В наших краях Доктор Сьюз не очень известен, хотя по мотивам его книг сняты “Гринч – похититель Рождества” и мультфильм “Хортон”. Зато в США его знает каждый ребенок. “Кот в шляпе” Доктора Сьюза входит в ТОП-10 самых продаваемых детских книг в истории. А сейчас стихи и рисунки этого автора взяли на вооружение взрослые – участники митингов против Дональда Трампа. Издание The Atlantic объяснило, почему так произошло, а #Буквы пересказали для вас эту статью.

Теодор Гайзель (настоящее имя Доктора Сьюза, 1904-1991) – один из наиболее примечательных писателей, чьи произведения обрели в последние дни новый смысл. И это при том, что Гайзель обращался к совсем юной аудитории: англоязычные дети знают наизусть его книги “Кот в шляпе”, “Лоракс” и “Слон Хортон”.

001 1

Портрет Доктора Сьюза и его героев попал на почтовую марку США

Но сейчас наследие Сьюза, похоже, взяли на вооружение взрослые. Фото, на котором участница женского марша держит в руках плакат с Котом в шляпе, набрало 16 тыс. ретвитов. А старые карикатуры авторства Гайзеля обрели новую популярность в свете действий администрации Трампа.

001

На протяжении 1941-1943 гг. Гайзель работал карикатуристом в либеральной американской газете PM. Всего за этот период он создал более 400 рисунков на политические темы. Многие из них стали снова появляться в прессе и блогах как реакция на недавний указ Трампа, препятствующий въезду в США мигрантов. В частности, вторую жизнь обрел рисунок на тему политики невмешательства США во Вторую мировую войну.

002

“…и вот волк съел детишек и выплюнул их косточки…  Но это были Иностранные Дети, так что не о чем беспокоиться” / UC San Diego Library

Карикатура, высмеивающая неведение и наивность американского общества относительно действий Германии в Европе, теперь используется противниками Трампа как параллель к его недавним решениям. Комитет America First (“Первым делом Америка”) – так называлась группа, сформировавшаяся в 1940 году и выступавшая против вступления США в войну. Но “Первым делом Америка” – это еще и официальный принцип, на котором основывается внешняя политика Трампа.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: 10 дней президентства Трампа: стена, запрет въезда для мусульман и разговор с Путиным

Военные карикатуры Гайзеля высмеивают не только изоляционизм, но и антисемитизм, Гитлера, Муссолини, а также ряд американских националистов, включая известного католического священника и по совместительству радиоведущего Чарльза Кофлина. Последний прославился своим ярым антисемитизмом и приверженностью к теориям заговора.

003

Гитлер: “Неплохо, Кофлин… Но когда ты уже начнешь печататься на немецком?”/ UC San Diego Library

004

Чарльз Кофлин

У карикатур Гайзеля того периода были свои слабые места. Например, расистское изображение японцев (в том числе проживавших в США  и впоследствии интернированных). Многие считают, что в поздних произведениях он пытался искупить этот недостаток своих ранних работ. Похоже, писателю это удалось – автор Филип Нел даже называет его “первым в США антифашистским детским автором”.

Автор книги “Доктор Сьюз идет на войну”, посвященной военным карикатурам Гайзеля, рассказывает, что PM была основана как либеральное издание, не размещавшее рекламу и финансируемое за счет одних лишь продаж газеты (один выпуск стоил пять центов). Основатель PM, Ральф Ингерсолл, описывал миссию газеты следующим образом: противопоставить себя “людям, которые ради забавы командуют другими людьми”. В январе 1941 года Гайзель нарисовал свою первую карикатуру на политическую тематику и через друга передал Ингерсоллу. Рисунок изображал итальянского журналиста Вирджинио Гайда, которого многие воспринимали как рупор пропаганды Муссолини. Он яростно набирает на печатной машинке текст, будучи подвешенным на крюке.

005

Более позднее изображение. Гайда набирает текст о том, что “солидарность между враждебными англосаксами и СССР сильно беспокоит Японию”.

В мае 1941 года Гайзель уже ежедневно публиковал свои рисунки в PM. На одном из них изображена монета (“четвертак Линдберга” – в честь американского националиста Чарльза Линдберга) со страусом, прячущим голову в песок – как символом невмешательства в международные вопросы.

006

Страус-изоляционист появляется и на другом рисунке: здесь американцы стоят в очереди за “шляпами, снимающими головную боль от Гитлера”.

