке решения ЕС запретить импорт продукции из Крыма, если она не сопровождается украинским сертификатом, а также ввести ограничительные меры в отношении экспорта определенных товаров и технологий, инвестиций, торговли и сферы услуг в Крыму.

Рано или поздно, и для Путина “вопрос Крыма” все-таки станет актуальным, поскольку Европа и другие страны не собираются уменьшать давление санкциями. Буквально на днях ЕС продлил санкции против 146 граждан РФ и Украины из-за Крыма и Донбасса. Кроме частных лиц, в списке оказались и 37 российских компаний.

ВЫИГРАТЬ БОРЬБУ ЗА УМЫ – ВЕРНУТЬ КРЫМ

Чтобы Украина смогла вернуть Крым, нужно понять одно: жители Крыма не предатели. Нельзя предать то, чему реально никогда не присягал. В головах крымчан украинское государство так и не стало ценностью. Это неоспоримый факт. Поэтому нужно начинать именно с этого. Для того, чтобы у крымчан возникло желание “вернуться в Украину”, нужно показать, что Украина о них не забыла.

1429291774 krym

Поэтому вместо того, чтобы “душить” Крым экономической блокадой, пожалуй, стоило бы развивать тему потенциальной гуманитарной катастрофы в Крыму. Украина должна была провозгласить своим приоритетом защиту наших с вами сограждан от последствий этой катастрофы. Нельзя было допускать прекращения поставок электроэнергии и перебоев с поставкой пресной воды. В этом вопросе для власти все должно быть очень просто – электроэнергию и воду мы будем поставлять себе в убыток лишь только для того, чтобы не допустить гуманитарной катастрофы в Крыму.

Такой подход при правильном освещении стал бы не просто аргументом на переговорах, а еще и мощным сигналом поддержки для тех крымчан, которые вынуждены принимать оккупацию, но не собираются с ней мириться.

Но сейчас у нас сложилась ситуация, когда поставки электроэнергии фактически прекращены, в Крыму постоянный дефицит пресной воды и самого необходимого.

Исходя из этого, можно начать хотя бы с пресловутых гуманитарных конвоев. “Гуманитарка” из Украины могла бы стать не просто красивой картинкой для телевизора, но и реальным подспорьем для наших сограждан на оккупированной территории. Эти конвои российские власти вряд ли бы пропустили. Однако и факт их задержки Россией стал бы серьезным аргументом в пользу Украины на потенциальных переговорах в любом формате.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Как выглядит Крым в украинских карикатурах

Тем более, что никто не мешает создавать базы для передачи “гуманитарки” на границе с Крымом, равно как никто не мешает Украине на той же границе развернуть магазины, где украинские товары продавались бы для крымчан с украинскими паспортом по более низким украинским ценам.

И, конечно же, вопрос с возобновлением электро- и водоснабжения нужно решать. Торг здесь не уместен, Крым без Украины погибнет.

СНОВА О ЖЕНЕВЕ

Украине для реализации “женевского формата” необходимы аргументы для переговоров. Одной гуманитарной помощи и разговоров о кризисе будет мало.

Может и должна стать аргументом защита прав наших граждан на оккупированном полуострове. Для начала нужно активизировать расследование по тому небольшому количеству уголовных производств, которые уже открыты в Украине по фактам преступлений против наших сограждан со стороны оккупационной власти. Таковых на сегодня около 250, и расследуют их четыре следователя полиции. Этого слишком мало, если мы хотим говорить о серьезности наших намерений. Посему работу прокуратуры АРК и главкома МВД Украины по Крыму нужно усиливать. Хотя бы объявить в международный розыск героев “крымской весны”: Аксенова и компанию.

Работа Министерства юстиции Украины по организации кампании индивидуальных исков против России от граждан Украины из-за оккупации Крыма и Донбасса была проведена неплохая. Их на сегодня уже около 700, но и это далеко не все, что может сделать государство Украина. Индивидуальные дела рассматриваются быстрее, да, но это тоже капля в море.

В СУХОМ ОСТАТКЕ

Проблема деоккупации Крыма – это, прежде всего, проблема решительности и настроя бороться. Украинской власти нужно признать свои ошибки и не повторять их. Ошибкой стало бездействие в 2014-м году. Ошибочным было бездействие власти во время блокады Крыма в 2015 году так называемыми гражданскими активистами. Ошибкой будет и дальше сидеть сложа руки и допускать существование в украинском информпространстве даже мысли о том, что в Крыму – предатели.

Крым есть, за него нужно бороться, и не только насильственными методами.