При вводе слова “купить” в автоподсказках Google часто всплывает не только “авто”, “квартира” и какие-нибудь “угги”, но и “биткоин”. В мае это слово даже вышло в топ-5 поисковых запросов системы. Но если прежний интерес населения был вызван памятными вирусными атаками, то сегодняшнее любопытство украинцев спровоцировано иными причинами. #Буквы рассказывают, чем вызван ажиотаж вокруг криптовалюты, и кому мешают ее добытчики.

ПОЧЕМУ ВСЕ В УКРАИНЕ ОБСУЖДАЮТ КРИПТОВАЛЮТУ?

Поводом для очередного обсуждения Bitcoin стала находка Службы безопасности Украины. В неработающем бассейне, находящемся на территории института электросварки им. Патона, сотрудники СБУ обнаружили 200 компьютеров, используемых для т.н. майнинга. Из судебного постановления, опубликованного 8 августа, следует, что один из организаторов подпольной “фермы” по добыче криптовалюты Bitcoin получил доступ к лечебно-оздоровительному комплексу при содействии работников института.

“Часть сгенерированной валюты с использованием кошельков электронных платежных систем конвертируется и переводится на банковские счета предприятий с признаками фиктивности”, – сообщается в постановлении, и не совсем ясно, идет ли речь об общей практике вывода Bitcoin, или же киевские энтузиасты успели обналичить что-то из своей добычи. Согласно документу, одно из лиц, “преследуя личную корыстную заинтересованность с целью изготовления и эмиссии денежных суррогатов криптовалюты Bitcoin […] решило совершить подделку банковских документов”. Отсюда тоже не очевидно, состоялась ли в конечном счете такая подделка.

Решение суда

Источник: Единый государственный реестр судебных решений

По-видимому, это будет установлено после проведения конфискаций: суд предоставил старшему следователю Святошинского УП ГУ НП в городе Киеве право на изъятие серверов, компьютерной техники, мобильных телефонов, сим-карт, планшетов, ноутбуков, флэшек, черновых записей, банковских карточек и документов, а также бумаг, связанных с помещениями, квитанций об оплате электроэнергии и договоров о подключении к интернету.

Именно отсутствие договоров об аренде, несанкционированное подключение к энергосети и плата по тарифам физического (а не юридического) лица могут обернуться для “фермеров” реальными проблемами, считает часть экспертов. Но о сроках, угрожающих майнерам, расскажем чуть ниже – для начала давайте разберемся в самой терминологии.

ЧТО ТАКОЕ КРИПТОВАЛЮТЫ И КАК ИХ “МАЙНЯТ”?

Значительная часть современных бумажных денег (тот же доллар) является так называемыми фиатными, или фидуциарными, валютами. Это название происходит от латинского fiducia – “доверие”, поскольку номинальная стоимость таких денег устанавливается и гарантируется государством, при том что привязки к реальному материальному обеспечению (например, золоту) у них нет. Первой фиатной валютой считается юань, появление которого датируется VIII в. н.э. Такие деньги были принципиально новым платежным средством по сравнению с “обеспеченными” валютами. Появление в наше время специализированных средств онлайн-платежей вроде WebMoney по сути не стало чем-то революционным для мира денег. А вот приход криптовалют, обладающих по сравнению с ними принципиально новыми свойcтвами, действительно похож на революцию.

Криптовалюты – это виртуальные деньги, при создании и распределении которых используются кpиптографические функции и протоколы. Таким образом достигается защита от их повторного использования. В криптологии известна “Задача византийских генералов” об удаленных абонентах, которые получили приказы из одного центра; некоторые абоненты и даже сам центр могут на деле быть предателями. В системе Bitcoin была впервые использована технология блокчейн, которая позволяет решить общий случай этой задачи, установив доверие между сторонами по каналу связи, которому нельзя доверять. Одним из ключевых моментов решения служит криптографический метод proof-of-work — те самые долгие вычисления, проверка факта проведения которых, тем не менее, должна производиться мгновенно.

На деле это работает так. Все сосредоточено вокруг своеобразного “гроссбуха” — списка, содержащего все ранее сделанные биткоиновые переводы. Пользователь, желающий перевести средства с одного кошелька на другой, сообщает о своем намерении всем окружающим и заверяет это криптографической электронной подписью. В свою очередь, майнеры — люди, готовые использовать мощности своих компьютеров для ведения этого списка — проверяют, достаточно ли на его кошельке средств для перевода, и добавляют операцию в список.

Помимо Bitcoin, существует масса других криптовалют: исходные коды для их создания лежат на сайте GitHub. По своим алгоритмам эти альткоины (название для второстепенных криптовалют) похожи, словно близнецы, но некоторые за счет узнаваемости “бренда” все же оказываются на слуху у тех, кто далек от темы. Например, Dogecoin, названная в честь мема с собакой породы сиба-ину. Но основной массив инфоповодов связан все же с биткоинами, и на то есть причины. 5 августа стоимость Bitcoin устремилась вверх и побила исторический максимум, достигнув $3359.

