#Буквы узнали, чем нашему кино помогает запрет российского, и что означает отсутствие украинских фильмов в конкурсной программе в Каннах.

Завтра, 22 мая официально закрывается 69-й Каннский кинофестиваль – украинские фильмы на этот раз не участвовали в его конкурсной программе.

Зато в Каннах работал украинский павильон, организаторами которого стали Госкино и Киевский международный кинофестиваль “Молодость”. В павильоне демонстрировали каталог “Украинские фильмы 2015-2016”, изданный Национальным центром Александра Довженко, а также в Каннах показали 15 лент нашего производства и четыре картины, снятые по заказу Госкино. Десять украинских режиссеров представили свои короткометражки в секции Short Film Corner.

ПОЧЕМУ НАС НЕТ В КАННАХ

Чиновники, критики и режиссеры не считают большой проблемой то, что в этом году Украина не участвует в конкурсной программе Каннского фестиваля, хотя, конечно, после того, как наш режиссер Мирослав Слабошпицкий в 2014 году взял со своим фильмом “Племя” сразу три приза, на современное украинское кино начали возлагать надежды.

Критики считают, что одна из причин, по которым наши фильмы не участвуют в конкурсной программе в Каннах, – незаинтересованность чиновников в изменении ситуации. Если, например, представители венгерского истеблишмента ведут многомесячные переговоры с организаторами перед каждым значимым фестивалем, то в Украине этого просто не делают. Официально, правда, критики не спешат обнародовать свои догадки причин отсутствия наших фильмов в основной программе Канн, ссылаясь на то, что по-настоящему ситуацию знают только в Госкино. Но и в профильном ведомстве эту тему стараются обходить: “Команда организаторов привезла с собой в Канны большое количество промоматериалов украинского кино. Это визитная карточка нашего кинематографа”, – говорят в пресс-службе Госкино.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Самые громкие кинопремьеры Украины в 2015 г.

Украинский режиссер Тарас Томенко (в начале нулевых взял гран-при на Берлинском кинофестивале) не считает отсутствие наших фильмов в программе Канн трагедией. “Очевидно, просто в этом году жюри не отобрало ни одну украинскую ленту. Это не хорошо и не плохо. Такое бывает, и это не конец света. Зато много наших фильмов покажут в Каннах вне конкурса. Я уверен, что, например, у  “Гнезда горлицы” Тараса Ткаченко будет прекрасная фестивальная судьба. В мире существует много кинофестивалей. После Каннского будет Венецианский, потом Берлинский, фестивали в Локарно, в Торонто. И там будут представлены наши картины”, – рассказал #Буквам Томенко.

ОЩУТИМЫЕ СДВИГИ

В целом, как уверяют и режиссеры, и чиновники, в последнее время в украинском кино не все так плохо, как было еще несколько лет назад. На этот год из бюджета Госкино выделили 271 млн грн, 260 млн из которых пошли на создание и распространение украинских фильмов.

Глава Госкино Филипп Ильенко признается, что изначально ведомство просило сумму в 600 млн. “Но мы понимаем реалии, в которых живем, и поэтому эту цифру считаем достаточной для того, чтобы продолжить снимать запущенные проекты и начать создание новых фильмов”, – говорит Ильенко. Кстати, по словам главы комитета Верховной Рады по вопросам культуры и духовности Николая Княжицкого, в 2015 году на развитие кинематографа из бюджета выделили изначально 75,5 млн грн, а осенью провели дофинансирование еще на 100 млн. “То есть вы видите, что суммы прошлого и этого года не соизмеримы. Конечно, по европейским меркам это не такие уж и большие деньги, но прогресс есть, и он ощутимый”, – сказал Княжицкий. Он добавил, что уже на ближайшей сессионной неделе Рада будет голосовать за новый законопроект о поддержке кинематографа. “Если его примут, то определенный фиксированный процент денег бюджета будет идти как раз на кино”, – говорит Княжицкий.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Большинство украинских фильмов не окупают себя во время премьеры

Тарас Томенко признает, что украинское кино, как и вся культура в целом, сейчас переживает не лучшие времена. “Это связано и с политикой, и с недостаточным техническим оснащением. В Украине банально не хватает больших экранов. Какой смысл инвесторам вкладывать средства, если в итоге фильм увидит небольшое количество людей, и деньги просто не отобьются? Именно поэтому большинство фильмов в нашей стране снимается за государственный счет”, – объясняеет Томенко. Но в государственной сфере поддержки кино режиссер видит и позитивные сдвиги: в последние годы конкурсы стали прозрачными, а коррупции в кино стало гораздо меньше. “Сейчас действительно каждый может презентовать свой сценарий на конкурсе и получить госфинансирование. Другое дело, что это финансирование далеко не в тех масштабах, в которых необходимо”, – говорит Томенко.