25 мая в условиях строжайшей секретности неожиданно как для родственников, так и однопартийцев, состоялся исторический обмен – после двух лет пребывания в российской тюрьме Надежда Савченко наконец вернулась в Украину. С тех пор она стала главным информационным поводом для СМИ, ее ни на минуту не покидают журналисты, а заявления нардепа вызывают бурные обсуждения в Сети.

#Буквы проанализировали первые 20 дней Савченко после возвращения в Украину: что говорила, чем занималась, а главное – как менялся образ Савченко и отношение к ней народа.

Долгожданная встреча

Первые новости об успешном обмене российских ГРУшников на Надежду Савченко начали появляться утром 25 мая и действительно застали всех врасплох: журналисты и политики тут же бросились проверять информацию и в спешке добираться в аэропорт. Уже в 15:25 президентский самолет с летчицей на борту приземлился в “Борисполе”.

tymoshenko i vlasenko

Лидер партии “Батькивщина” Юлия Тимошенко и депутат Сергей Власенко готовятся познакомиться с первым номером в списке своей партии.

Сама Савченко казалась взволнованной и не сдерживала себя в эмоциях: так, спустившись с трапа, нардеп запретила окружающим к ней прикасаться и наотрез отказалась принимать цветы. Как от поклонниц, так и от Юлии Тимошенко.

savchenko

С “Борисполя” Савченко повезли в Администрацию Президента, где она встретилась уже и с Порошенко: сперва за закрытыми дверями, а после и под софитами телекамер – летчице вручили звезду “Героя Украины”.

savchenko i poroshenko

Позже нардеп рассказала, о чем говорила с Порошенко. Президент спрашивал, кем она видит себя в украинской политике, и говорил о необходимости поездки в Европу – доносить Западу информацию о других украинских пленных.

“Президент спросил, чем я хочу заниматься в политике. Я сказала, что пока не понимаю, куда упала”, – отметила Савченко.

Адаптация. Экскурсия в Раду, купание в фонтанах и встреча с Рубаном

Следующие несколько дней Савченко привыкала к новой жизни и готовилась к выходу на работу. Так, четверг летчица посвятила прогулкам по Киеву с сестрой и встречам со знакомыми. И даже искупалась в фонтане.

45cc093496ed224e43e415bf6c01a683

Среди тех, с кем Савченко встретилась на следующий день после освобождения, оказался и Владимир Рубан, лидер “Офицерского корпуса”, связанного с Виктором Медведчуком.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Возвращение Савченко: след Медведчука

Соответствующее фото опубликовала ее сестра Вера на своей странице в Facebook, поблагодарив Рубана смайликом. То ли за встречу, то ли за что-то еще.

ruban

В воскресенье Надежда впервые побывала и на новом рабочем месте: сестра Вера вместе с коллегами по фракции устроила ей экскурсию в стенах Рады.

Любопытно, что как по прилету, так и в Парламенте Савченко предпочла передвигаться… босиком. Свою экстравагантность, теперь уже политик, прокомментировала так:

“Я людям всегда казалась странной, потому что я люблю лазить по крышам, прыгать с мостов, и это не значит, что я перестану это делать, потому что я стала депутатом. Нужно жить полной жизнью”.

savchenko v rade

В тот же день нардеп дала и обещанную пресс-конференцию.

“Первое, чем займусь в Верховной Раде, – работой в комитете или комиссии по армии. Нужно создать крепкий тыл, и я буду работать над этим. Армия проигрывает, когда заканчивается последний патрон”.

Однако первая неделя Савченко в Раде запомнилась вовсе не армией.

Первая неделя в Парламенте

Сессионная неделя 31 мая началась с обращения Надежды Савченко: выступая с трибуны, нардеп исполнила национальный гимн и заявила, что не даст забыть депутатам солдат, погибших на Донбассе.

“Я не дам вам, сидящим в креслах, забыть тех ребят, которые легли на Донбассе. Никто не забыт, ничего не прощено”, – сказала Савченко.

savchenko i plakat

Савченко срывает плакат со своим изображением с трибуны Парламента

Савченко против офшоров власти

Уже на следующий день Надежда удивила многих, в первую очередь своей неожиданной и четко сформулированной позицией по созданию ВСК (временной следственной комиссии по расследованию офшоров – ред.).

savchenko v rade2

Так, выступая с трибуны с однопартийцами, Савченко эмоционально обратилась к депутатам с призывом немедленно создать следственную комиссию по расследованию офшоров и сравнила Верховную Раду с “Титаником”: “Советую не изощряться, начните каждый с себя, как бандюки 90-х. Они воровали, они признали это, а потом наелись вот так и понесли в церковь деньги. Замолите свои грехи перед народом. Начните с себя, отдайте, что вам лишнее и прет из глотки, и тогда народ ваш “Титаник” вынесет на руках, а вы спасете Украину. Если вы этого не сделаете, народ вас утопит, эту Верховную Раду, запустят такой снаряд, что ляжем все. Поэтому советую начать с того, что создайте комиссию и сделайте ее честно”, – заявила нардеп.

