Сегодня в Херсонской области завершилась первая фаза учений Воздушных сил ВСУ, запланированных на 1-2 декабря. По словам командования, подразделения успешно выполнили поставленные задачи и осуществили пуски 16-ти ракет. Однако такая рутинная процедура вызвала серьезный резонанс: в Кремле заявили о готовности нанести удар по украинским пусковым установкам и сообщили, что за развитием ситуации будет следить лично Владимир Путин. #Буквы разбирались, что думают стороны конфликта о статусе неба над Крымом и какова позиция международных организаций по этому вопросу.

В РФ утверждают, что право на стороне новых “хозяев” Крыма, и ссылаются на международные соглашения. Мы решили вспомнить, как все начиналось, и выяснили, что Россия не в первый раз пытается манипулировать заявлениями авиационных организаций.  

НИЧЕЙНОЕ НЕБО: ХРОНОЛОГИЯ КОНФЛИКТА

28 февраля 2014 г. – в международные аэропорты Севастополя и Симферополя прибывают “отряды самообороны Крыма”. В России заявляют о непричастности своих военных к блокированию аэропорта “Бельбек”. Одновременно происходит силовой захват ГП “Крымаэрорух”, обеспечивающего контроль крымского воздушного пространства. На FlightRadar24 видно, что самолеты не входят в воздушное пространство над полуостровом.

radar

1 марта 2014 г. – захват аэродрома “Кировское”.

4 марта 2014 г. – в Минобороны Украины заявляют, что наблюдают и контролируют полеты всех воздушных судов в воздушном пространстве страны. В пресс-службе ведомства уточняют, что все командные пункты, радиотехнические батальоны и роты украинских военных находятся в осаде российских войск и членов отрядов “крымской самообороны”.

9-10 марта 2014 г. – захват аэродрома морской авиационной бригады ВМС в Саках.

12 марта 2014 г. – власти Крыма заявляют, что частично ограничили прием воздушных судов во избежание прибытия “провокаторов”. Первый вице-премьер АРК Рустам Темиргалиев обещает снять ограничения 17 марта.

2 апреля 2014 г. – Европейская организация по безопасности воздушной навигации (Евроконтроль) рекомендует не производить полеты над Крымом, поскольку не согласованные с властями Украины рейсы не будут обеспечены надлежащим уровнем безопасности.

3 апреля 2014 г. – российская Госкорпорация по организации воздушного движения (ОрВД) в одностороннем порядке сообщает о переходе управления воздушным пространством к центру управления воздушным движением Симферополя (“Крымаэронавигация”).

3 июля 2014 г. – в Минтрансе РФ заявляют, что Международная организация гражданской авиации (ICAO, ИКАО) предоставила России право обеспечивать аэронавигационное обслуживание над Крымом и 19-километровой прибрежной зоной. Крымские власти сообщают о падении общего пассажиропотока в Крыму на треть, причем на авиасообщение приходится только 20 %.

7 июля 2014 г. – ICAO проясняет свою точку зрения, подчеркивая, что Крым является частью территории Украины, контроль за полетами над которой должно осуществлять исключительно ГП “Украэрорух”. Соответствующая информация излагается в письме, направленном ICAO в Министерство инфраструктуры Украины.

8 июля 2014 г. – Украина обращается в ICAO с тем, чтобы организация истребовала у РФ финансовое возмещение в связи с действиями России в Крыму. С начала “крымского кризиса” зафиксировано уже 3360 фактов нарушений воздушного пространства Украины российскими компаниями.

10 февраля 2015 г. – Украина и ICAO согласовывают возможные маршруты полетов над акваторией Крыма. В процесс вовлечены представители ICAO, FAA (Федерального управления гражданской авиации США), IATA (Международной ассоциации воздушного транспорта) и Евроконтроля.

18 февраля 2016 г. – Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) обращается к авиаперевозчикам с заявлением о возможности возобновления полетов над полуостровом при условии, что управляться они будут украинскими диспетчерами. В агентстве считают, что риски, связанные с последствиями аннексии, снизились. Контроль над двумя маршрутами вблизи Крыма препоручается украинским властям.

19 февраля 2016 г. – Федеральное агентство воздушного транспорта РФ выражает протест в связи с бюллетенем EASA и заявляет, что агентство дезинформирует перевозчиков.

