Утром 28 июня 1996 года была принята Конституция Украины. Путь к ней, а в особенности финальное парламентское заседание – эпизоды нашей истории, наполненные  ожесточенными спорами, манипуляциями и настоящими подвигами. #Буквы вспоминают исторических предшественников современной Конституции, рассказывают о странных предложениях, которые в нее не попали, и дальнейшей судьбе документа.

 

1. “ПЕРВУЮ УКРАИНСКУЮ КОНСТИТУЦИЮ” СТОРОЖАТ ШВЕДЫ?

Берегут как зеницу ока! Речь о документе, составленном в 1710 году украинским гетманом Филиппом Орликом – его латинская версия хранится в Национальном архиве Швеции, где Орлик жил в изгнании.

Конституция Орлика

Этот документ считается первой европейской конституцией современного образца (с разделением на три ветви власти), поэтому в демократической Швеции к нему относятся весьма трепетно, а к 300-летию Конституцию Орлика даже удостоили персональной экспозиции. В городе Кристианстаде, ставшем временным прибежищем гетмана, ему установлена памятная скульптура в виде раскрытой книги.

Украинский конституционный процесс возобновился в XX веке: в частности, были приняты конституции УНР и ЗУНР. Однако перед тем как был принят документ, утверждение которого мы празднуем 28 июня, стране пришлось пережить несколько лет конституционного (вернее, безконституционного) кризиса.

2. ПЯТЬ ЛЕТ БЕЗ КОНСТИТУЦИИ

Основные идеи будущего документа были утверждены еще в 1991 году, но до 1996-го Украина де факто жила согласно Конституции УССР 1978 года. В январе 1992 под руководством политика и правоведа Леонида Юзькова был составлен проект Конституции, однако лавина других реформ преградила путь этому процессу. Дело сдвинулось с мертвой точки после избрания президентом Леонида Кучмы и созыва новой Конституционной комиссии – но лишь для того, чтобы снова забуксовать: на этот раз – из-за политического конфликта между Кучмой и парламентом, спикером которого на тот момент был Александр Мороз. В июне 1995 года парламент и президент, стремившиеся распределить будущие полномочия каждый в свою пользу, подписали Конституционный договор, согласно которому основной закон нужно было принять в течение года.

Конституционный договор

3. ШЕСТЬ ТЫСЯЧ ПРАВОК

Именно столько суждено было рассмотреть до окончательного принятия проекта. Проект Кучмы, в котором парламентарии видели угрозу создания “суперпрезидентской республики”, должен был фактически родиться заново. К моменту, когда депутаты приступили к согласованию текста Конституции, все остальные государства – бывшие члены СССР – уже обзавелись своими конституциями. Украинским же законодателям же предстояло разобрать тысячи вопросов, среди которых не было второстепенных.

правки к Конституции

“Верховная Рада” или “Народная”? Как назвать этот комитет? А ту комиссию? Иногда обсуждение грозило вылиться в драку. Некоторые моменты, о которых вовремя не вспомнили, или за которые никто не хотел брать на себя ответственность, дописывались “на лету”: так было с положениями о Крыме и Генеральной прокуратуре. Кстати о прокуратуре…

4. “ОТСЮДА ОДНА ДОРОГА – ИЛИ В ЗАГС, ИЛИ К ПРОКУРОРУ”

Так, цитирую советскую комедию, Александр Мороз мотивировал депутатов, которые 27 июня наконец-то собрались принимать окончательный вариант Конституции. Тем, кто покинет здание, спикер пригрозил лишением мандата. В случае, если бы заседание Рады не увенчалось успехом, Кучма вынес бы собственный вариант документа на референдум.

Утром Мороз пообещал депутатам, что служебный транспорт дождется окончания их рабочего дня – мол, работайте не спеша, – но в действительности ехать по домам им предстояло лишь на следующее утро. Голосование продлилось целые сутки – это самое длинное заседание Верховной Рады за ее историю.