Депутатов Надежда не убедила – решение о создании ВСК по офшорам не набрало достаточного количества голосов в сессионном зале. Но на этом Савченко не закончила.

Отказ голосовать и попытка блокировки судебной реформы

На следующий день, 2 июня, в Парламенте было необычно людно –  на заседание пришли депутаты, в обычное время которых в Раде не встретишь, а в сессионном зале присутствовал и Президент. В этот день Верховной Раде предстояло проголосовать за изменения в Конституцию и долгожданную, для президентской команды, судебную реформу.

Савченко отказалась голосовать за изменения в Конституцию и раскритиковала законопроект с трибуны, сравнив Украину с гранатой на примере эспандера.

“У нас Украина – это сейчас граната. У нее есть “кольцо” – это Конституция. Есть чека – наш Донбасс, и основное тело гранаты – это наша Украина. Мы берем, зажимаем чеку с телом гранаты и дергаем Конституцию, кольцо – выбрасываем. А теперь попробуйте, вот кулак – это наша власть, а вот у нас в руках – Украина, которая взрывается и разрывается”, – сказала Савченко.

savchenko i granata

А саму реформу Надежда сравнила с “сырым блоком в доме”:

“Нельзя ставить сырой блок в дом, он не выдержит – и дом разрушится. Нам сейчас нужно не разрушать Украину, для этого надо защитить Конституцию”.

После того как Парламент проголосовал за изменения в Конституцию, Савченко вместе с Романом Шухевичем (Радикальная партия) внесли в Раду проект постановления об отмене закона “О судоустройстве”, тем самым на время процедурно заблокировав его подписание Парубием.

Впечатления от первой рабочей недели в Раде

Завершила Савченко первую неделю в Раде, поделившись впечатлениями о работе с журналистами. По словам нардепа, в Парламенте она уже сориентировалась и не чувствует себя чужой.

“Может, потому, что я их видела по телевидению, у меня такое впечатление, что я здесь сидела и работала давно. Я сориентировалась. Меня это не пугает совсем. Мне сложнее будет сейчас выйти к людям, а здесь, с ними, мне совсем не страшно, не сложно”, – отметила нардеп. Однако позже Савченко призналась, что обескуражена тем, как в законопроектах “может быть одно”, а с трибуны Рады при этом звучат “благие вещи”. У Надежды сложилось впечатление, что депутаты “на*бывают людей каждый день”:

“Одна депутат берет поправки к пенсионному закону. Она говорит красивые вещи. Я готова голосовать “за”, но потом достаю карточку и прошу показать эти поправки. Если я еще раз услышу такую ерунду, то я подойду к этому народному депутату, а я ее хорошо знаю. То… извините, мы на*бываем людей каждый день!” – возмутилась нардеп.

Поездка в АТО

По окончанию парламентских будней Надежда неожиданно (в первую очередь для штаба АТО) отправилась в зону боевых действий. Как пояснила нардеп, эти дни в расписании Рады посвящены работе с избирателями, и посещая АТО, Савченко хотела на месте узнать о проблемах военных и воочию увидеть “коррупцию в армии”.

savchenko v ato

В частности, нардеп вместе со своим коллегой Дмитрием Ярошем посетила бойцов 5-го и 8-го батальонов УДА (Украинской добровольческой армии), которые базируются в Авдеевке.

savchenko i jarosh

Эфир с Ганапольским

Однако в ходе обычного визита в АТО произошло кое-что действительно значимое. По дороге в Авдеевку Надежда Савченко слушала эфир радио “Эра” с ведущим Матвеем Ганапальским, где темой дня была… она сама. Савченко решила позвонить.

Связавшись со студией, Матвей Ганапольский в ходе интервью предложил Надежде Савченко назвать три важных шага для решения конфликта на Донбассе. Нардеп ответила однозначно: Украина должна выйти из Минских переговоров и вести переговоры с самопровозглашенными республиками напрямую.

