18 мая в Украине отмечают День памяти жертв геноцида крымскотатарского народа и День борьбы за права крымскотатарского народа. #Буквы собрали шокирующие, но важные факты о депортации крымских татар и ее последствиях.

 1. ДЕПОРТИРОВАЛИ ДАЖЕ ВЕТЕРАНОВ

Общеизвестно, что формальным поводом для депортации крымских татар – коренного народа Крыма – стало обвинение в коллаборационизме. В постановлении Государственного комитета обороны СССР № ГОКО-5859 от 11.05.1944 о выселении крымских татар с исторической родины утверждалось, что многие из них предавали Советский союз, переходили на сторону противника и даже вступали в немецкие карательные отряды. Что хуже, “крымские татары особо отметились своими жестокими расправами с советскими партизанами и помогали немецким оккупантам в деле организации насильственного вывоза советских граждан в немецкое рабство”, утверждали авторы документа. В их представлении депортация была симметричным ответом.

001 2

Но следует помнить, что до войны и в период с 22 июня 1941 до 9 мая 1945 в РККА из Крымской АССР было в общей сложности призвано около 21 тыс. крымских татар.  В ходе войны на территории автономной республики было сформировано четыре Крымских дивизии. Одна из них (Евпатория) была почти сразу расформирована из-за нехватки оружия, но эта проблема вскоре сказалась и на обороноспособности других звеньев. Большинство мобилизованных татар, впрочем, воевало не на территории АССР, а на Закавказском и Юго-Западном фронтах.

Многие советские историки приводили цифру – около 20 тыс. крымскотатарских дезертиров. В постсоветское время украинские историки приходят к выводу, что это цифра завышена в разы. В период боев за Крым без вести пропало не более 4,9 тыс. крымчан, причем невозможно утверждать, что все они перешли на сторону врага – вероятно, многие как раз-таки присоединились к партизанским отрядам. При этом в ходе войны погибли более 3 тысяч крымских татар.

002 2

Семью известного советского летчика Амет-хана Султана также депортировали

Демобилизованных тоже подвергали депортации – число депортированных крымских татар-ветеранов оценивается почти в 9 тыс. человек. Людей, эвакуировавшихся из Крыма до начала оккупации и вернувшихся домой к весне 1944 года, также выслали.

2. НА СБОРЫ ДАВАЛИ 15 МИНУТ

Когда вечером 17 мая солдаты на грузовиках начали прибывать в некоторые деревни, татары, по обычаю, предлагали им разделить стол, вспоминает Сабе Усеинова. Но к 19:00 гости перешли на официальный тон и стали прикладами выгонять людей из домов. Многие в суматохе не успевали взять с собой документы.

Время, отпущенное на сборы, зависело от прихоти командующего группой солдат, поскольку предписанные 2 часа на сборы практически никому не давались. Правда, есть свидетельство о том, как семье Чайлака было позволено напечь перед отправкой лепешек – как раз примерно 2 часа отсрочки. Обычно давалось 10-15 минут, а порой и того меньше: в Ак-Баше – 7, в Бахчисарае – 5.

Понятно, что собрать за такой промежуток времени дозволенные 500 кг вещей на семью представлялось невозможным. Любые официальные разрешения, включая положенные спецпоселенцам пайки, превращались в насмешку.

3. ВСЕГО БЫЛО ДЕПОРТИРОВАНО БОЛЬШЕ 190 ТЫС. ГРАЖДАНСКИХ

В телеграмме НКВД на имя Сталина сообщалось, что из Крыма депортировали 183 155 человек (после демобилизации в 1945 году эта цифра увеличится). Большую часть крымских татар (151 тыс.) выслали в Узбекистан. Меньшие группы оказались в Казахстане, Таджикистане, Марийской АССР и на Урале.

“В ходе выселения татар арестовано антисоветских элементов 1137 чел, а всего за время операции 5989 чел”, – сообщалось в телеграмме от 20 мая 1944 года, адресованной Берии.

Общее число депортированных в ней составляет уже 191 тыс. Последний поезд пришел к местам спецпоселения 8 июня. В этот день сам товарищ Берия докладывал из Ташкента, что умер в пути 191 человек – т. е. примерно каждый тысячный. Несомненно, эта цифра существенно приуменьшена.