5. РАСКРЕПОЩЕНИЕ ЖЕНЩИН И МАЛИНОВЫЙ ФЛАГ

Противостояние депутатов-демократов с коммунистами особенно сильно вспыхнуло еще на этапе согласования в комиссии, когда пропустившие ряд заседаний левые все же подключились к работе и пожелали начать обсуждение статей заново. В судьбоносные дни принятия Конституции – 27-28 июня – продолжились препирательства по отдельным статьям. Споры были как идеологического, так и чисто популистского характера.

Кто-то требовал сделать государственным флагом малиновое полотнище Войска запорожского, или как компромисс “разбавить” желто-синий флаг красной полоской. Один из депутатов с трибуны предложил прекратить рабство, в котором находится украинская женщина, и установить для нее 6-часовой рабочий день. Мороз саркастически заметил, что трансляция заседания не ведется, так что избирательницы подобных предложений не оценят.

6. …И СЕМЬ ЛЕТ БЕЗ ГИМНА

Флаг был не единственным камнем преткновения. Тарас Черновол пересказывал воспоминания своего отца Вячеслава, депутата ВР II созыва, о комическом обсуждении будущего герба: по его словам, “безграмотные” противники украинской национальной символики не разобрались, что из себя представляет малый герб, думая, что это какой-то номинальный символ, и одобрили так претивший им трезубец.

Многих коммунистов смущали слова “Ще не вмерла Украина…”, тогда как против музыки Михаила Вербицкого никто не высказывался. С “наполнением” гимна было решено повременить, и его текст был официально утвержден Радой лишь в 2003 году.

7. КРЫМ В ПОДАРОК НА ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ

Положения по Крыму принимались одним пакетом с государственной символикой, но вызвали еще больше прений. Депутаты левого толка настаивали на автономном статусе полуострова, их оппоненты хотели видеть Крым одной из областей без местного парламента. Тут уж никто не хотел идти на компромисс, и хрипнущие, уничтожавшие чашку за чашкой кофе депутаты проспорили до семи утра.

“Чего вам еще надо?” – трагически вопрошал с трибуны Марчук. Виктор Мусияка, в свою очередь, вспоминает, как сонный обратился к коллегам: “Там седьмой час уже, а мне сегодня 50 стукнуло. Кто меня уважает – проголосуйте, пожалуйста”. 302 голоса, решение принято.

8. МОГЛИ БЫ ПРАЗДНОВАТЬ ДВА ДНЯ

Депутат из Хмельницкой области с характерной фамилией Свято выступил с предложением сделать государственным праздником 27 июня наравне с 28-м. “В Швейцарии провели референдум, чтоб на час сократить рабочий день, и люди проголосовали против, – пожурил спикер инициаторов. – А мы сейчас, будучи часто без работы, думаем, что можем неделями гулять”. Статус праздника получил лишь решающий день голосования.

9. “А ЧТО ЭТО ВЫ ТУТ ДЕЛАЕТЕ?”

В день принятия Конституции среди депутатов был еще один именинник – вице-спикер Александр Лавринович, – однако в зале он отсутствовал: сдавал в Харькове экзамены. Коллега Игорь Колиушко со смехом вспоминает, с каким недоумением Лавринович встретил по дороге на работу депутатов, фотографировавшихся на ступеньках перед Радой, пивших шампанское и качавших на руках главу рабочей группы Михаила Сироту, который сутки бессменно докладывал с трибуны по каждой статье документа.

принятие Конституции

Фото: “Укринформ”

10. БОРЬБА ПРОДОЛЖАЕТСЯ

Первая попытка изменения принятой в 1996 году Конституции была предпринята спустя 4 года, и оказалась безрезультатной – Леониду Кучме не удалось путем референдума расширить президентские полномочия. Конституционная реформа состоялась лишь в 2004 году, однако результат ее был противоположный изначальному замыслу Кучмы: полномочия президента были урезаны, в то время как парламент получил большую свободу действий. В 2010 году  Виктору Януковичу удалось добиться “отката” Конституции до версии 1996 года – а значит, вернуться к президентско-парламентской форме правления. После Евромайдана и прихода новой власти Украина вновь вернулась к парламентско-президентской модели, и с тех пор в Конституцию изменения вносились дважды: в части децентрализации и в части судоустройства.