Для авторов известного украинского Telegram-канала о моде “КФЛ” огласка и расследование скандалов в индустрии не просто хайп, а возможность создать диалог среди участников. В интервью для #Букв его создатели рассказывают о самых громких скандалах и чем они, как правило, заканчиваются, делятся своими мыслями об украинской моде и глянцевой журналистике.

 О МИССИИ КАНАЛА, КОНТЕНТЕ И ГРОМКИХ СКАНДАЛАХ

– Какая цель/миссия вашего канала? С чего все началось? Зачем вам это?

– Все началось довольно банально: терпеть не стало сил (последней каплей стал грядущий сезон Kiev Fashion Days), поэтому мы просто взяли и сделали канал.

Ярик Лерман (Ярослав Лерман, creative unit в агенстве NGN, колумнист L’OFFICIEL HOMMES — прим. ред.), который делает проект с нами до сих пор, посеял и – полетели.

Мы не увидели ни одного ресурса в Киеве и Украине, который называл бы вещи своими именами. Везде одни восторги и облизывание поп. Так дела не делаются! Основная цель – говорить обо всем честно. То есть, если мы видим плохое, говорим: “Это плохо”. И это не из-за обилия яда внутри, а из-за того, что индустрия должна расти! Расти в диалоге.

62308884 614041229079362 1168972841069051904 n

– Анонимность – это для вас принципиальный вопрос? Почему вы не хотите раскрывать свои имена?

– Со временем анонимность стала менее принципиальной. Общий список “Агентов” и “Друзей” мы не можем раскрыть, потому что он довольно обширный, с одной стороны, а с другой, мы потеряем главное — доступ к информации.

Также нам не хотелось бы, чтобы на “КФЛ” смотрели как на “человека за прилавком”. Это что-то рудиментарное. Интереснее действовать группой от имени. По сути, классика брендинга. А “КФЛ”, на самом деле, вполне себе бренд.

– “КФЛ” – это второстепенный проект, есть “основные работы”, как вы упоминали в блоге. Что это за работы – ваша основная деятельность, в каких направлениях вы работаете?

– Все мы в коммуникациях, так или иначе. Но есть и люди редких профессий (сказать не можем – станет понятно, кто это). По образованию есть врачи, философы и культурологи, инженеры и математик.

– Как создаете контент, cобираете информацию для канала, как вас находят скандалы?

– Контент у нас создается в хаосе, скажем так. И по настроению.

Хорошее настроение – писать нечего, надо идти на улицу. А вот бывает, словишь утреннюю фурию и начинаешь копать-копать.

По долгу службы мы подписаны на многое и многих, по умолчанию анализируем. А потом случайно на что-то натыкаемся, не можем свести А с В — и поехали разбирать!

Скандалы находят нас по такому же принципу. Хотя бывают моменты, когда “рейтинговый” материал публикует сам герой. Так было с разводом Аси Мхитарян и Димы Евенко: она честно сама сделала пост об этом на Facebook, мы первыми его заметили, сделали скрин и опубликовали.

– Какие самые резонансные скандалы случались за историю ведения вашего канала? И чем они, как правило, заканчиваются?

– Ну, конечно же, это – #СушкоГейт, о котором “Буквы”, кстати, написали в самую его первую волну. Там все закончилось сотней публикаций и увольнением Ольги Сушко. Она, кстати, теперь искусством торгует, и у нас бурлит недоумение, ведь после этого кейса мы бы ей не доверили ничего. Но выводы каждый делает сам для себя, ведь за эту ситуацию ее даже Михаил Зыгарь попустил.

ca847a8f7c2af2f1956dcbc4c465aa93 980x

Главред украинского Vogue Ольга Сушко скопировала обращение главреда российского Harper’s Bazaar от 2006 года Шахри Амирхановой

Когда мы наехали на пуховики Димы Евенко (создателя бренда IENKI IENKI — прим. ред.), нам очень выдержанно написала Ася, потом Дима позвал на презентацию. И это прекрасно! Цель достигнута – есть диалог.

Есть менее адекватные примеры: мы делаем материал, люди нам пишут пару угроз на почту, и дальше – ничего. Значит, мы сделали что-то не так.

– В основном ваш контент построен на расследованиях, огласке какой-то важной в фэшн-индустрии информации. Как вы отбираете, о чем писать, что отсеиваете? За какими героями следите? Каких пропускаете?

– Снова-таки, это полный хаос и дело настроения!

Нет человека, о котором мы не напишем, – вот что главное. Сделал плохо – отвечай. Сделал хорошо – молодец.

Есть моменты, когда знаем героя хорошо и пишем ему в частном порядке, готовя материал “А чем ты думал вообще?”. Но на итоговый вариант текста это не влияет. Скорее, сами копаемся в мотивах.

– Почему ситуация с Лесей Никитюк немаловажна и вы обратили на нее внимание? Какие выводы всем можно сделать из этой ситуации?

