15 марта российские СМИ заявили, что аналитики НАТО занялись изучением юмористических телепередач вроде “Вечернего Урганта” – чтобы понять, как они влияют на настроения общества. #Буквы вкратце пересказывают доклад Центра стратегических коммуникаций НАТО о юморе на российском ТВ и в украинских СМИ.

Для справки: Центр стратегических коммуникаций НАТО (Stratcom) является международной военной организацией, имеющей аккредитацию НАТО, но не подчиненной Альянсу. “Мы не финансируемся из бюджета НАТО и не говорим от имени этой организации”, – сообщается на официальном сайте Stratcom.

Центр – своего рода советчик НАТО по самым актуальным вопросам, которые в 2017 году включают “изучение российской информационной кампании в странах Балтии” и “ботоводство”.

Актуальной темой в Центре также считают “интерпретацию Россией событий Второй мировой войны”.

Помимо Латвии, финансовую поддержку Stratcom оказывают Эстония, Германия, Италия, Литва, Польша, Нидерланды и Великобритания.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Пропаганда Кремля: у Путина есть для каждого подходящее послание

Доклад “StratCom laughs” доступен на сайте организации. Он был подготовлен шестью исследователями под руководством майора Томаса Балкуса по запросу Министерства обороны Латвии и будет представлен на конференции в Латвийском университете 17 марта. Аналитика юмористических передач заняла, ни много ни мало, 150 с лишним страниц (работа над ним заняла полгода).

ЗАЧЕМ ЭТИ ЛЮДИ СМОТРЕЛИ ДЕСЯТКИ ВЫПУСКОВ “ВЕЧЕРНЕГО УРГАНТА”?

В эпиграф вынесен афоризм американского сатирика Джеймса Тербера, который поясняет, зачем вообще понадобилось столь серьезно подходить к такой легкомысленной теме: “Я думаю, что юмор – один древнейших ресурсов человечества, который нужно сохранить во что бы то ни стало”.

В частности, аналитики исследовали такие феномены:

Дискредитация западных политических лидеров в вечерних телешоу, транслируемых по центральному телевидению РФ;
КВН;
Использование юмора украинскими СМИ в целях контр-пропаганды.

В первой части доклада авторы сообщают нам, что в сфере политики юмор всегда ассоциируется с высмеиванием власти в ее различных проявлениях. Сами представители власти берут шутки на вооружение, когда не могут достигнуть своих целей путем рационального убеждения. При этом самые опасные аспекты юмора стали всерьез обсуждаться в 2015 году, после печально известного нападения террористов на офис Charlie Hebdo.

Вторая часть посвящена непосредственно телепрограммам “Первого канала”. Недавние исследования показали, что на российском ТВ преобладают развлекательные программы. В 2015 году сериалы и телешоу занимали почти половину эфира (обе категории – по 21%). При этом в Федеральном агентстве по массовым коммуникациям РФ утверждают, что такое деление эфира почти не менялось за последние годы, так что можно говорить о некой стабильной “жанрово-тематической модели национального телевидения”.

Stratfor проанализировали следующие вечерние телешоу “Первого канала”: “Прожекторпэрисхилтон”, “Вечерний Ургант”, “МаксимМаксим” и Yesterday Live. Все эти передачи так или иначе связаны с КВН или являются проектами бывших КВНщиков. Несмотря на то, что технически они базируются на западных моделях вроде “Шоу Джимми Фэллона”, такие программы создаются в расчете на иную аудиторию.

001

По мнению автора раздела, для таких шоу характерны следующие черты:

размывание границ между фактами и вымыслом, наряду с сокрытием информации или подачей ее в такой форме, которая меняет весь посыл новости;
обобщение (“мы”, “государство”, “нация”) и создание позитивного образа для этих “нас”. При этом к аудитории ведущие обращаются “ребята” и “друзья”;
укрепление советской идентичности, в рамках которой личность сама по себе не имеет ценности, а частная собственность рассматривается как нечто практически аморальное;
защита традиционных ценностей как гарантии выживания нации. В скетчах широко используются гендерные и этнические стереотипы;
смешение советских и современных элементов коллективной памяти, часто в форме “перепевок” всеми известных песен времен СССР для иллюстрации недавних инфоповодов;
акцент на иерархии, из-за которого в массовом сознании происходит нормализация тюремных “понятий” (некоторые телешоу даже используют бандитский жаргон).

На кого же рассчитана эта специфическая модель? Авторы проанализировали и аудиторию центрального российского телевидения. “Первый канал” – самый популярный в РФ. 95% его аудитории составляют взрослые, из которых 69% – женщины. Что касается аудитории передач вроде “Вечернего Урганта”, то их смотрят в основном люди 35-45 и 18-25 лет. При этом сам канал подчеркивает, что заграничная аудитория для него тоже важна: по словам “Первого”, она составляет 250 млн человек, из которых только 50 млн являются этническими россиянами.

КАК РОССИЙСКИЕ ШОУ ШУТЯТ НАД ЗАПАДНЫМИ ПОЛИТИКАМИ

В эфирах с мая 2008 по июль 2016-го среди иностранных политиков наибольшего внимания удостоились Барак Обама, Хиллари Клинтон, Франсуа Олланд, Николя Саркози, Сильвио Берлускони, Джордж Буш и Ангела Меркель (в последнее время, однако, на повестку дня вышел и Дональд Трамп).

