#Буквы разбирались, кто такой Фетхуллах Гюлен, которого Реджеп Эрдоган обвинил в попытке государственного переворота, и какова роль президента Турции в происходящем.

Гюлен – писатель, исламский проповедник и бывший имам. У него миллионы последователей, поклонников и лояльных симпатиков в странах Западной Европы и США. Будучи инициатором создания мусульманского движения “Хизмет”, Гюлен пользуется большим авторитетом среди современных политиков и считается прогрессивным мыслителем современности.

Журнал TIME в 2013 году включил его в ТОП-100 самых влиятельных людей мира. В 2015 году он получил Нобелевскую премию мира.

gulen time

То, что Гюлен писатель и исламский проповедник, недостаточно, чтобы понять, какую роль он мог играть в организации военного переворота 15 июля, в котором Гюлена обвинил Эрдоган. Для этого нужно обозначить внутреннюю политическую концепцию в Турции, для которой военные перевороты – норма. И все они связаны с реваншистскими настроениями в стране, где правящая элита и бюрократия пытаются восстановить былое могущество Османской империи, а выразителями этого мнения сегодня стали две личности – экс-премьер-министр, а ныне президент Турции Эрдоган и его бывший соратник Гюлен. Они были соратниками, но потом Эрдоган и Гюлен разошлись из-за различий во взглядах.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Попытка госпереворота в Турции. Текстовая трансляция

Гюлен – “серый кардинал” в Турции. Эрдоган – открытый политик. Продвижение исламиста во власти было выгодно реваншистам из движения Фетхуллы, как инструмент, который объединяет страну на правом фланге с помощью религиозной основы. Но религия Гюлена – светская, он космополит и выступает за объединение религий, а Эрдоган (как исламист) должен быть лишь за ислам (в религиозном плане Эрдоган более радикальный).

В свое время причиной взаимной поддержки Эрдогана и Гюлена стал отказ ЕС принять Турцию к себе. Для последнего это стало ударом. Общество начало искать новую почву для объединения. И нашло в исламизме, но влияние кемалистов не изменилось.

Кемалисты лояльны движению Гюлена. Кемалисты  – это как в наших реалиях “украинские националисты”, которые при этом могут голосовать по-разному за разные политические силы, но в Турции националистические настроения более распространены. Движение Гюлена опирается на кемалистов, так как они тоже националисты.

А вот Эрдоган – не националист в национальном вопросе. Он исламист и объединяет народ с помощью религии – ислама.

КЕМАЛИЗМ И ИСЛАМИЗМ

Идеология Турецкой республики не меняется долгие десятилетия. Ее политической доктриной называют “кемализм” – комплекс турецких националистических взглядов, нацеленных на модернизацию страны и восстановление ее былой мощив рамках всех тюрских государств и народов, оказавшихся за чертой государственных границ сегодняшней Турции. Кемализм включает в себя светский ислам, негативно относясь к исламизму.

Но ситуативными союзниками кемалистов в последние несколько десятилетий считаются именно исламисты, которых на политической арене в Турции представляет Эрдоган. Конечно, официально нельзя говорить о его симпатиях исламистам-радикалам, как, например, ИГ или “Аль-Каида”. Но то, что его коалиция в турецком парламенте состоит из исламистов – факт. То есть законы шариата для эрдогановской коалиции более значимы, чем конституционные.

Номинально кемалисты против исламизма, поскольку отрицают религиозный принцип формирования государства, основываясь на пантюркизме. Но на самом деле кемалисты долгое время поддерживали исламистов как инструмент, способный решить сегодняшние турецкие проблемы внутри общества. Серьезной проблемой стал вежливый отказ Европы для Турции по вступлению в ЕС. Это пошатнуло светские, либеральные взгляды внутри страны и включило зеленый свет для прихода к власти исламистов, что выразилось в смещении реваншистских настроений от светского ислама к шариату. Но это не стало поводом для утраты влияния кемалистов. Они просто ушли в тень. Националисты не могут потерять власть, когда все бюрократические государственные институты наполнены представителями светского турецкого национализма.

Выразителями политического мнения кемалистов сегодня стало движение Фетхуллаха Гюлена “Хизмет”, которое долгое время поддерживало исламистов Рэджепа Тайипа Эрдогана. Несколько десятилетий они были союзниками, но в конце 90-х гг. дружбе настал конец. Сегодня, как мы видим, конфликт между ними перешел в “горячую” фазу.