Простыми словами суть биткоина некоторые объясняют так. Вся информация, имеющаяся в сети, условно ничего не стоит за счет того, что она уже находится в общем доступе. Зато некая новая информация, никому еще не известная, имеет определенную цену – тем большую, чем больше людей узнают о ее существовании и захотят ею обладать. Здесь работает принцип аукциона. Биткоин и есть та уникальная информация, существующая в ограниченном количестве (биткоинов не может быть больше 21 млн) и обладающая той стоимостью, в которую ее оценивают окружающие.

Как было сказано выше, суть майнинга заключается в том, что компьютеры в разных точках планеты проводят вычисления. Первоначально для этого процесса хватало простого домашнего ПК, затем для расчетов понадобились продвинутые игровые видеокарты, а еще позже – специализированные “майнерские” устройства.

Биткоин_транзакция

Инфографика: bitcoinjournal.ru

Бизнес майнера заключается в трате электричества для добычи биткоинов. Без учета стоимости самого оборудования плата выходит относительно небольшая (напомним, стоимость 1 биткоина перевалила за $3300!), но в одиночку этим заниматься невыгодно – отсюда и появляются майнинговые фермы (или, если уж на то пошло, “шахты”) из нескольких десятков или сотен компьютеров. Однако многих в Украине волнует не механизм этого бизнеса, а его легальность.

ЭТО НЕЗАКОННО?

Еще в 2014 году в связи с многочисленными обращениями граждан НБУ выпустил разъяснение о правомерности использования Bitcoin в Украине. В нем сообщается, что выпуск на территории страны каких-либо денежных единиц, кроме национальной, и использование денежных суррогатов в качестве метода платежей – запрещаются (ч. 2 ст. 32 ЗУ “О Национальном банке Украины”). Биткоин рассматривается Нацбанком как раз в качестве такого денежного суррогата.

Центробанк также утверждает, что анонимность и децентрализованность операций с биткоинами делают эту валюту пригодной для противоправных действий (отмывание средств, финансирование терроризма и т.д.) “Национальный банк как регулятор не отвечает за возможные риски и потери, связанные с использованием виртуальной валюты/криптовалюты Bitcoin”, – сообщается в заявлении. НБУ рекомендует гражданам использовать услуги только тех платежных систем, которые внесены в Реестр платежных систем и операторов платежной инфраструктуры.

За месяц до резонансной новости о “ферме в бассейне” Шевченковский суд частично удовлетворил ходатайство старшего следователя СБУ об аресте имущества некоего уроженца Сум. Согласно документу, гражданин при помощи Bitcoin легализовал денежные средства, полученные мошенническим путем. Однако биткоины были лишь одним из звеньев противозаконной схемы: задержанный вместе с соучастниками создавал дубликаты платежных карт, выданных на территории США, покупал с их помощью подарочные сертификаты, которые, в свою очередь, обменивал на биткоины, а уже их – на наличные. Очевидно, что незаконность этого сценария заключается в мошенничестве и отмывании доходов, а не в одном лишь факте задействования биткоинов. Технически, само вычисление биткоинов не является правонарушением.

Однако легкомысленным майнерам может грозить как минимум административное наказание. Как мы уже выяснили, в вину добытчикам Bitcoin можно вменить незаконное подключение к энергосети; помимо этого, могут быть применены статьи о контрабанде (незаконный ввоз майнингового оборудования), фиктивном предпринимательстве или уклонении от уплаты налогов.

МОЖНО ЛИ ОДНОЗНАЧНО ЛЕГАЛИЗОВАТЬ БИТКОИНЫ В УКРАИНЕ (И НУЖНО ЛИ)?

На следующий день после появления новости о киевской “ферме” пресс-служба Нацбанка опубликовала еще одно заявление, в котором НБУ обещает определить правовой статус Bitcoin в Украине. В центробанке уточняют, что в мире существуют разные подходы к регулированию сделок с биткоинами. Где-то они признаются расчетной денежной единицей, где-то – товаром или инвестиционным активом, а высшая судебная инстанция ЕС – Европейский суд, – обязала налоговые органы всех государств ЕС признать биткоин не товаром или услугой (“good” или “service”), а платежным средством (“tender”).

НБУ

Инфографика: Нацбанк Украины

В Украине же криптовалюта не классифицирована, и НБУ пока не готов официально поддержать ни один из вышеприведенных вариантов.

Тот факт, что такая неопределенность может обернуться ответственностью вплоть до уголовной, у многих вызывает негодование. Ведь, как свидетельствуют многочисленные профильные сайты, биткоин для пользователя – сплошное благо. Ключевыми плюсами такой валюты считаются именно те ее характеристики, которые так настораживают Нацбанк – децентрализованность и анонимность.

Но может ли подобная валюта быть необходима самому государству? Есть мнение, что национальная криптовалюта способна быть вполне функциональной: только список операций в этом случае будет находиться в руках центробанка, а необходимость в майнерах отпадет. Адепты “госкрипты” утверждают, что эта модель позволит избавиться от фальшивомонетчиков и посредничества “карточных” компаний, а в потенциале – сделать экономику более стабильной.

Хотя аналог государственной криптовалюты уже существует (RScoin, созданная Банком Англии), модель – она и есть модель. Осторожный подход украинских банкиров к неизведанной территории вполне обоснован. Выявление правоохранителями реальных мошенников, использующих биткоины как средство для “обнала” – достойно похвалы. Но важно, чтобы преследование подпольных ферм не мешало борьбе с более реальными – и более опасными – угрозами национальной безопасности.