21 октября в группе Facebook “Батьки SOS” появилась история о харьковской ученице 6-го класса Диане. Девочку лишили торта по случаю окончания первой четверти, поскольку ее родители принципиально не сдавали деньги на нужды класса. Скандальный инцидент попал в СМИ, после чего его начали обсуждать далеко за пределами харьковской школы. Чтобы разобраться в том, кто виноват в сложившейся ситуации и как это можно исправить, #Буквы пообщались с психологом Натальей Простун.

 Этому дала, этому дала, а этому не дала

В харьковской школе № 151 трое мам из родительского комитета устроили детям сладкий стол по случаю окончания первой четверти. Все они получили по кусочку торта – все, кроме Дианы Андроновой которой одна из мам сказала, что сладкого она не получит из-за своих родителей, которые не сдают деньги в фонд школы. Девочка попыталась уйти домой, но ее не отпустили, после чего она расплакалась. Некоторые из свидетелей произошедшего уверяют, что классная руководительница также участвовала в скандальном инциденте, другие же утверждают, что она присутствовала, но не вмешивалась, третьи настаивают на том, что ее вообще не было в кабинете.

После разгоревшегося скандала учительницу 6-го класса лишили классного руководства, а директору школы объявили выговор.

“Идет война между мамой, школой и родительским комитетом”

В комментарии #Буквам психолог Наталья Простун заявила, что не сдавать деньги на школьные нужды – правильно Сдавая деньги, тем самым провоцируется коррупция. Именно этим и объясняется агрессия со стороны родительского комитета, а также некоторых родителей по отношению к родителям девочки. По их мнению, мама и папа Дианы пользуются всеми благами и привилегиями, которые создали другие взрослые для класса.

“Идет война между мамой, школой и родительским комитетом. А ребенок просто растерян, потому что идет агрессия в первую очередь на него, так как мамы нет в школе, и она не сидит там по 8 часов. Это большое психологическое давление и нагрузка на ребенка, поэтому он не должен стать заложником борьбы родителей с государством и родительским комитетом”.

По ее словам, педагог должен пройти терапию, так как украинские педагоги “перегорели” и о них никто не заботится. Именно поэтому родители берут на себя роль государства и начинают заботиться об учителях. Последние, в свою очередь, воспринимают это как данность и со временем привыкают к вниманию со стороны родителей.

“В этой ситуации мне очень жаль ребенка, который стал инструментом агрессии. Кроме этого, он является буфером агрессии со стороны другого фронта – родительского комитета и, возможно, учителей. Это очень стрессовый и травматический опыт для девочки”.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Украине в 2017 году 67 % детей сталкивались с буллингом, – МВД

Наталья Простун считает, что не у всех родителей есть возможность сдавать деньги в школьный фонд. Именно поэтому их дети считают, что они должны одолжить деньги, так как им стыдно перед сверстниками. И некоторые взрослые очень часто так и делают, пытаясь обезопасить своих детей от унижений.

“О психологической защите ребенка должны думать, в первую очередь, родители, поэтому у меня много вопросов к маме девочки. Ребенок должен быть защищен психологически, физически, морально и экономически. Нервная система девочки еще не готова к такой психологической нагрузке”.

По мнению Натальи Простун, роли в этой ситуации распределились следующим образом: агрессор (родительский комитет), жертва (родители и девочка) и наблюдатели.

“Добровольные” взносы и психологическое давление

Наталья Простун рассказала, что родители, не сдавшие деньги в фонд класса, очень часто подвергаются психологическому давлению.

“Нет контроля. Именно поэтому в школах сейчас и существуют различного рода “добровольные” взносы и добровольно-принудительные пожертвования. Если человек не сдает деньги, то он постоянно подвергается психологическому давлению. Это происходит практически во всех государственных школах, поэтому вопросы следует адресовать министерству и контролирующим органам”.

Психолог уверена, что родительские комитеты должны обеспечивать прозрачность сбора средств и отчитываться за каждую потраченную копейку. При этом следует учитывать финансовое состояние родителей, так как одни могут сдать большую сумму, а другие – нет.

“Например, если состоятельный отец пожертвует за всех большую сумму денег на нужды школы, он будет испытывать радость от того, что сделал приятно тем, кто не может этого сделать. В свою очередь малообеспеченная мама, которая не имеет достаточно средств, чтобы сдать хоть какую-либо сумму, будет искренне ему за это благодарна. Мы должны протягивать друг другу руку помощи, а не оставаться в стороне. В нашем обществе есть пробелы в морально-этическом воспитании”.

Наталья Простун считает, что отголоски тоталитарного режима находят свое выражение в терпении и страхе украинцев, а это, в свою очередь, мешает им быть свободными. Из-за боязни порицания общества и всеобщего осуждения людям тяжело найти единомышленников и объединиться.

“Единомышленникам в борьбе с поборами необходимо объединяться и создавать свои общины. Да, лучше начинать с себя, а не одной маме и не одному ребенку против всего класса”.

Что делать учителям

По словам психолога Натальи Простун, директора школ обязаны объяснить учителям, что они ни при каких обстоятельствах не имеют права обделять детей.

“Тут должна быть педагогическая этика, и в этом случае ее нарушили. Независимо от обстоятельств, всегда должен быть лишний кусок торта, и за это отвечает учитель. Это пример негуманного воспитания, и дети видят это все, делая свои выводы. Они либо в будущем будут делать то же самое, либо, наоборот, будут сочувствовать девочке”.

***

Скандал с тортом вызвал большой резонанс в украинском обществе: кто-то считает, что подобные мероприятия в школах должны быть для всех, а кто-то, что их нужно либо запретить, либо проводить на нейтральной территории (кафе, например). По мнению опрошенного нами психолога, девочка не должна была стать заложницей сложившейся ситуации, так как она пострадала больше всех. Именно поэтому родители и педагоги должны в первую очередь беречь детей от подобного рода психологических стрессов.