ДВИЖЕНИЕ “ХИЗМЕТ”

Это общественно-политическое движение, которое представляет “ханафитско-матуридитский” вариант ислама. Считается, что этот вариант наиболее традиционен для Турции, потому как его принципы государственности берут истоки из геополитических завоеваний, отрицающих восприятие радикальных религиозных идей. Фетхуллах Гюлен очень хорошо уловил эти общественные запросы.

Сегодня движение Фетхуллаха – мощнейшая финансовая структура с многомиллиардными оборотами. Она включает в себя сеть из десятков общественных организаций, бизнес-федерацию TUSKON, которая состоит из 30 000 предприятий и имеет представительства в Брюсселе, Москве и Вашингтоне. Но начиналось все в 1966 году, когда Гюлен только основал движение.

Он проповедовал ислам, популярный в регионе Анатолия. Регион стал местом пересечения трех религий: мусульманства, христианства и иудаизма. Потому Анатолия славилась лояльным отношением к представителям различных конфессий, что способствовало более тесному налаживанию экономических отношений между религиозными общинами. На первом месте материальное благополучие и достаток. Это базовые космополитические, либеральные принципы успешного экономического развития.  

Такой подход к религии привлек симпатии со стороны турецкой буржуазии, которая поддержала проект Гюлена материально. На тот момент союз светского религиозного движения, опирающегося на традиционный для Турции ислам и националистически настроенную буржуазию, соответствовал духу времени. Движение становилось все более популярным. Главная ставка в пропагандистских целях движения делалась на свою собственную систему образования.

Сегодня только в Турции насчитывается 300 частных школ “Хизмета”. Во всем мире школ движения более тысячи. Образование в них считается очень качественным, что доказывает высокий процент выпускников, которые поступаю в вузы. Общее число учащихся – более 2 миллионов человек.

Акцент, ставящийся “Хизметом” на образовании, понятен: Гюлен позиционирует себя как либеральный гуманитарий, хотя и мусульманского толка. Его движение распространяет знания для всех, в то время как учащиеся проникаются идеями “Хизмета” и становятся лояльными его возможным политическим проявлениям.

Первая школа появилась в 1982 году. Движение специально подбирает потенциальных учеников и последователей из неблагополучных слоев общества и дает им бесплатное, качественное образование. Часто движение Фетхуллаха берет на себя обязанности по обеспечению учеников и выплачивает им стипендию. В дальнейшем, закончив обучение, ученики поступают в вузы, а после – в различные ветви власти. Не трудно понять, что они до конца остаются преданы идеям движения и, по сути, являются его агентами в структуре государственного управления. К тому же на плечи достигших социального успеха учеников ложится обязанность финансового обеспечения новых учеников в школах “Хизмета”.

По тем же причинам движение Гюлена налаживает тесные связи со СМИ, понимая, что журналисты – важный инструмент в донесении своего мнения. “Хизмет” имеет мощную поддержку турецких бизнесменов. Это выражается в том, что у движения есть страховые компании и медицинские клиники.

Но самым важным фактором (в контексте процесса военного переворота) становится наличие у “Хизмета” структуры лояльных представителей в исполнительной власти: полиции, прокуратуры и армии. Откуда она появилась – уже понятно: ее сформировали выходцы образовательных школ движения “Хизмет”. Все эти факторы, действительно, производят впечатление очень мощной общественной структуры с большим политическим потенциалом, которую сам Гюлен называет “государством в государстве”.

КОРРУПЦИОННЫЙ СКАНДАЛ В 2013 Г.

Влияние “Хизмета” в Турции действительно очень велико. Примером может служить коррупционный скандал, разгоревшийся в 2013 году. Военная разведка Турции предоставила правоохранительным органам факты отмывания 87 миллиардов долларов из Ирана, которыми занимались представители высоких государственных постов и их дети. Разведка указывала, что министры, их дети, представители муниципальных служб незаконно выделяли участки земли под коммерческое строительство и создавали коррупционные схемы при переселении малообеспеченных людей из трущоб в многоэтажные дома. Среди фигурантов дела оказался даже сын премьер-министра Эрдогана.   

Власти отреагировали на ситуацию странно. Несмотря на то, что в ходе расследования были арестованы 50 фигурантов дела, позже дело “замяли”, а 3000 сотрудников, которые принимали участие в указанных выше коррупционных схемах, просто переместили с занимаемых должностей на другие посты. Но самое главное, Эрдоган заявил, что вскрытие коррупционных схем является провокацией, которая выгодна так называемой пятой колонне, представленной движением Гюлена “Хизмет”.

