Почему за прошедший год простая оранжево-черная лента стала объектом ненависти миллионов человек, а в другие десятки миллионов вселила чувство гордости и восхищения?

На фоне российско-украинского конфликта 2014-15 гг. этот знак отличия стал средством разграничения на “своих – чужих”. В преддверии 70-летия Победы над Германией в который раз становится актуальным вопрос о символах, тем более, что в Украине уже год как принято использовать красный мак как символ примирения и, соответственно, более призывающий к миру, чем напоминающий о войне.

Еще во время противостояния на Майдане, противники евроинтеграции в соцсетях лепили оранжево-черную ленточку как символ единения с советским прошлым, так как она была неким законсервированным образом былой славы. Дескать, “деды воевали”, “дойдем до Берлина”. Позднее, в ходе Крымского кризиса, лента стала означать приверженность к интеграции с Россией, отчего и воспринимать ее в Украине начали резко негативно. С тех пор оранжево-черная лента является фактическим антиподом “жовто-блакитної”.

Откуда же взялись эти цвета, столь возмущающие сознание обеих сторон по разные стороны баррикад?

Оранжево-черная лента в ее современном виде существует с 1913 г. и является прямой наследницей желто-черной ленты военных наград Российской империи. Сочетание желтого и черного цветов было характерным для ленты ордена Св. Георгия – высшей военной награды императорской России, учрежденной в середине XVIII в. Также лента была обязательным атрибутом Георгиевского креста и Георгиевской медали, которые вручались низшим военным чинам, а иногда и гражданским лицам за боевые заслуги и проявленную храбрость. В принципе, в геральдике не предусмотрено существенного различия между оранжевым и желтым цветами, так как они оба являются оттенками золотого.

В новой истории георгиевской ленты важно то, что после большевистского переворота в России все воинские награды старого режима были упразднены. Георгиевская лента стала антисоветским символом, ее активно использовали “белые” армии, сражавшиеся против “красных”.

Так продолжалось четверть века – до 21 мая 1942 г. (на флоте – до 10 июня), когда в советской армии учредили нагрудный знак “Гвардия”. Вторая мировая была в полном разгаре, и руководство решило, что необходимо поощрять личный состав воинских частей и соединений, принимавших активное участие в обороне с первых дней войны. Позднее, уже во время освобождения от немецкой оккупации, георгиевская лента стала неотъемлемой частью учрежденного ордена Славы и медали “За победу над Германией”.

Гвардейская лента, которую со времен войны и до распада СССР носили советские военные, представляла собой муаровую ленту золотисто-оранжевого цвета с нанесенными на нее тремя черными полосами. Именно она и стала тем легкоузнаваемым символом победы.

Сегодня, в силу многих спекуляций вокруг символа, пережившего почти трехсотлетнюю историю, можно порой встретить оскорбительные выражения вроде “колорады”, “колорадская лента” и т.д. Ответственность за это лежит, прежде всего, на легкомысленном использовании георгиевской ленты. Да, она является исключительно российским символом и олицетворяет полуторавековую славу русского оружия.

Да, она использовалась в советской армии, но как продолжение того же знака отличия воинской чести и доблести. Поэтому и носить ее имеют право исключительно ветераны войн, которые вел Советский Союз и другие военные, награжденные соответствующими знаками отличия уже несуществующей страны.