– Потому что Леся Никитюк, к сожалению, “лицо” целого пласта людей, и как человек, имеющий влияние, она должна следить за своими действиями и отвечать за них. Надо переставать быть жлобом, даже если это твой сценический образ, и уж тем более не делать из жлобства образ жизни.

Главный вывод – думать головой. О себе, ближних и тех, кто не может ничего сказать. Думать не секунда в секунду, а в перспективе и с оглядкой на контекст. Подавать позитивный пример и быть в ладах с собой.

lesia

– Вы часто многих критикуете. А сами как к критике относитесь? К чьему мнению прислушиваетесь?

– Мы потрясающе относимся к критике! То есть у нас есть группа людей, и мы постоянно в диалоге: как сделать лучше, как написать грамотно и т. д.

Критика – это элемент диалога, о котором мы ранее говорили, а значит, важная часть всего происходящего. Если нам завтра напишут: “Ребята, вот тут плохо у вас”, мы ответим: “Спасибо, учтем”, внесем правочки и отметим у себя в голове, как же сделать процесс лучше.

Важно еще понимать следующее: критикуя – предлагай. Это вообще идеально! Прислушиваемся мы друг к другу, к родителям (которые подписаны на канал и после очередного поста могут написать: “Слушай, ну вот было не очень!” Родители вообще очень крутые ребята в плане критики.

– Часто авторы Telegram-каналов о моде партнерятся с брендами и делают какие-то проекты, съемки и прочее. У вас что-то подобное было на канале? Как планируете его дальше развивать?

– Сейчас мы рекомендуем то, в чем сами уверены (то есть просто так, без изучения и общения с рекламодателем, мы постить не будем).

Мерч, который мы запускали зимой, – не взлетел, правду говорим!

Сейчас готовим вечеринку, в которой собрали все самое лучшее и интересное, – Guilty Pleasure называется. Делаем ее с Гришей Петренко, который снимался в Grisha’s Guide to Kyiv.

А дальше – посмотрим. Мы не гонимся за деньгами, нам важен крутой контент и просто ощущение, когда просыпаешься среди ночи и думаешь: “А я то не просто так живу”. Если бренды будут заинтересованы в работе с нами – мы за: и размещать, и консультировать, и вообще. Также и индивидуальным лицам готовы помогать. Экспертизы то у нас ого-го!

Еще к брендам: зная большие компании изнутри, мы понимаем, что очень часто можем выглядеть для них рисковым вариантом, потому что такие себе неуправляемые карапузы. Но а на деле, в сегменте “Мода” украинского Telegram, мы на третьем месте после двух каналов-агрегаторов скидок. То есть, по сути, мы на первом месте в категории “Оригинальный контент”. А еще у нас ERR (уровень вовлеченности аудитории Telegram-канала, процент подписчиков, которые просматривают публикации – прим. ред.) в 2-4 раза больше, чем у других, бе-бе-бе.

О ГЛЯНЦЕВОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ

– От вас достается всем, и модному глянцу в том числе. Какие критерии качественной модной глянцевой журналистики вы для себя определяете? Какой она должна быть? Есть ли она в Украине?

– Главный критерий – информативность. А в это понятие уже много факторов входит: своевременность, понимание контекста, его анализ, динамика и уместность слога. Идеального материала, скорее всего, не существует, но лично нам хочется выйти на обед, увлеченно прочитать колонку о платьях-пластырях, а потом вечером обсудить ее с парнем, друзьями или даже с самим собой, потому что было там что-то такое, что запало в нутро.

Модная журналистика в Украине есть: это и Антон Еременко, и Таня Соловей, и Леша Нилов, и Юра Амосов, и Вика Семерей, и даже Антон Бусько, арт-директор одного мультибренда, который ведет канал TonyTalks. Знаете, что их отличает от проходняка? Они пишут с чувством к предмету, оно их окрыляет и позволяет быть максимально информативными.

– Периодически мы все где-то слышим, что печатные журналы умрут. Мол, “дорогу – интернету, соцсетям, авторским блогам и Telegram-каналам”. Вы как считаете, умрут? Или выживут, но в каком виде выживут?

– Люди, которые так пишут, – бездари, одержимые словом “умрут”! Телевизор умрет, печатная пресса умрет, СММ уже умер. Господи, хватит, конечно же, нет.

Мы уверены, что произойдет смещение парадигмы: журналы в печатной версии станут больше арт-объектами, предметами коллекционирования. Основной информационный поток – в интернете.

А еще, например, вы берете с собой на борт журнал? Мы – всегда! Это ведь так круто – читать журнал в полете.

ОБ УКРАИНСКОЙ МОДЕ

– Вы часто жалуетесь, что украинская мода не генерирует хороших новостей. Что сегодня с ней не так? Что вас не устраивает в индустрии, в подходе дизайнеров к своему делу и т. д.?

– Об этом, кстати, мы писали: главная проблема – отсутствие системности и образования. Мы сейчас не говорим, что всем стоит встать и пойти учиться в швейный техникум. Нет, если ты, дорогой мой дизайнер, на что-то претендуешь – изучай тему в широком смысле. По аналогии с журналистикой: вдохновись, наполнись и выдай. А еще – найми менеджера.

