#Буквы продолжают цикл статей о проблемах в украинской науке и образовании. В этот раз речь пойдет об украинской школе – должна ли она существовать в ее нынешнем виде и что нужно для ее успешного реформирования.

Новый министр образования ничуть не хуже старого. Он – в данном случае она – Лилия Гриневич – современна, хорошо образована, что, кроме шуток, для министра образования важно – история знает случаи. И детям она хочет только добра. Теперь в риторике присутствуют “компетенции”. Это из-за них предлагается прирастить к учебной программе еще один год, как ни крути, освоение компетенций в одиннадцать лет не вмещается. А всю школьную программу надо обновить и модернизировать. Для этого у нас имеется институт модернизации образования, в котором работает 300 человек. Академия педагогических наук тоже есть, никуда не делась. Создают Агентство по модернизации содержания высшего образования. Большое количество взрослых людей, большинство из которых – с учеными степенями, пишут учебники, говорят правильные слова, проводят конференции и круглые столы и конференции, ездят перенимать опыт в страные ЕС. “Мы должны соответствовать стандартам ЕС в образовании”, – говорит Гриневич с трибуны Верховной Рады.

Депутаты ходят по залу, смеются и общаются, смотрят в свои гаджеты и читают газеты. Большинство из них решает вопрос школьного образования для своих детей просто – есть зарубежные школы и зарубежные университеты. Что делать остальным, которые могут позволить себе только украинскую школу и откуда-то, как и народные избранники, точно знают, что в ближайшее время ничего не изменится? Почему не изменится? Потому что для изменения этой огромной неповоротливой махины под названием “система образования” нужно просвещенное общество и иным образом подготовленные учителя и управленцы. Другие люди, словом. Совсем другие, с другим мышлением и другими ценностями. Но других у нас нет. Поэтому в ближайшее время мы получим серию имитаций, но содержание и суть школьного образования не изменится ни на йоту.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Без учителей и оценок. Какие новшества ждут школьников в ближайшие годы

Дети и родители относятся к школе, как к неизбежности. Одиннадцать лет потраченного времени неравномерно компенсируются “режимом” и “социализацией”. Режим – это годы уроков, требующих усидчивости, тяжелых рюкзаков и неудобной школьной формы, домашних заданий и оценок. Социализация – как правило отрицательный стрессовый опыт выживания и конформизма, подавление индивидуальности и требование быть “не хуже других”. Ни радости, ни свободы, ни движения, ни игры, ни удовольствия от коллективной работы. Ничего того, из чего и должно состоять правильное, здоровое, качественное детство.

В школе нет лабораторий и исследовательской деятельности, нет игры в эсперимент и восторга от открытий, без чего невозможно понять и полюбить весь корпус естественных наук. Ни один украинский школьник не имеет ни малейшего представления об истории науки – захватывающей, полной драматизма и приключений, риска и самотверженности. Никто не расскажет вам, откуда и почему появились химия, физика и биология. Об этом, впрочем, не знают даже учителя.

В школе нет логических диспутов и школьник не знает, как строятся доказательства и опровержения, что такое причины и следствия, дискурс, логическая последовательность и вывод на основе доказательств. Строго говоря, среднестатистический школьник вообще крайне плохо излагет свои мысли, зажат, не склонен к коммуникации и очень боится совершить ошибку.

В школе нет проектной деятельности, режима генерирования идей и командной работы по разработке и реализации проектов. Нет борьбы концепций и радости от свершений.

В школе нет творческих мастерских, театра и литературного творчества, пространства для развития креативности любого рода.

А что есть? Есть определенный, по большей части эклектичный и анахроничный набор знаний, которые по какой-то непонятной причине необходимо освоить. В междисциплинарный мир, в котором любая успешная инновация создается на стыке наук и дисциплин, выходят люди, которые одиннадцать лет учились в рамках давно непригодного предметного подхода.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: “Мечтая об Эйзенхауэре”: ожидает ли Украину технологический скачок

Дети, которые хотят расти и развиваться, “добирают” за счет индивидуальных занятий, кружков, студий, образовательных лагерей и просто качественных взрослых, которые (если повезло) окружают ребенка. За счет Интернета. За счет всевозможных субкультур. Все самое главное для развития ребенка происхоит вне школы, за ее стенами, и не имеет к школе решительно никакого отношения.

А что в школе? Да то же, что и всегда. “Не знаешь?? А кто знает – Пушкин?” “Забыл тетрадь? А голову ты дома не забыл?” И еще это, прекрасное: “Ты повертись мне!” Все точно знают: нельзя вертеться. Надо притихнуть,  затаиться, быть послушным – авось пронесет.