Люди в поездах умирали не только от голода (некоторые за весь путь получали казенную еду только раз), жажды, духоты, разнообразных болезней, но и от катастрофического стресса. Многочисленные свидетельства о трупах, выталкиваемых из окошек под крышей вагона, а в лучшем случае – оставленных без похорон где-то на полустанке, подтверждают тот факт, что смерти исчислялись тысячами. По подсчетам историков, за время транспортировки погибло более 7,8 тыс. человек.

Депортация крымских татар. Инфографика

Инфографика: Укринформ

4. АРАБАТСКИХ ТАТАР ЗАБЫЛИ ВЫСЛАТЬ – А ВСПОМНИВ, РАСПРАВИЛИСЬ С НИМИ

Из-за отсутствия документальных свидетельств многие считают трагедию на Арабатской стрелке мифом. Речь идет о крымских татарах, проживавших вдоль узкой полоски суши у Азовского моря. По какой-то причине жители Арабатской стрелки избежали депортации. Когда в 1945 году Богдану Кобулову доложили об упущении, он приказал очистить местность в течение двух часов (впоследствии срок был увеличен до суток). Немногочисленных крымчан собрали на пристани, погрузили в трюм старой баржи – или нескольких, – после чего отбуксировали в море и открыли кингстоны, задраив верхние люки.

Хотя о реальности и масштабах этого трагического эпизода сложно говорить наверняка, в пользу его правдивости говорят похожая акция в чеченском ауле Хайбах, где местных жителей, которых невозможно было вовремя депортировать, сотрудники НКВД сожгли в одной из конюшен.

Инсталляция

Инсталляция Романа Михайлова “Радиф. Последний ребенок” – книга, которая сделана из металла железнодорожных грузовых вагонов, использовавшихся во время депортации

5. СПЕЦПОСЕЛЕНЦЕВ ОТПРАВЛЯЛИ В ТИФОЗНЫЕ СОВХОЗЫ

Заболеваемость крымских татар по сравнению с жителями Узбекистана была огромной. Главным разносчиком болезней, в том числе малярии и дизентерии, была грязная вода. Кроме того, советские власти пренебрегли опасностью распространения карантинных болезней. Еще до прибытия составов в Москву была отправлена телеграмма о том, что ни один населенный пункт Керменинского района Узбекистана не готов к приему поселенцев. Причина – распространение в нем двух форм тифа (Ф-1 и Ф-5). Обе формы крайне опасны и легко передаются от человека к человеку. Больные должны были быть полностью изолированы – но ничего подобного, конечно, не случилось. Крымские татары были отправлены в страдающие от тифа совхозы, не получали надлежащей медицинской помощи и умирали целыми семьями. В 1944-48 гг. смертность среди них была выше рождаемости почти в 7 раз.

Крымские татары в Узбекистане

Крымские татары в Узбекистане

6. ПРОПАГАНДА СТИГМАТИЗИРОВАЛА ДЕПОРТИРОВАННЫХ ТАТАР – И НЕ ТОЛЬКО КАК “КОЛЛАБОРАЦИОНИСТОВ”

Вдоль маршрута следования поездов с населением проводилась “разъяснительная работа”. Причём крымских татар выставляли не просто предателями социалистической родины и пособниками Гитлера, но буквально некими фантастическими чудовищами: опасными звероподобными существами и даже каннибалами. Историк Валерий Возгрин рассказывает: “В Андижане какая-то узбечка долго щупала голову сынишки Асанова Муртазы, пытаясь обнаружить рожки, хотя бы и маленькие совсем”. Местные или старались держаться от проходивших по станциям поездов подальше, или наоборот, заготавливали камни, чтобы швыряться в пришлых.

Житель пристанционного поселка Боз-Су вспоминал: “Все притихли. Ждали, когда откроется дверь. И вот сопровождающий открыл дверь, и весь народ подался вперёд — каждый со своим оружием. То, что предстало перед нашими глазами, описать сразу нельзя. Этого я до сих пор забыть не могу. Эти глаза, эти лица, эти живые трупы, смотревшие на нас из товарных вагонов, еле приподнявшись от пола на руках. Эти полуживые люди и сейчас у меня перед глазами и всегда они, всю мою жизнь встают передо мной, когда я смотрю в глаза крымских татар пожилого возраста. Мне кажется, что именно их я видел тогда на перроне”.

7. ТЫСЯЧИ УНИЧТОЖЕННЫХ БИБЛИОТЕК

Конечно, сталинская политика в отношении крымских татар не ограничивалась одним лишь физическим перемещением и уничтожением. Геноцид имел и свой культурный аспект. Было ликвидировано более 500 сельских национальных библиотек, 861 школьная (вслед за самими школами), несколько крупных библиотек и более 100 обширных частных коллекций. Книги на крымскотатарском языке, хранившиеся в русских библиотеках, также подверглись уничтожению – как правило, их сжигали.