007

Некоторые считают, что неприятие Гайзелем антиинтервенционистской политики объясняется его происхождением (предки художника были немецкими эмигрантами). В 1976 году Гайзель писал: “США бы пришел конец, прислушайся мы к этим “америка-прежде-всего” из уст Чарльза Линдберга, сенаторов Уилера и Найя, а также к той фашистской гнили, которую изрыгал отец Кофлин. Возможно, я был несдержан, когда отвечал им на страницах газеты. Но ведь они практически разоружили нашу страну в то время, как она была на грани уничтожения”.

007 1

Знаменитый летчик Чарльз Линдберг был одним из главных сторонников лозунга “Первым делом – Америка”

Гайзель подчеркивал, что адепты политики “Первым делом – Америка” намеренно закрывали глаза на опасность, которую представлял режим Гитлера, и порой напрямую расписывались в симпатиях к нацизму. На одном из рисунков, где уже явно считывается стиль “Доктора Сьюза”, перекочевавший потом в его детские книги, кенгуру с надписью “Первым делом – Америка” несет в сумке кенгурят – “нацизм”, “фашизм” и “коммунизм”. Подпись: “Родственники? Нет, просто решили вместе прокатиться”.

008

После Перл-Харбора Гайзель стал больше внимания уделять Японии. Японского военачальника Хидэки Тодзио он изобразил нарочито уродливо стереотипно:

009

“А что сделал ты, чтобы спасти свою страну от них?”

В феврале 1942 года он нарисовал японцев, выстроившихся вдоль тихоокеанского побережья в США с упаковками тротила, которые они выносят из киоска под названием “Многоуважаемая пятая колонна”. Один из героев сцены направил телескоп в сторону Японии. Подпись: “Ждем сигнала от своих”. Удивительно, что Гайзель с его резким неприятием расизма и антисемитизма был все же подвержен таким настроениям. Но, так или иначе, они были типичными для того времени: читатели PM иногда жаловались на неприглядное изображение Гайзелем немцев в виде такс, но писем с требованием не оскорблять азиатов в редакцию не поступало.

Автор биографии Гайзеля Ричард Майнер считает, что в последующих работах тот старался искупить вину за свои предубеждения. Так, детскую книгу о слоне Хортоне, которую Гайзель написал после поездки в Японию, можно трактовать как аллегорию. В “Хортоне” животные заступаются за народец, живущий на маленькой пылинке, которая на самом деле оказывается крохотной планетой Ктотов.

Кстати, в 1987 году эту сказку экранизировал “Киевнаучфильм”

“Жители Ктотова – японцы, Влад Владиков (так в оригинале зовут орла из сказки, от которого Хортон их защищает) – Россия, а Хортон – это мы (демократия)”. По мнению некоторых интерпретаторов, сказка о том, что “по росту судить о соседях не надо”, – попытка Гайзеля извиниться за джингоистские карикатуры военного периода. Известно также, что в 80-х писатель редактировал свои старые книги и убрал в одной из них упоминание о “желтолицем китайце, который ест палочками”.

009 1

Теодор Гайзель и “Кот в шляпе”/ Gene Lester

Более того, Майнер убежден, что большинство поздних книг Гайзеля в той или иной степени являются политическими манифестами. “Лоракс” – притча о защите окружающей среды. “Снитчи и другие истории” рассказывают о странных желтых созданиях, у части которых на животах есть звездочки. Обладатели звезд отмежевываются от тех, у кого их нет, и наоборот. В другой книжке “йонги” и “зуки”, живущие по разным сторонам гигантской стены, ненавидят друг друга, потому что по-разному едят хлеб с маслом. При этом каждая из сторон изобретает устройство Bitsy Big-Boy Boomeroo (что-то вроде “Большущий бумеранжище”), которое при пуске уничтожит оба лагеря.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: В Сети появились политические карикатуры на нового президента США

Есть еще Король Черепах Эртель – авторитарная фигура, которая заставляет своих подданых взбираться друг другу на спины, чтобы он мог влезть на получившуюся пирамиду и осматривать окрестности. На первом эскизе Эртель был изображен с усами, как у Гитлера. Но сейчас Король Черепах напоминает Майнеру другого политика – он говорит, что видит в нем Трампа. А изображение Кота в шляпе с подписью в стиле стихов Доктора Сьюза стало по-настоящему вирусным во время женских протестов в Вашингтоне.

010