16 марта на сайте Белого дома был опубликован документ под названием “Проект бюджета, призванный вернуть Америке былое величие”. Являясь лишь наброском к реальному плану федерального бюджета на 2018 год, он все же вызвал в США бурную реакцию. #Буквы решили разобрать этот документ, подробно остановившись на том, что произойдет с финансированием зарубежных проектов – в том числе и украинских, получающих средства от Агентства США по международному развитию.

Среди американцев наибольший резонанс вызвало предложение свернуть программы здравоохранения и финансировать пресловутое строительство “стены”, с одновременным резким повышением расходов на национальную оборону.

 НА ЧТО РАССЧИТЫВАТЬ АМЕРИКАНЦАМ

Документ начинается с обращения к Конгрессу. “Я адресую вам этот проект бюджета с тем, чтобы по-новому расставить приоритеты финансирования, сделав акцент на безопасности американского народа”. Реальным автором документа выступил глава кабинета по вопросам бюджетирования Мик Малвейни. Вот к чему призывает составленный им проект:

• На порядок увеличить расходы на оборону без роста госдолга;

• Серьезно увеличить расходы на контроль за иммиграцией для Министерства юстиции и Министерства национальной безопасности;

• Предусмотреть дополнительные затраты на строительство стены на границе с Мексикой, институт миграционных судей, увеличение вместимости мест содержания под стражей, патрулирование границы;

• Увеличить финансирование борьбы с преступностью и наркотической зависимостью;

• “Первым делом заботиться об Америке, оставляя все больше с трудом заработанных долларов на родине”.

Вот как выглядит получившийся проект.

статья4

Фигурирующие в одной из строчек “другие агентства” – это независимые агентства Федерального правительства. Трамп предлагает прекратить финансирование Фонда развития Африки (USADF), Комиссии по вопросам Аппалачского региона (ARC), Управления по химической безопасности (CSB), Корпорации по делам национальных и муниципальных служб (CNCS), Корпорации общественного радиовещания (CPB), Управления по делам региона дельты Миссисипи (DRA), Комиссии Денали (занимающуюся вопросами Аляски), Института по вопросам музеев и библиотек (IMLS), Межамериканского фонда (IAF), Агентства торговли и развития (USTDA), Корпорации юридического обслуживания (LSC), Национального фонда искусств (NEA), Национального фонда гуманитарных наук (NEH), NeighborWorks America (оказывает грантовую помощь развитию местных общин), Комиссии по вопросам общин на границе с Канадой (NBRC), Корпорации частных зарубежных инвестиций (OPIC), Института мира Соединенных штатов Америки (USIP), Межведомственного совета по вопросам бездомных (USICH) и Международного центра поддержки ученых имени Вудро Вильсона. Итого – 19 федеральных организаций и минус $2,6 млрд.

статья5

Если Дональд Трамп готов недрогнувшей рукой вычеркнуть из федерального бюджета десятки национальных грантовых программ, то в свете лозунга “Америка прежде всего” неудивительно, что зарубежные программы пострадают еще сильнее.

ЧЕГО ЖДАТЬ ОСТАЛЬНОМУ МИРУ

“Проект бюджета направлен на сокращение или прекращение прямого финансирования иностранных организаций, чья деятельность не направлена на значительное продвижение внешнеполитических интересов США, а также организаций, которые дублируют функции других или плохо управляются”, – говорится в соответствующем разделе. Другими словами, Госдеп и USAID должны ориентироваться на интересы США и стать более эффективными.

Государственный департамент и USAID могут рассчитывать на $25,6 млрд – это на $10,9 млрд меньше, чем в 2017 году. На зарубежные программы Министерства финансов США Трамп просит выделить $1,5 млрд – это на $803 млн меньше, чем в текущем бюджете.

Вот как Трамп предлагает распределить новый, аскетичный бюджет Госдепартамента:

• По-прежнему выделять крупные средства на безопасность посольств. На строительство и содержание нового консульства в Бенгази (Ливия) необходимо $2,2 млрд;

• Выделить $3,1 млрд на поддержку обороны Израиля;

• Прекратить финансирование программ ООН, занимающихся вопросами изменения климата;

• В целом существенно сократить финансирование ООН и аффилированных агентств – бюджет ООН должен быть распределен более справедливо между членами организации, при этом США выделит на миротворческие цели не более 25%;

• Выполнить обязательство по выплате $1 млрд Глобальному альянсу по вакцинам (GAVI);

• Сохранить финансирование программ по лечению ВИЧ/СПИД, туберкулеза и малярии;

• Чаще оказывать военную помощь в форме займов, а не на бесплатной основе;

• Выделять достаточно средств на гуманитарные цели;

• Сократить финансирование Программ образования и культурного обмена Государственного департамента США (ECE). Дополнительные ресурсы должны пойти на Программу Фуллбрайта, которая обеспечивает связь американцев с будущими мировыми лидерами;

• В ближайшие 3 года сократить финансирование структур вроде Всемирного банка на $650 млн.

ЧЕГО ЖДАТЬ УКРАИНЦАМ

Для того, чтобы оценить влияние таких перемен, достаточно заглянуть в неполный реестр проектов международной технической помощи, который ведет МЭРТ. Под угрозой оказываются такие проекты, как, например, программа ПРООН по демократизации Украины, в рамках которой в период с 2013 по 2016 гг. общественным организациям выделено $4,41 млн.Урезание финансирования программ ООН Соединенными Штатами может положить конец и таким, к примеру, проектам:

статья6

Стипендия имени Фуллбрайта, которую Трамп хочет оставить неприкосновенной, за период с 2002 по 2019 год обойдется бюджету США в $13,2 млн. Реципиентами в ее случае являются многочисленные аспиранты. А вот бюджет “Программы лидерства и привлечения инвестиций” (1994-2023) и распределяемый между многочисленными ГО, составляет $150 млн.

В то время как медицинские программы USAID в Украине, вероятно, останутся неприкосновенными, судьба программ вроде “Украинского медиа-проекта”, финансирование которого истекает в сентябре 2018 года, остается неизвестной. В рамках “У-Медиа” получателями средств за последние 6 лет выступали “Интерньюс-Украина”, Институт демократии им. Орлика, Институт массовой информации, Детектор Медиа и др. В то время как такие проекты продвигают демократические ценности (что говорит в их пользу, по мнению Трампа), его кабинет может счесть их полезность для интересов США незначительной, а сами организации – дублирующими друг друга. И так – с каждой статьей расходов Государственного департамента. Неясной также остается судьба различных гендерно-ориентированных программ. А поездка за границу в рамках культурного обмена наверняка станет практически недостижимой целью.

Напомним также, что в конце 2018 года истекает многомиллионная программа передачи военной техники США иностранным государствам.

Безусловно, подаваемый президентом США план – это лишь рекомендации Конгрессу, и распределением финансов будут заниматься именно законодатели. Не исключено, что они прислушаются к нему лишь выборочно (например, одобрив увеличение расходов и отказавшись от рекомендованного сокращения – однако это будет стоить США весьма дорого). Как бы там ни было, за Трампом остается право вето, а свой внешнеполитический курс он уже недвусмысленно очертил.