Месяц назад мы рассказывали о заявлении Александра Турчинова по поводу “нового формата АТО” и о том, какие политические мотивы могут стоять за разными законопроектами о реинтеграции Донбасса. С тех пор официальный текст законопроекта СНБО так и не появился, однако сегодня его текст оказался в распоряжении РБК. #Буквы рассказывают, какие перспективы он готовит для временно оккупированных территорий на востоке Украины.

НЕОБХОДИМОСТЬ ЗАКОНОПРОЕКТА

Законопроект, разработанный Советом национальной безопасности и обороны, носит название “Об особенностях государственной политики по восстановлению государственного суверенитета”.

При его составлении авторы руководствовались положениями Конституции Украины, Декларации принципов международного права, ст. 3 Резолюции №3314 Генассамблеи ООН, Гаагской и Женевской конвенций, а также Устава ООН, согласно ст. 51 которого государство имеет суверенное право на самооборону.

Поводом для появления законопроекта стала непрекращающаяся военная агрессия РФ против Украины, временная оккупация части украинской территории с помощью сил регулярной армии РФ, узурпирование оккупационной администрацией власти на удерживаемых ею территориях и грубое нарушение российскими оккупационными властями и подконтрольными им незаконными вооруженными формированиями Минского протокола от 5.09.2014, Минского меморандума от 19.09.2014 и Минского “Комплекса мер” от 12.02.2015. Подобные нарушения выражаются в следующем:

• Систематические обстрелы ВСУ, гражданских объектов и инфраструктуры;

• Попытки навязать отдельным районам Донецкой и Луганской областей российское законодательство и систему налогообложения;

• Требования о перерегистрации местных предприятий и уплате ими налогов в оккупационную казну; фактическая экспроприация отдельных компаний под предлогом “внешнего управления”;

• Введение в оборот российского рубля в качестве единой валюты;

• Выдача и признание незаконных идентификационных документов, а также транспортных номерных знаков.

ЧТО ОН ПРЕДЛАГАЕТ В ЧАСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТАТУСА ОРДЛО?

Признать части Донецкой и Луганской областей территориями, временно оккупированными Российской Федерацией. Таковыми признаются сухопутные территории, на которых действуют формирования Вооруженных сил РФ и подконтрольные им незаконные бандформирования; внутренние воды, прилегающие к этим территориям, и воздушное пространство над указанными районами. Соответствующие границы будут устанавливаться с подачи Генштаба ВСУ Министерством обороны Украины, на которое возложена задача по их актуализации.

В документе еще раз подчеркивается, что государство Украина не несет ответственности за незаконные действия оккупантов на перечисленных территориях.

Это не первая попытка придать ОРДЛО соответствующий статус – в мае нардепом Мустафой Найемом был зарегистрирован законопроект 6400-2 “О временно оккупированной Российской Федерацией территории Украины”.

По словам секретаря СНБО Александра Турчинова, признание некоторых территорий Донбасса оккупированными необходимо для четкого определения государственной политики по их освобождению. Поэтому один из пунктов документа предлагает:

Определить государственную политику по восстановлению государственного суверенитета на этих территориях. Ее целями провозглашаются освобождение этих территорий и восстановление на них конституционного порядка; защита прав и свобод граждан, укрепление независимости и территориальной целостности Украины. Основой защиты граждан, в частности, должно быть обеспечение социально-экономических связей, предоставление гуманитарной помощи, доступ к украинским СМИ и реализация способов юридической защиты, определяемых Министерством по вопросам временно оккупированных территорий. Кабмин осуществляет мониторинг за соблюдением этих прав и предоставляет собранную информацию профильным международным организациям.

Установить особый правовой режим на временно оккупированных территориях. Речь идет о пересечении их границ, а также обеспечении прав и свобод личности. Порядок въезда, выезда и перемещения товаров будет определяться начальником Объединенного штаба ВСУ по согласованию с СБУ.

Объявить вне закона любые действующие там органы, если их создание и деятельность не предусмотрены Конституцией и законами Украины. Соответственно, выданные такими органами документы лишаются правовой силы.

Сохранять за физическими и юридическими лицами право собственности на какое-либо законно нажитое имущество в пределах оккупированных территорий. Здесь все само собой разумеется. В случае с физлицами права будут сохраняться независимо от того, получило ли такое лицо при выезде из ОРДЛО какой-либо специальный статус. За Украиной как государством, местными органами и территориальными общинами имущественные права сохраняются аналогичным образом.

ЧТО ОН ПРЕДЛАГАЕТ В ЧАСТИ ОСВОБОЖДЕНИЯ ТЕРРИТОРИЙ?

Развивать обороноспособность Украины. При выполнении этой задачи государственные органы Украины должны опираться в первую очередь на собственные силы, “при максимальной реализации потенциала международного сотрудничества”. Сюда относится также развитие экономической, коммуникационной и социально-гуманитарной инфраструктуры на территориях, прилегающих к оккупированным районам.

Позволить Президенту принимать решение об использовании ВСУ на временно оккупированных территориях. При необходимости может быть принято решение о введении военного положения. Руководство операциями по обеспечению безопасности и обороны, проводимыми непосредственно в ОРДЛО, возлагается на Объединенный оперативный штаб ВСУ. Его глава назначается Президентом по представлению главы Генштаба ВСУ.

При осуществлении политико-дипломатических мероприятий по восстановлению территориальной целостности, однако, приоритетными остаются вышеперечисленные три “Минских” документа.

Как видим, законопроект в целом озвучивает ранее определенные Турчиновым задачи – а именно, законодательное признание части Донбасса территорией, оккупированной РФ, и передача Президенту полномочий по управлению Вооруженными силами на указанной территории. В то же время, на уровне политического урегулирования приоритетными остаются Минские соглашения – которым, по мнению многих критиков инициативы СНБО, этот “новый формат АТО” противоречит.