Современные люди изменились по базовым своим характеристикам. Они думают иначе, иначе пишут, иначе читают, иначе разговаривают. Каким будет интеллект будущего? Этот вопрос рано или поздно задает себе каждый.

ТОЛЬКО НИКАКИХ ЛОНГРИДОВ!

Это странный на первый взгляд призыв я услышала на обсуждении проекта новой газеты. Амбиции у авторов проекта правильные – стать модными, ворваться в ТОП-10. Поэтому – никаких лонгридов! На человеческий язык этот крик души главреда переводится так: ни в коем случае не пишите длинно! Никаких длинных текстов у нас в газете не будет! Их не читают, не дочитывают, они дико раздражают читателя. Читатель будет считать, что мы издеваемся над ним и умничаем. Наш читатель – современный интеллектуал, житель мегаполиса, хипстер с двумя высшими. Такие люди реагируют только на выпуклый смысл, на яркие акценты, и длинных тестов не переносят.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Информационное общество: видимость безопасности

Есть даже обозначение феномена: “поколение Твиттера”. При этом феномен стремительно превращается в массовый тренд, и уже не является чем-то исключительным. Странно и необычно теперь выглядят люди, способные читать длинные аналитические или философские тексты, толстую книгу, статью на целый разворот. Процесс имеет встречный характер. Спрос рождает предложение: люди хотят читать короткие тексты – значит, надо писать коротко.

Twitter, да в общем-то и Facebook, – хорошая тренировочная площадка для писателей нового типа. В ФБ – три абзаца максимум – эмоционально, парадоксально, юмор или сарказм добавляют “лайков”. “Дом из листьев” Марка Данилевски – “уже не торт”; новый мировой бестселлер будет выглядеть как лента ФБ с постами и комментами, и по структуре, конечно же, будет гипертекстом. Лапидарность и нелинейность – вот девиз нашего времени. Лет двадцать назад футурологи предрекали конец письменной культуре. Но конца не случилось. Письменная культура просто трансформировлась, и это явно не последняя ее трансформация.

КАЖЕТСЯ, МНЕ ПЫТАЮТСЯ НАХАМИТЬ

На текстовую культуру сильно повлияло умножение форматов коммуникации. Теперь есть, помимо электронного письма, – смс и многочисленные мессенджеры. Короткие форматы отличаются друг от друга не принципиально, но стилистические отличия все же есть, к тому же разные среды конкурируют друг с другом креативностью смайлов и всевозможных наклеек-картинок. Теперь короткий текст можно создать практически без слов, используя только картинки и графические символы. Так можно договориться о встрече, сообщить о том, что опаздываешь, признаться в любви, выразить заботу. Мой сын знает – если задерживается, нужно  отправить матери веселого лисенка в автобусе. Я, во-первых, пойму, что он уже едет домой, во-вторых – точно не буду сердиться.

Подруга-филолог (!) говорит: если мне приходит сообщение без смайлов, мне кажется, что мне пытаются нахамить. Или что на меня обижены. Или что меня больше не любят . Любой смайлик – веселый, грустный – существенно меняет картину. Если парень пишет: “встретимся после шести” и смайла нет, значит, предстоит неприятный разговор.

ПАНЕЛИ, ТЭДЫ, ХАКАТОНЫ

А что же в свете трансформации текстовой культуры происходит с обучением и прочей интеллектуальной деятельностью? Такое впечатление, что на планете остались только аудиовизуалы, причем их потребность в визуальности полностью удовлетворяется слайдами, которыми спикер иллюстрирует свою речь. Современная думающая публика обожает ТЭДы (по сути, лектории) с интересными спикерами.

roman mars ted talk social

ТЭДы по количеству людей успешно конкурируют с качественными рок-концертами. Кроме ТЭДов есть хакатоны. Не мучайте Гугл, я вам вкратце расскажу. Это дискуссионные площадки, заточенные на обсуждение вопросов, практического свойства – стартапы, проекты, разработки, какие-то модные инициативы. Термин пришел из IT-культуры и уверенно прижился в других средах.

Большую публику собирают всевозможные форумы с разными тематическими панелями, на которых выступают спикеры. Хорошие модераторы панелей нарасхват, особый шик – пригласить в качестве модератора звезду: известного журналиста, например. При этом фигура модератора – предельно формальная: он должен поочередно предоставлять слово спикерам и время от времени успешно шутить. Никакого “заглубления”, никакой реальной дискуссии “панельные форматы” не предполагают, они комплиментарны по отношению к спикеру изначально. Нет такой задачи: докопаться до истины. Должно быть комфортно и тепло. Порой кажется, что современная дискуссионная культура считает борьбу за истину неэтичным и асоциальным поведением. Сильно принципиальных спикеров и экспертов называют “токсичными” и повторно на форумы не приглашают.

У потребителей ТЭДов, панелей и прочих хакатонов ситуация реальной дискуссии вызывает недоумение и стресс. Им кажется странным и анахроничным, что на тезис еще в церковных схоластических диспутах принято было отвечать контртезисом. В их понимании тезис спикера сам по себе ценен, и должен вызывать аплодисменты и благодарность. Все форматы, кроме юзерфрендли, отторгаются.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Лучшие лекции TED, которые вдохновляют и мотивируют

Молодежь, живущая в идеологии “лидерства”, любит слушать “гуру маркетинга”, “гуру менеджмента”, “гуру фэшн-индустрии”, “гуру личностного роста”. В лучшем случае – читают книги этих же “гуру”. В худшем – не читают ничего. Публичные разговорные шоу вытесняют все остальные источники смыслов и содержания.

В одном тихом небольшом киевском микрорайоне имеется не менее восьми библиотек. Проходя мимо, я невольно смотрю в библиотечные окна. Там тихо, светло, там растут большие монстеры и фикусы в кадках, там сидят реликтовые библиотекарши в вязаных жилетах. И ни одна живая душа не заходит туда уже давно. До тех пор, пока не придут молодые задорные люди и не преобразуют библиотеку в хаб, в коворкинг, в креативное пространство. Тогда там будут дизайн, кофемашина и печеньки, полосатые подушки и разноцветные гамаки, молодые бородачи с “макбуками”, очаровательные умные девушки в стильных очках. Может, и книги останутся – как элемент винтажного дизайна, ни в каком другом смысле эти скромные библиотечные книги больше не нужны.

9092ac5eaf8d0218305087bcdce36a3d0407fec8 1200

Спокойствие, только спокойствие. Ничего плохого в этом нет, это все интересно и прекрасно. Мы видим стремительное формирование нового человечества, и можем в реальном времени видеть завязку, кульминацию и развязку. И вся прелесть этого кино в том, что пока ни про кульминацию, ни тем более про развязку нам ничего не известно.