Дискуссия выглядела следующим образом:

Савченко: Во-первых, продолжить санкции против России, если она еще не поняла, что ей нужно уйти. Второе, выйти на прямую связь, без Минских соглашений, с представителями “ДНР/ЛНР”. Выйти на прямую внутренню связь с ними без третьей и четвертой стороны.

Ганапольский: Это достаточно сенсационное заявление. То есть вы считаете, что могут быть прямые переговоры между Президентом Порошенко и Захарченко?

Савченко: Я считаю, что Плотницкий и Захарченко могут позиционироваться как народные депутаты от “ЛНР” и “ДНР”. Я как депутат готова с ними говорить.

Ганапольский: То есть вы как депутат Рады готовы говорить с “депутатами” так называемых ДНР и ЛНР?

Савченко: Да.

В качестве третьего шага Савченко предложила сторонам “улыбнуться друг-другу, и все получится”.

Реакция последовала незамедлительно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: “Давайте улыбнемся друг другу и все получится”: Реакция соцсетей на “план Савченко”

В социальных сетях сработал эффект бомбы: пользователи возмутились предложением Савченко вести переговоры напрямую с боевиками Плотницким и Захарченко, выходя за рамки Минского процесса, более того – считать их “народными депутатами от “ДНР/ЛНР”.

savchenko reakcja

savreakcja

В “Батькивщине” не смогли прокомментировать слова нардепа, заявив, что сперва нужно уточнить, что именно она имела в виду.

“Я готова говорить с теми людьми, с которыми я встречалась в бою. Если я встречалась лично с Игорем Плотницким , то я знаю, что с этим человеком можно говорить, потому что он знает, о чем говорит, потому что он там был”, – позже уточнит Савченко в интервью “Радио Свобода”.

Расставить точки над “і”  

Уже на следующий день (по приезду в Киев) Савченко пришлось дать развернутую пресс-конференцию и подробнее прояснить свою позицию.Так, нардеп заявила, что готова говорить “и с врагом, и с другом”, чтобы “государство вернуло матерям их детей живыми”.

“От войны все устали, и чем дальше – особенно от матерей крики о мире, крики о том, что нужно забрать ребенка из плена. Чтобы вы понимали, их меньше всего интересует мой политический пиар, их интересует, когда ребенок будет дома”, – добавила Савченко.

О льготах для участников АТО, Викторе Медведчуке и необходимости амнистии для боевиков

Продолжила Савченко поднимать острые темы и в интервью телеканалам. Так, например, Савченко призвала воинов АТО отказаться от дополнительных льгот.

“По окончании этой ситуации на Донбассе, за которую так яро боролись, у нас будет полная страна АТОшников, с которыми мы не будем знать, что делать. Льготы, полагающиеся парням, которые вернулись с АТО, будут ложиться на плечи их матерей, жен, детей даже”, – отметила Савченко.

Кроме того, Савченко выступила и за частичную амнистию боевиков, мотивировав это тем, что есть преступники, а есть – солдаты:

“На войне нет безгрешных, но есть преступники, а есть солдаты. Это нужно очень четко различать. И когда я встречаюсь с человеком, например, вижу его в бою, то я различаю его манеру поведения. Я буду поддерживать частичную амнистию. Потому что если мы не сможем поладить, то у нас все будет продолжаться вечно”, – подчеркнула Савченко.

В том же интервью поделилась Савченко и своим мнением о Викторе Медведчука. По ее словам, она с ним не знакома, а потому не может дать характеристику его деятельности:

“Я этого человека не знаю, с ним не говорила и не могу прокомментировать, какова его роль и участие в Украине. Если, скажем, это помогает Украине – почему бы нет?” – заявила депутат.

И выразила готовность пройти полиграф в случае необходимости:

“Мне уже говорили: пройди на детекторе, на полиграфе пройди, ты адекватная? И все остальное … Я готова. Я готова пройти полиграф в СБУ, если это необходимо”.

Можно любить или не любить Надежду Савченко, но реакция общественности, сопровождающая ее последние дни, от возвращения в Украину до неоднозначных заявлений в СМИ, может говорить только об одном: не стоит создавать себе кумиров. Мессий нет, а разочарование – болезненно.

Так или иначе, но Савченко стала первым украинским политзаключенным, которого путем дипломатических усилий и давления международного сообщества удалось вытащить из российской тюрьмы. На днях по “схеме Савченко” произошел и второй успешный обмен – спустя два года заточения в Украину вернулись Геннадий Афанасьев и Юрий Солошенко.

И надеемся, что на этом история не закончится.