О национализации “Приватбанка” заговорили давно, однако за последнюю неделю тема стала по-настоящему вирусной. Теперь, когда дело сделано, #Буквы вспомнят прецеденты национализации, а также подробнее расскажут о самой процедуре и дальнейшей судьбе банка.

НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ: XX ВЕК И ПОСЛЕ

Национализацией называют отчуждение имущества из частной собственности в государственную. При этом речь может идти и о безоплатной национализации, когда собственник имущества не получает за него возмещение. Безусловно, в современной Украине принудительное отчуждение объектов права частной собственности происходит только при условии возмещения стоимости таких объектов. Конечно же, так было не всегда.

После Октябрьской революции 1917 года большевики намеревались перейти к государственному контролю за производством, для чего и была выдвинута задача национализации. Изначально предполагалось, что она не будет сводиться к конфискации и полностью разрушать капиталистические хозяйственные связи, однако на деле процесс проходил не так, как было запланировано.

В первый же день революционеры заняли Государственный банк. Им пришлось заново формировать его аппарат, в основном из людей, не имевших опыта ведения финансовых дел.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Горбаль: “Валютную панику после национализации “ПриватБанка” могут спровоцировать лидеры политсил”

Овладение частными банками было еще более сложным процессом. 27 декабря 1917 был издан Декрет ВЦИК о национализации банков. Их слияние с Государственным банком продолжалось до 1920 года. При этом национализация была еще и актом внешней политики, поскольку иностранцам принадлежало около трети акционерного капитала в российских банках.

Дольше всех (почти год) оставался вне контроля государства московский Народный банк. Это был центральный банк кооператоров, и новая власть хотела избежать конфликта с ними и вкладчиками-крестьянами.

В апреле 1918 года заходила речь о возможной денационализации банков, однако вскоре стало ясно, что переходного этапа “государственного капитализма” не будет.

В 1944 году началась национализация в Болгарии и Югославии. В странах Восточной Европы этот процесс проходил с оглядкой на катастрофические последствия войны. В некоторых странах (например, Чехословакии) он проводился поэтапно, однако и там после 1948 года национализация обрела всеобъемлющий характер. А в Румынии, например, до провозглашения Социалистической республики был национализировал только Румынский банк, всю стоимость акций которого планировалось возместить акционерам.

Ошибочно было бы думать, что с распадом советского блока масштабная национализация осталась в прошлом. Так, с началом нулевых она стала одной из ключевых черт экономической политики России. Первой ласточкой такой политики стал отказ Бориса Березовского от акций ОРТ. В 2005 году произошла формальная национализация “Газпрома”. В 2007 году госкомпании устанавливают контроль над активами “ЮКОСа” на сумму $28 млрд.

Начиная с 2014 года процесс набирает обороты: национализируются предприятия в захваченном Крыму. Он “официально” прекращается 1 марта 2015-го, при этом на счету РФ оказывается около 250 новых предприятий (независимые эксперты, однако, заявляют как минимум о 400 крупных предприятиях). В целом национализация в РФ создает серьезную почву для коррупции. Однако в Украине и в случае “Приватбанка” она крайне необходима, считают чиновники.

ЗАЧЕМ ОНА НУЖНА?

Несмотря на то, что в XX веке национализация приобрела довольно зловещую репутацию, процесс может быть направлен на вполне благие цели. Например:

поддержание функционирования экономической отрасли на должном уровне;
защита потребителей от монопольных злоупотреблений;
установление контроля над использованием ресурсов в кредитно-финансовой сфере.

Основой для национализации может быть угроза не только национальной, но и, к примеру, экологической безопасности страны.

В случае с “Приватбанком” речь идет о сохранении финансовой стабильности государства. Поскольку “Приват” является системно важным банком (наряду с государственными “Ощадбанком” и “Укрэксимбанком”), его потенциальное банкротство могло стать для Украины весьма болезненным.

Согласно декабрьскому отчету НБУ, именно невыполнение отдельными крупными банками программ капитализации является ключевым риском для финансовой стабильности. При этом разрыв между резервами и кредитным риском для 8 крупнейших украинских банков составил 132 млрд – в число этих учреждений, как известно, входит и “Приватбанк”. При этом для стабильной работы конкретно “Приватбанку” не хватает более 140 млрд грн – правда, эксперты настаивают на том, что речь идет не о “дыре в балансе” из невозвратных кредитов, а о кредитном портфеле, с которым необходимо работать. Суммарно доля госбанков после присоединения к ним “Привата” составит в Украине 60 %.

Если ранее ходили слухи о принудительной капитализации, то накануне стало известно, что процедура станет добровольной. В правлении банка пояснили, что решение о “мирной” передаче банка государству было принято из-за информационной атаки, которая поставила под угрозу средства клиентов. При реализации принудительного сценария счета клиентов были бы заблокированы, а в сам банк введена временная администрация.

ЧТО СЕЙЧАС ПРОИСХОДИТ С БАНКОМ?

Представители банка утверждают, что за последние дни клиенты били рекорды по обналичиванию средств – всего, по словам заместителя председателя правления Олега Гороховского, сеть банкоматов ежедневно выдавала около 2 млрд грн. При этом ранее, даже после особенно громких информационных “вбросов”, выдача не превышала 1,5 млрд грн в день.

Платежи юридических лиц временно остановлены – сообщается, что на один день, однако согласно закону Украины “О платежных системах” процедура смены контроля может длиться до 3 дней.

Банкоматы сети заправлены и работают, однако некоторые отделения, по словам очевидцев, закрыты из-за “технологического перерыва”. Система “Приват24” работает в штатном режиме, однако формально еще не установлено, в чьей собственности она останется. Пока также не до конца понятно, что будет происходить с P2P-платформой “Приватбанка”.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Банкоматы и терминалы “ПриватБанка” работают в штатном режиме, – Данилюк

Снять средства с карточки “Приватбанка” по-прежнему можно и в банкоматах других сетей. Это может пригодиться тем клиентам, которые увидели пресловутое ограничение “Приватбанка” о выдаче максимум 200 грн в 3 часа.

Что касается курса валют, то по состоянию на 14:00 19 декабря безналичный курс на межбанке составляет 26,35 грн/$. Это отмечает очень незначительный рост по сравнению с прошлой неделей.

ЧТО БУДЕТ ПРОИСХОДИТЬ ДАЛЬШЕ?

Поскольку Министерство финансов вошло в состав акционеров банка, а сам “Приватбанк” на 100 % перешел в госсобственность, теперь за хранимые в нем средства будет отвечать государство. Оно же гарантирует полноту и своевременность всех выплат.

Глава Минфина Александр Данилюк отметил, что на первом этапе докапитализации “Приватбанка” государство потратит 43 млрд грн, однако госбюджет при этом останется сбалансированным, поскольку международные кредиторы одобрили такой шаг.

Новым председателем правления банка станет Александр Шлапак, на которого ложится ответственность по формированию новой команды топ-менеджеров. По словам руководителя IT-направления банка Дмитрия Дубилета, новые лица будут входить в курс дела несколько месяцев. Как объясняют экономисты, председатель правления и его команда – это все, что по сути изменится в банке, так что клиенты вряд ли заметят последствия национализации.

НБУ и Минфин обещают не внедрять никаких ограничений для физических лиц: в структурах также говорят, что не будут ограничивать выдачу наличных.

Само собой, взятые кредиты придется и дальше погашать. Естественно, государство не будет менять условия существующих договоров “задним числом”, однако при новых сделках они могут поменяться.

Ну а после полной стабилизации банк будет продан – таковы на сегодняшний день планы Кабмина.