Сам же Гюлен не стал отрицать факта сотрудничества с теми силами в правоохранительных органах и Министерстве обороны, которые занимались расследованием. Он заявил, что “Хизмет” и правоохранителей, оппозиционных правительству Эрдогана, объединяют общие интересы: демократические ценности и права человека. В своем интервью он рассказывает про тысячи уголовных дел, заведенных на тот момент против военных заговорщиков, которые уже пытались сместить Эрдогана насильственным путем.

“ДОБРОВОЛЬНЫЙ ИЗГНАННИК”

Сегодня Фетхуллах Гюлен живет в США на хорошо охраняемой ферме в штате Пенсильвания. Он выехал из Турции в 1998 году под предлогом вынужденного лечения. Его выезд совпал с попыткой неудачного смещения власти. Несмотря на то, что было заведено уголовное дело, обвинений Гюлену не выдвинули, что и дало ему возможность выехать из страны. До сегодняшнего момента его невозвращение называли “добровольной самоизоляцией”. Но это не мешает ему руководить движением из-за границы.

Миграционная служба США в 2006 г. пыталась депортировать Гюлена из страны. Но за него заступился бывший посол США в Турции Мортон Абрамовиц и высокопоставленные сотрудники ЦРУ. В 2014 году турецкими властями были задержаны 23 журналиста газеты Zaman, входящих в структуру движения Фетхуллаха. Им всем были выдвинуты обвинения в организации переворота и смещении власти. За журналистов заступились верховный представитель ЕС по иностранным делам Федерика Могерини и комиссар, отвечающий за переговоры по расширению Евросоюза, Йоханнес Хан. 

При всем своем влиянии движение Фетхуллаха хранит свою деятельность в секрете. В 2002 году был убит профессор истории из Анкары Несип Хаблемитоглы, который написал книгу Kostebek о связях Фетхуллаха и американской разведки. Убийство произошло за несколько дней до выхода книги. В 2001 г. был арестован турецкий журналист Ахмет Шик, написавший книгу “Армия Имама”, посвященная Фетхулле. Рукописи книги были изъяты.

При всем этом, понимая исторические предпосылки появления движения “Хизмет” в Турции, которые можно назвать как националистические, а в геополитическом плане империалистические, движение Фатхуллаха называют либеральным и проевропейским. Надо уточнить, что либерализм не является синонимом слова “свобода” и не всегда подразумевает защиту прав человека. Либерализм в проявлении пантюркизма Фатхуллаха Гюлена выражается в стремлении Турции интегрироваться в глобальные неолиберальные экономические структуры, в том числе вступив в Европейский союз, где она должна занять, по мнению Гюлена, лидирующее место. Вся суть функционирования “Хизмета” нацелена на это. По большому счету – это не противоречит позиции Эрдогана, но ему в силу занимаемой позиции сторонника радикального ислама, все отчетливее вступающего в конфликт с либеральными ценностями Запада, трудно принять тот факт, что ЕС отверг Турцию, и то, что ЕС не разделяет ценности мусульманского мира, желающего жить по законам шариата и не принимать участия в глобальных финансовых операциях.    

Известный сторонник сегодняшней власти в России, председатель Исламского комитета в РФ и исламист Гейдар Джемаль крайне критикует личность Фетхуллаха Гюлена и его движение “Хизмет”. Это очень показательная для нас позиция, так как Джемаль формирует внутреннюю повестку в России для мусульман в рамках единой Федерации, критикуя ее внутренний мусульманский сепаратизм.

Это нюанс должен расставлять акценты в том, какие силы замешаны в попытке военного переворота в Турции 15-го июля. С одной стороны, есть легитимная власть, выбранная путем демократических выборов в лице Рэджепа Тайипа Эрдогана, с недавних пор делающая шаги в направлении налаживания отношений с Россией. С другой – личность Фетхуллаха Гюлена, которого поддерживает Запад как либерала и демократа. К тому же Эрдоган имеет связи с ИГ, используя его представителей как неофициальных союзников в борьбе с курдским сепаратизмом в Турции. Гюлен отрицает исламизм, но не отрицает обязательной исламской составляющей пантюркистской идеологии, подстраивая ее под культурные запросы современного общества и желая принимать активное участие на глобальной экономической карте.