В последние дни ноября конфликт вокруг воздушного пространства над полуостровом разгорелся с новой силой.

24 ноября 2016 г. – украинской стороной был издан NOTAM (специальное авиационное оповещение) о планируемой активации опасных зон в районе Крыма.

25 ноября 2016 г. – командование Воздушных сил Украины сообщило о запланированных на 1-2 декабря учениях.

uchenia

В Росавиации заявляют, что решение о проведении ракетных стрельб идет вразрез с международными соглашениями, и требуют отменить выпущенные уведомления.

29 ноября 2016 г. – жители Крыма заявляют о скоплениях российской военной техники в Керчи и Симферополе. Волонтеры InformNapalm утверждают, что Россия перебросила в Крым в том числе зенитно-ракетный комплекс С-300ВМ “Антей-2500”.

30 ноября – 1 декабря 2016 г. – в системе аэронавигационной информации появляется уведомление Минобороны РФ о том, что ракеты, обнаруженные в зоне ответственности диспетчеров “Крымаэронавигации”, будут сбивать. При наличии угрозы российская сторона готова уничтожать украинские пусковые установки.

Утром 1 декабря ракетные стрельбы стартовали.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ УКРАИНЫ

По словам начальника пресс-центра Воздушного командования “Юг” Владимира Крыжановского, Украина не нарушает международные договоры и никоим образом не угрожает оккупированному полуострову:

Если посмотреть на траекторию […] и провести условную линию от полуострова, на котором будут расположены пусковые установки, до города Бургас в Болгарии, можно заметить, что линия будет проходить достаточно далеко от побережья крымского полуострова. Ближайшее приближение ракет может составлять не меньше 30 км.

В свою очередь, секретарь СНБО Александр Турчинов еще 25 ноября заявил, что беспокойство России относительно грядущих учений является “истериками и провокациями”. Он напомнил, что согласно международным соглашениям, воздушное пространство РФ в Черном море заканчивается на середине Керченского пролива:

В этом районе Украина не планирует осуществлять ракетные испытания. Вся остальная территория на запад от Керченского пролива является суверенным воздушным пространством Украины.

Президент Украины Петр Порошенко в своем Twitter сообщил об успешных первых запусках и подтвердил намерение продолжить учения.

poroshenko

ТОЧКА ЗРЕНИЯ РФ

В России настаивают на том, что издание NOTAMов о создании опасных зон “не согласовывалось с компетентными органами Российской Федерации”. В Росавиации утверждают, что одностороннее решение “создает потенциальную опасность для гражданской авиации”, и даже приводят примеры, поставив в один ряд катастрофу рейса S71812 авиакомпании “Сибирь” (октябрь 2001 года) и рейса MH17 “Малайзийских авиалиний” (июль 2014 г.).

Поскольку Украина не отменила решение об ограничении полетов, российское ведомство уведомило перевозчиков о прекращении производства полетов в указанной зоне.

Неофициально позицию РФ в отношении неба над Крымом можно озвучить так: до “референдума” крымские диспетчеры признавались Международной организацией гражданской авиации, а после него они (чуть ли не всем составом) перешли из “Украэроруха” в российскую структуру – следовательно, никакого ущерба безопасности нанесено не было.

Российская сторона утверждает, что создание Украиной запретных зон полетов в данном случае нарушает требования приложений № 11 и № 15 к Конвенции о международной гражданской авиации (“Обслуживание воздушного движения” и “Службы аэронавигационной информации”). Следует помнить, однако, что район проведения стрельб при этом трактуется Росавиацией как “суверенное воздушное пространство РФ”.

При этом организация ИКАО, издавшая приложения, на которые ссылается РФ, так не считает.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Де-юре, контроль за полетами над Крымом должен осуществлять “Украэрорух”. Зона остается закрытой для полетов, но де-факто в ней выполняют рейсы российские авиакомпании. С июля 2014 года, когда ICAO официально и недвусмысленно подтвердила украинскую принадлежность воздушного пространства Крыма, не было никаких заявлений от профильных организаций, которые можно было бы трактовать как поддержку России в данном вопросе. Несмотря на это, ряд российских СМИ заявляли, что Россия заручилась поддержкой IATA.