Менеджеры – народ неуловимый в индустрии: их почти нет. Там вот уже нужна база побольше, причем навыков, которые получались вдумчиво (не факт, что долго, все зависит от человека). Мы со своей стороны (на личном уровне) всегда искали самородков и вылавливали их, курировали, скажем так.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Почему за украинской фэшн-индустрией будущее?

Есть девочка, Маша Хомякова, которая начала работать с 15 лет. В ней была искра, которую надо было превратить в огонь. Вроде как получилось.

А закончим самым болезненным: дизайнерам надо учиться говорить. С подрядчиками, с коллегами, с клиентами и вообще – со всеми. Коммуникация. Даже между собой. Потому что приходишь куда-то, видишь человека и думаешь: “Бл**ь, вот тебя вытащили из коровника, а говоришь ты до сих пор так, будто встала в 5:20 и пошла надои собирать. Или вот ты! Имей уважение к другим и хотя бы перед выходом к людям не употребляй наркотики, потому что говорить с тобой невозможно и незачем”.

– Но есть ли изменения в украинском модном ландшафте за последнее время (благодаря, собственно, и вашим усилиям)? Услышали ли ваши сигналы и те, о ком вы писали, и другие игроки рынка? Что-то меняется?

– Изменения есть. Индустрии, скорее всего, еще нет. Сигналы были услышаны, а вот восприняты не всеми. К некоторым приходит понимание, о каком же диалоге мы, а некоторые продолжают клепать ужасный контент (вроде брендика чернушных вещей, о гадкой съемке которого мы написали, а они на нас взяли и обиделись).

Шнайдеры, кстати, идеальный пример хорошего украинского бренда: со всеми общаются, у всех спрашивают: “Как нам стать лучше?” Проекты делают, молодцы! Вот только некоторых стилистов им лучше миновать, а так все отлично.

– За кого из украинских дизайнеров вам не стыдно? И главное – почему? (Не совсем понятно, таких дизайнеров мало или много, но если много – перечислите ключевых, пожалуйста. В основном вы ругаете, похвала достается очень немногим). Можно назвать совсем еще новые перспективные имена, о которых пока мало говорят.

– Нам не стыдно за Шнайдеров, за Юлю Паскаль, за Support by Poustovit, Ваню Фролова, Руслана Багинского. За них нам не стыдно, потому что они ДИЗАЙНЕРЫ.

Новых и перспективных сами ищем, правда! Но временами нам эти молодые присылают себя, мы им говорим, где плохо и как сделать лучше… Угадайте, что? Обижаются — и все.

Пишите нам больше, молодые, вы нам нужны!

KSENIASCHNAIDER x KYIVWINE 2019 CAMPAIGN 02 KSENYYA ANTON SHNAJDER novyj razmer 1200x630

Антон и Ксения Шнайдеры. Фото: jetsetter.ua

– Нужна ли нашим дизайнерам Неделя моды в Украине? Нужны ли им показы? Мир становится глобальне, и локальные мероприятия отходят на второй план. Лучше ездить в Париж, Нью-Йорк и так далее?

– Однозначно надо думать в масштабе бренда. Тут тоже в порядке живой очереди на индивидуальные консультации.

Неделя моды нужна, она стала лучше и теперь, к счастью, одна.

В Париж ездить надо, только не с голой ж**ой, а с пониманием, зачем. Сделайте хорошие вещи, подготовьте контент, найдите агентство и вперед. И меньше задранных носов, плиз.

– А в мировом контекте показы нужны? Есть полемика, что они исчезнут, или трансформируются, например, в VR, или останутся прерогативой больших Домов моды вроде Chanel и Dior. Мол, в эпоху интернета это архаизм.

– А мы любим показы! Нас всегда пронизывает трепет во время ожидания прямой трансляции. Если это крутое шоу, которое построили ребята из Бюро Бетак (Bureau Betak), – круто же, до мурашек (за это, кстати, любим Фролова).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Называться украинским брендом становится все более престижно, – дизайнер Эльвира Гасанова

По сути, показы и так уже трансформировались. Instagram – твой подиум. Сравнительно давно в компании мы уже шутили, что нам вообще не нужен теперь NOWFASHION, потому что все необходимое мы уже увидели в стори у Браяна Ямбао или Анны Делло Руссо.

– Вы часто говорите о коммуникации брендов, дизайнеров в соцсетях. Какими должны быть соцсети дизайнера, чтобы на него обратили внимание нужные магазины? Часто байеры ищут новые имена именно в Instagram.

– Если коротко – нужен аккуратный и системный подход. Не пытайтесь сделать Balenciaga или Dior за 3 копейки. Делайте искренне и чистенько, планируйте промо, а еще лучше – найдите тех, кто умеет это делать (причем не экономьте и не считайте это панацеей) и делегируйте. Менеджмент at its best.