“Когда ты это сделаешь?” – пишет 18-летняя Мишель своему бойфренду. В ее словах – сплошное нетерпение. Она интересуется не тем, когда Конрад позовет ее гулять или познакомит со своими друзьями. Под “этим” подразумевается самоубийство. “Я не знаю, как брошу свою семью”, – оправдывается Конрад. “Скажи, что идешь в магазин или что-то типа того”, – хладнокровно отвечает подружка. 16 июня Мишель была признана виновной в непреднамеренном убийстве; ей грозит до 20 лет заключения. #Буквы собрали историю событий трехлетней давности и мнения, которые звучат после недавнего вердикта – как выяснилось, убийцей девушку считают далеко не все.

 

ДЕВОЧКА-СМЕРТЬ

“Доктор Смерть” – прозвище многих серийных убийц и пропагандистов эвтаназии (зачастую – в одном флаконе). На счету Мишель Картер, которой сейчас 20 лет, одна жертва, но над ней девушка трудилась долго и упорно. Все дело в том, что ее бойфренд Конрад Рой не хотел умирать. Или хотел, но передумал. Однако отступать было поздно.

С миловидной блондинкой Мишель Картер он познакомился в старших классах. Начало этой истории похоже на романтическое клише из подростковой книги: двое подростков встречаются на каникулах, потом разъезжаются по своим городам и вечерами бесконечно переписываются. С момента своего знакомства эти двое виделись лишь пару раз, но успели обменяться тысячами сообщений и признаться друг другу в любви.

Конрад Рой и Мишель Картер

Проблема в том, что оба страдали психическими расстройствами. У Конрада была диагностирована депрессия. В 17 лет он был госпитализирован в результате передозировки ацетаминофеном. С тех пор визиты к психотерапевтам стали для него привычными. После развода родителей он уже пытался покончить с собой и называл себя “ничтожеством”, “жертвой аборта”. Аптечка Мишель тоже пестрела сильными препаратами. Ее преследовали сильная тревожность и неудовлетворенность собственной внешностью. Однако поначалу Мишель считала себя единственным человеком, способным спасти Конрада. “У меня свои проблемы, но если меня не будет, он покончит с собой”, – писала она подруге.

Мишель Картер

CHARLES KRUPA/ASSOCIATED PRESS

По словам судебного психиатра, толчком к переосмыслению своей роли в жизни Конрада для девушки стала смена препарата – вместо флуоксетина она стала принимать циталопрам. С тех пор Мишель вжилась в роль ангела смерти, а своим долгом считала “помочь” парню уйти. Она перечисляла подходящие способы суицида и отметала возражения.

Финальный акт драмы начался 10 июля 2014 года, когда Мишель предложила Конраду пустить угарный газ в салоне автомобиля. Впоследствии была опубликована их переписка, которая проливает свет на последние часы жизни парня. Приводим ее частичный перевод:

001

002

003

004

005

006

007

008

009

После того, как Конрад сел в машину, он получил от подруги еще несколько мотивирующих сообщений. На последние из них – в которых Мишель писала, что любит его, и что ей страшно, – Конрад уже не ответил. Однако обвинение отметило, что Мишель заставила парня вернуться в машину, когда он попытался выйти. 12 июля Конрад умер от отравления угарным газом. На следующий день его тело обнаружила полиция. За истекшее время Мишель никому не сообщила о том, что случилось с ее товарищем.

Конрад Рой_2

Фото из семейного архива

Впоследствии она писала подруге: “Я только что говорила с матерью Конрада. Она сказала, что детективы обыщут его вещи. Так происходит при самоубийствах и убийствах. Она говорит, что они полезут в его телефон узнать, не подтолкнул ли его кто-то. Сэм, они прочтут наши сообщения, и мне конец. Его семья меня возненавидит, и я сяду в тюрьму”.

Жуткие эпизоды не прекратились даже после смерти парня. 13 июля девушка написала в Twitter: “Прекрасный человек, ты ушел так рано… Я навсегда запомню твой свет и твою улыбку. Ты навсегда в моем сердце. Люблю тебя, Конрад”. 16 июля: “Никогда не смогу понять, почему так случилось”.

Мишель организовала благотворительный спортивный турнир в память о Конраде, называя себя “борцом против самоубийств”, чья цель – спасти как можно больше других жизней.

16 июня 2017 года Картер признали виновной в непредумышленном убийстве. До 3 августа она находится на свободе и не имеет права вступать в контакт с семьей покойного. Максимальный срок заключения, который ей грозит, – 20 лет тюрьмы.

РЕАКЦИЯ ОБЩЕСТВА: КАЗНИТЬ НЕЛЬЗЯ ПОМИЛОВАТЬ?

После оглашения вердикта американская пресса изучила эту историю трехлетней давности вдоль и поперек. Среди журналистов и членов гражданских организаций есть как люди, выступающие за самое суровое наказание для Картер, так и ее активные защитники.

Американский союз гражданский свобод возмущен судебным решением, поскольку оно “вредит свободе слова” и может создать прецедент, нарушающий Первую поправку. Даниэль Сайтрон, автор книги “Киберпреступления на почве ненависти”, с ними не согласна: по ее словам, с речью или текстом связан 21 тип преступлений – включая угрозы и вымогательство, и Первая поправка их не защищает.

“Эта история нова лишь постольку, поскольку в ней задействованы технологии. Преступления, совершаемые с помощью слова, появились одновременно с самой преступностью”, – считает преподаватель Юридической школы Вашингтонского университета Нил Ричардс.

Мишель Картер_2

Преподаватель уголовного права в Университете Мэриленда Дэвид Грей, в свою очередь, говорит, что причинно-следственные связи подобного рода заставляют судей ломать головы десятилетиями. И вспоминает самого известного обладателя прозвища “доктор Смерть” – врача Джека Кеворкяна, позволявшего смертельно больным пациентам использовать его “машину смерти”. Он был оправдан на основании того, что не принимал непосредственного участия в убийстве пациентов и не подталкивал их к финальному выбору.

Одно из региональных американских изданий опубликовало заметку “13 причин, почему не нужно: в защиту Мишель Картер” (по аналогии с популярным сериалом Netflix “13 причин почему”, где девушка перед самоубийством записывает кассеты с объяснением своего поступка). “Вернуться в машину было его выбором, – пишет колумнист. – Он воспользовался полной свободой самовыражения, а вину за это возложили на Картер. Это большая судебная несправедливость, которая снимает с Конрада личную ответственность”.

О моральной стороне осуждения Мишель высказался даже Cosmopolitan в статье “Мишель Картер – не убийца”. “Классический случай непреднамеренного убийства – когда пьяный водитель насмерть сбивает пешехода. Он не хотел лишить кого-то жизни, однако его необдуманные, безрассудные действия привели к смерти человека. Но если бы убийца был трезвым, его жертва осталась бы в живых. Что касается Картер, то она действительно подталкивала Роя к суициду. Но в сослагательном наклонении проблема становится сложнее: если бы она этого не делала, был бы Рой сейчас жив?” Эта точка зрения совпадает с линией защиты девушки, которая гласит, что Мишель не столько подталкивала парня к самоубийству, сколько сопровождала его на пути к этому – неотвратимому – решению.

Прокуроры же утверждают, что обвиняемая жаждала внимания и хотела оказаться в роли убитой горем подружки.

Продолжение истории последует 3 августа, но уже давно очевидно, что ни жизнь семьи Конрада, ни жизнь самой Мишель не будет прежней. А приговор, возможно, в чем-то изменит и само общество, в котором они живут.