То, что мировоззрение молодежи обычно отличается от взглядов старшего поколения – ни для кого не секрет. По результатам одного из опросов Института Горшенина еще 2012 года: политические предпочтения 47.2% студентов в возрасте от 17 до 21 года не совпадали с политическими взглядами их родителей. Так или иначе, но время идет, омоложение политического паноптикума – неминуемый процесс. И именно от взглядов новых избирателей будет зависеть: как наша страна будет развиваться, и кто ее будет представлять на политической арене. В преддверии осенних выборов я попробовал разобраться в политических взглядах сегодняшней молодёжи и понять, чего ждать нашей стране уже в ближайшем будущем.

Студенты всегда были наиболее активным социальным слоем и настоящим двигателем политических изменений: именно они первые протестовали против Табачника, именно с них начался “Евромайдан”, они во многом и представлены в только формирующемся гражданском обществе.

Как бы ни так, но составить карту политических взглядов молодежи довольно сложно. Они слишком разношерстные. В молодежной среде вы можете найти сторонников любых взглядов: от традиционных либералов и правых-националистов до каких-то совсем уж маргинальных групп вроде левых анархо-синдикалистов или фанатов реставрации монархии (абсолютно серьезно).

Не найдя адекватной (как и вообще любой) социологии последних лет на тему “политических взглядов студентов” я решил провести эксперимент и самому узнать о взглядах, хотя бы, своего ближайшего окружения. Для чего создал опрос на своей странице ВКонтакте. За сутки опрос собрал порядка 600 голосов и несколько репостов в студенческие сообщества КНУ им. Шевченко, так что голосовали, в основном, студенты именно Киевского национального. Без претензии на репрезентативность картинка вышла приблизительно такой:

2015 07 2417.15.00Результаты оказались довольно предсказуемыми. Как видно, большинство, из тех, кто выбрал четкую политическую идеологию (24.5%), оказались сторонниками либеральных (западноевропейских) ценностей, что совершенно неудивительно как в контексте того же “Евромайдана”, в котором участвовали и студенты КНУ, так и в контексте общего влияния западной цивилизации на культуру молодого поколения.

На втором месте, ожидаемо, оказались сторонники правых взглядов – националисты, их набралось аж 13.4%. Последние события в Украине, и последующий за ними всплеск патриотических настроений – вообще породили (или вернули к жизни) несметное количество правых организаций, со взглядами разных крайностей: от “Правого сектора”, до правых-марксистов (а есть и такие) из “Автономных Националистов” . Сейчас, в условиях пост-революционного общества и войны, сложились просто идеальные условия для их существования. Основной аудиторией таких организаций являются именно молодые люди в возрасте 18-24.

Многие вступают в них следуя какой-то политической идеологии, кто-то исходит из патриотических чувств, кто-то просто становится фанатом бренда какой-то организации (как это во многом происходит с членами “Правого сектора”, где несмотря на декларируемую единую идеологию существуют большие разногласия между разными участниками организации). Но факт остается фактом: очень большое количество студентов сейчас в них представлено. Впрочем, об идеологиях и политической грамотности молодежи чуть ниже.

Даже проведение мелкого онлайн-опроса в социальной сети показывает, что большинство все так же, как и до революции, полностью аполитичны, таких набралась ровно треть: 33%. Это те люди, которые не интересуются политикой, не ходят на выборы, а в свободное от учебы время подумывают об эмиграции или поездке за границу.

Удивили и показатели левых: социализм и коммунизм в сумме набрал 8.7% голосов, то есть левые идеологии можно считать третьими по популярности после либералов и правых, даже, несмотря на негативную память еще недавнего Советского Союза.

Политические взгляды человека преимущественно определяются его собственными интересами (в том числе и классовыми). Так вот, что интересно, у студентов, считающих себя либералами, либерализм подразумевается в политическом аспекте: политических свободах и европейских ценностях, но не касается вопросов экономических.