В отношении американских политиков у российских сценаристов заготовлен один и тот же набор штампов: “необразованный, имеет физические недостатки, проблемы в личной жизни, ведет двойную жизнь”. Так, в одном из шоу Хиллари Клинтон представлена как человек, не владеющий географией и совершенно не заботящийся о том, в какую страну вторгнется США. В другом скетче рассказывается, как госсекретарь Джон Керри нашел в холодильнике отрезанную голову бородатого мужчины, которую якобы забыла Клинтон, ранее занимавшая этот кабинет – намек на причастность к убийствам на Ближнем Востоке. А вот надоевшие шутки о Бараке Обаме стали особо агрессивными в 2010 году, когда США заявили о планах по размещению антиракетных комплексов в Европе – именно тогда ТВ стало позволять себе шутить о цвете кожи президента.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Составлен рейтинг стран, наиболее уязвимых к российской пропаганде

Французским президентам не доставалось в скетчах даже такого сомнительного влияния: они – простые и не особо умные парни, которым приходится решать бытовые проблемы, но никак не лидеры влиятельной европейской страны. В одном эпизоде телохранитель Олланда сетует на то, что все его коллеги защищают жизни своих работодателей, тогда как он следит за тем, чтобы президент не ударился головой. Что касается Саркози, то он и вовсе не существует сам по себе – только в паре со своей женой, моделью Карлой Бруни.

В случае с Ангелой Меркель объектом шуток становится ее внешность; создатели шоу нередко ставят под сомнение сексуальность и женственность лидера Германии. В одном эпизоде Берлускони просит Меркель пересесть, потому что вскоре должна прийти более симпатичная на его взгляд Кристина де Киршнер, президент Аргентины. И если президент Франции списывается со счетов как подкаблучник, то Меркель как женщина и подавно не может быть политическим лидером.

002

Порция сексистских шуток досталась и министру обороны Швеции

В КАКИХ ЦЕЛЯХ ЭТО ДЕЛАЕТСЯ?

В докладе выделяется несколько целей, которые преследует российское телевидение:

Утверждение в массовом сознании верховенства лидера – можно шутить о Путине и “Ладе Калина”, но не о темных сторонах его президентства;
Оправдание внешней и внутренней политики, особенно когда нужно показать, что россияне не просто так терпят санкции. В одном из эпизодов “Вечернего Урганта” Кобзона приводят в пример как человека, который “живет и не тужит” без США;
Конструирование образа “врага”, дискредитирующего самих политических лидеров, их страны и окружение. Порой чужаков наделяют чертами, которые не чужды самим россиянам – теща Обамы консервирует овощи, а его дядю арестовывают за вождение в пьяном виде;
Образовательная функция. Аудитория должна знать, как интерпретировать те или иные события: так, в “Вечернем Урганте” есть рубрика “Взгляд снизу”, где дети комментируют новости. Одному из мальчиков демонстрируют портрет Клинтон с вопросом о том, есть ли у нее шансы стать президентом. “Я проголосую лучше за Путина”, – отвечает он;
Отвлечение внимания – создание надуманного повода для шуток (вроде внешнего вида политика или его сексуальной жизни) для того, чтобы зритель отбросил объективность и проявил эмоции.

Что касается КВНа, то его в Stratfor прямо называют “инструментом стратегической коммуникации”. КВН также делает особый акцент на взаимоотношениях “нас” и “их”, где “они” – это преимущественно США (до войны в Украине “ими” чаще был Евросоюз, в т.ч. Латвия). Социальные фунции “Клуба веселых и находчивых” во многом совпадают с вышеперечисленными. Но, кроме того, КВН – еще и особая бизнес-модель, приносящая своему создателю нешуточную прибыль: авторы доклада даже ссылаются на материал российского Forbes о “пирамиде Маслякова”.

А ЧТО ТАМ ГОВОРИТСЯ ОБ УКРАИНЕ?

003

“Украинскую” часть доклада написал политический аналитик Максим Кияк. Его статья посвящена тому, как украинские СМИ используют юмор для укрепления национальной солидарности и снятия стресса в условиях российской агрессии. По его словам, после Майдана целью горизонтально организованного гражданского общества стала борьба с вертикально организованной российской пропагандой.

При этом бороться приходится не только с официальной машиной пропаганды, но и с доморощенными КВНщиками из ОРДЛО. И те, и другие транслируют одинаковый месседж, во втором случае лишь реализованный на менее профессиональном уровне.

Не будем пересказывать шутки, которые им противопоставляют украинские СМИ, поскольку они – наша повседневная реальность. Подчеркнем лишь два важных вывода. Во-первых, юмор – универсальный фактор влияния, поскольку шутки распространяются быстро и без особых усилий. Во-вторых, в случае с Украинской контр-пропагандой они не только взывают к эмоциям, но и поощряют критическое мышление: порой российский месседж достаточно просто пересказать или “отзеркалить”, чтобы вызвать у публики улыбку.