Открытка. 1910 год

     “Крымские татары. Кто в Крыму не бывал, красоты не видал”. Открытка Е.М. Бем (1910)

Библиотечную коллекцию “Таврика” XIX века, куда входили редкие книги, рукописи, карты и рисунки, разграбили еще в начале оккупации Крыма, однако немцы не интересовались вывозом книг на языке крымских татар, а советское руководство – их спасением. В мае 1944 года оставшиеся книги жгли во дворе Центрального республиканского музея. Большинство дореволюционных и средневековых рукописей тоже не пережили этот период.

8. ПОЗЖЕ ВСЕХ ВЕРНУЛИСЬ НА РОДИНУ

Как известно, депортации в 40-х годах подверглись не одни лишь крымские татары. В 1944 году высланы были также крымские армяне, греки и болгары. Но, в отличие от них, вернувшихся на родину в конце 50-х, татары формально были лишены такого права до 1974 года (в действительности – до 1980-х). Многие спецпоселенцы элементарно не имели материальной возможности вернуться.

Часто крымскотатарские сироты, содержавшиеся в детских домах, получали русские или узбекские фамилии. Позже это не позволяло им установить связь с родственниками.

9. СТАРЫЕ ТОПОНИМЫ ТОЖЕ НЕ ПОЩАДИЛИ

Крымских татар не просто разлучили с семьями и оторвали от дома. Сама память о них должна была быть уничтожена, вплоть до статьи из Большой советской энциклопедии. Большинство географических названий было “советизировано”.

В 1944–1945 гг. в Крыму переименовали 11 райцентров (Лариндорфский район стал Первомайским, Ак-Мечетский – Черноморским) и 327 сел. Иногда комиссии по переименованию выбирали традиционные “красные” топонимы, но порой на свет появлялись вычурные названия вроде Нового мира, Буревестника и Жемчужины.

Карта Крыма 1922 год

Фрагмент карты Крыма крымского статистического управления 1922 года

В сентябре 1948 года Сталин побывал в Крыму, и после его встречи с секретарем Ялтинского горкома партии было принято постановление “О переименовании населенных пунктов, улиц, отдельных видов работ и других татарских обозначений”. Местные органы власти были вынуждены выбирать новые имена даже для гор и рек. В ходе последнего переименования новые имена получили 1062 населенных пункта и более тысячи природных объектов – около 80 % всего их числа. В 50-х процесс замедлился, хотя мыс Топрак-Кая все-таки успел стать Хамелеоном.

“Село Биюк-Яшлав, бывшее имение крымскотатарских дворян, назвали Репино, потому что там когда-то якобы был художник Репин, — рассказывает историк Гульнара Бекирова. — Но такая продуманность — редкость, обычно процесс был хаотичным”.

10. ПРЕСЛЕДОВАНИЯ КРЫМСКИХ ТАТАР КАК ЭТНОСА НЕ ЗАКОНЧИЛИСЬ С XX ВЕКОМ

В 2014 году Мустафа Джемилев отмечал, что во властных кругах РФ задумываются о “создании условий, которые максимально обеспечат выход крымских татар из Крыма”. Слишком часто можно услышать о новых обысках, исчезновениях крымских татар и их притеснениях на аннексированном полуострове. Так, о новой волне репрессий сообщали 8 мая, когда российские силовики увезли в неизвестном направлении сына главы районного меджлиса Ильвера Аметова.

Сам Меджлис признан в России экстремистским объединением. По мнению европейских правозащитников, это противоречит указу о реабилитации народов Крыма, который Путин подписал после аннексии полуострова.

В 2016 году вице-спикер т. н. госсовета Крыма Ремзи Ильясов заявил, что крымские татары не будут проводить 18 мая крупные траурные митинги. “Договорились, что ту инициативу, которая была подана в прошлом году, продолжить в этом году и спокойно провести этот день, вспоминая всех наших родных и близких, которые не дожили до возвращения в Крым”, – заявил он.

На деле это означает негласный запрет на проведение крымскими татарами массовых собраний.

В Киеве, напротив, проводятся акции в поддержку татар, а Верховная Рада почтила жертв геноцида минутой молчания. Как и крымские татары, многие украинцы лишены возможности вернуться на родину, поэтому солидарность и общая память важны как никогда.