Так, например, можно вспомнить бурную реакцию студенческих медиа на фэйковый проект-постановления Кабмина об урезании социальных пособий и отмене стипендий, вброшенный в сеть в декабре. Доходило и до акций протеста под Кабмином. Или, например, можно посмотреть на главную тему студенческих сообществ последнего года: борьбу за индексацию и повышение стипендий. Занятно, что тема индексации и социальных пособий волнует не только активистов, или местные Профсоюзы, но реально большинство учащихся. Так что если вы политтехнолог перспективной партии идущей на выборы и хотите расширить свое электоральное поле на молодых людей – обещайте стипендии. Всем и каждому. Проголосуют за бесплатно.

В целом же, полноценных левых организаций в молодежной среде можно найти немного. Если говорить о солидных объединениях, а не сборной маргинальных активистов, и того меньше. Одной из организаций продвигающей левые идеи и занимающейся защитой прав студентов является сеть независимых студенческих профсоюзов “Прямое действие”. Ребята выступают за бесплатное образование, достойные стипендии, либертанский подход к педагогике. Регулярно проводят разные акции и шествия, недавно пикетировали Администрацию Президента выступая за антиклерикализацию образования. Сами называют себя левыми-анархистами. Помимо “ПД” есть и другие левые организации, например, “Автономна Спілка Трудящих”, и другие, но никаким серьезным движением имеющим влияние на молодые умы это назвать нельзя.

Куда больше разгул идеологических организаций можно наблюдать на правом поле, особенно сейчас, на фоне рассвета всеобщего патриотизма. Лидером по популярности среди молодежи тут очевидно является “Правый сектор”. Как за счет популярности бренда и интернет культа-личности Яроша (для масс), так и за счет того, что ПС представляет именно традиционный национализм. Основной своей идеей ПС ставит “построение национального государства путем осуществления национальной революции” – простой и красивый идеологический месседж для большинства молодых людей. Напомню, что на октябрьских парламентских выборах “Правый сектор” набрал 1.8% голосов (284 943 избирателей), которые ПС собрал, именно за счет своей популярности (и интернет-популярности) в среде молодежи.

2015 07 2417.15.08

Другой популярный националистический проект – это “Автономные националисты”, движение сформировалось еще в 2008 году из остатков УНТП (партии, пропагандировавшей левый-нацизм, на данный момент ликвидирована – прим. ред.). Основной своей идеей АН ставят национальный социализм (не путать с нацизмом), выступают против шовинизма. Также АН поддерживают разные левые идеи в духе “анархо-синдикализма”. Несмотря на публичный протест против шовинизма, в рядах движения немало расистов и неонацистов, что видно и по некоторым страницам сообщества в социальных сетях.

Группа “Реванш” – зашла на арену националистической жизни не так давно. Ребята активно распиарились за счет социальных сетей, хотя и выстроили неплохую оффлайновую сеть: имеют несколько региональных центров. Идеологически они монархисты, фашисты и фалангисты, исповедуют идею консервативной революции.

Как бы ни так, несмотря на такое разнообразие идеологических движений, партий и организаций, все они, в большинстве своем, остаются маргинальными. Активные патриоты, или правые, в основном, находят приют в каких-то более умеренных патриотических организациях, или у традиционных националистов вроде того же ПС.

В то же время, даже с учетом процветания правых движений, в процентном соотношении их количество не превышает и 1/5 молодежи, что уже много, даже для пост-революционного общества. Свой патриотизм молодежь преимущественно сдабривает либеральными идеями и западноевропейскими ценностями, предпочитая это одному лишь почитанию своей нации. Существует и большой запрос на левые, или около-левые идеи, просто это так еще никто не называет. Хотя социалисты с коммунистами, на удивление, и заняли третье место в моем опросе.

В целом же, рядовой студент (как и любой другой молодой гражданин) продолжает быть пассивным, аполитичным, равнодушным и безразличным к украинской политике, даже, несмотря на бурную жизнь своей страны: революцию, аннексию Крыма и последующую за ней войну. Возможно, потому что он ее еще не чувствует. Потому что политика еще не постучала ему в дверь. Возможно, в виду собственных забот: учеба, дом, тусовки. Но факт остается фактом: даже на студенческих информационных ресурсах в социальных сетях (преимущественно, ВКонтакте) тема политики практически не заходит. И не потому что ее сознательно избегают, а потому что она мало кому там интересна в принципе.