За две последние недели августа цены на сжиженный газ в Украине выросли примерно на 5-6 грн, став поводом для негодования потребителей и взаимных атак политиков. #Буквы объясняют, в чем суть недавней газовой драмы и кого в ней считают главными подозреваемыми.

ПОЧЕМУ ВСЕ ОБСУЖДАЮТ ЦЕНЫ НА СЖИЖЕННЫЙ ГАЗ?

Еще недавно литр сжиженного газа в Украине стоил в среднем вдвое дешевле бензина A92 (порядка 12 грн и 24 грн соответственно). Установить на автомобиль газобаллонное оборудование 4 поколения стоит, в зависимости от двигателя, 400-900 евро, что при ценовой разнице между газом и традиционным топливом окупается относительно быстро. Однако в середине августа цена на сжиженный газ резко пошла вверх:

001

График: “Автомания”

За последние две недели она выросла примерно на 5-6 грн, что вызвало закономерные вопросы у потребителей. И на эти вопросы украинские политики и чиновники отвечают по-разному.

ЧТО МОГЛО ПРИВЕСТИ К ПОДОРОЖАНИЮ?

ВЕРСИЯ ЛЕЩЕНКО: СБУ “ОТЖИМАЕТ” РЫНОК У НЕЗАВИСИМЫХ ТРЕЙДЕРОВ. Одним из самых активных спикеров по теме сжиженного газа за это время стал народный депутат Сергей Лещенко, который 30 августа даже провел под СБУ акцию протеста.

002

Митинг под СБУ при участии “Демальянса” и “Руха новых сил”. Фото: “Украинская правда”

По словам Лещенко, Служба безопасности Украины действует в интересах бизнесмена Виктора Медведчука, монополизируя торговлю сжиженным газом в его пользу – с одобрения самого Президента Украины. СБУ оказывает давление на трейдеров, проводя обыски в офисах и проверки грузов, что в лучшем случае приводит к задержкам поставок, а Минэкономразвития – опять-таки, с подачи СБУ – внедряет против независимых трейдеров санкции. Все это, утверждает Лещенко, создает искусственное удорожание газа на рынке.

“Если бы Медведчук на штыках СБУ не полез на этот рынок, то там и дальше работала бы сотня мелких трейдеров и цена была бы 10 грн/л. А сейчас у Медведчука 40 процентов рынка и цена 17”, – пишет депутат.

Другая версия также гласит, что рост цен на газ является искусственно спровоцированным – но не украинским Правительством, а газотрейдерами, в частности, полтавской компанией “Надежда”. Вопрос о том, что Лещенко думает по этому поводу, был задан ему в прямом эфире “Громадського” (видео с 17:00).

Говоримо про те, як Медведчук і Порошенко наживаються на українських громадянах, на ролі СБУ та сайтів-лайнометів. В ефірі Громадського радіо з Natali Sokolenko та Дмитро Тузов

Опубликовано Сергій Лещенко 2 сентября 2017 г.

Лещенко ответил, что компания “Надежда” блокировалась так же, как и остальные 15 компаний, и опроверг тот факт, что он занимается лоббированием ее интересов. К слову, еще в начале года Лещенко провел в Верховной Раде брифинг, посвященный блокированию импорта сжиженного газа. Совместно с ним выступили нардеп Юрий Бублик, учредитель группы компаний “Автотранс” Сергей Михайлик, директор “Укргазпетролеум” Виктор Журавлев и президент Украинской ассоциации сжиженного газа (УАСГ) Станислав Батраченко, который совместно с братом Виктором Батраченко являются конечными бенефицарными собственниками полтавской фирмы “Надежда”.

003

Фото: “НефтеРынок”

29 августа УАСГ объявила благодарность Премьер-министру, главам МЭРТ и СБУ, а также Сергею Лещенко “за быстрое снятие санкций с компаний, которые являются прозрачными и надежными поставщиками газа”.

Комментарий Лещенко по поводу самой версии о картельном сговоре ограничился нелестным отзывом о сайте “Обозреватель”, который ее опубликовал: Лещенко назвал его “фейкометом” и “г**нометом”, на которые “нормальный человек не будет ориентироваться”. В чем же заключается злополучная версия, которую нардеп так резко и эмоционально отмел?

ВЕРСИЯ О СГОВОРЕ ИМПОРТЕРОВ. 1 и 2 сентября издание “Обозреватель” опубликовало выдержки из переписки, которую предположительно вели топ-менеджеры компаний “Надежда”, “Авантаж-7”, “СВГ-Плюс”, “Газтрон-Украина” и “ПропанТрейд”. Руководство компаний договаривалось о единой оптовой стоимости партий сжиженного газа, тем самым вынуждая сети АЗС покупать продукцию по завышенным ценам. С коллегами, не участвовавшими в сговоре, трейдеры намеревались проводить “разъяснительные беседы”. В июне цены на оптовых аукционах таким образом поднимались на +200 грн/т, но к середине августа ежедневный подъем достиг +500 грн.

Станислав, “Надежда”: Они ( WOG , OKKO – ред.) на минимуме.

Олег: Начали обрывать телефоны. Можно ставить 16 000 грн/т легко.

Станислав, “Надежда”: По моим расчетам, 18 000 реально за четыре дня.

Владислав, “Газтрон-Украина”: Согласен. Как минимум, юг и запад.

Станислав, “Надежда”: Только что получил: импорт за июнь – минус 15 000 тонн по сравнению с маем. Вопросы есть?

Владислав, “Газтрон-Украина”: +500 грн/т на завтра.

Член совета Реанимационного пакета реформ Виктор Таран, в свою очередь, говорит, что для понимания происходящего на рынке нужно вернуться в 2012 год, когда Правительство Николая Азарова позволило ВЕТЭК выкупать у госкомпаний сжиженный газ для потребностей населения. “Но по факту ВЕТЭК, которую ассоциируют с “группой Курченко”, создала сеть из более чем 50 фиктивных фирм, которые начали продавать сжиженный газ не населению, а на газовых заправках для потребностей автомобилей, нарушая тем самым целевое назначение закупленного газа”.

По словам Тарана, тогда и был монополизирован рынок сжиженного газа. “После Революции достоинства структуры Курченко прекрасно работали и дальше аж до 2016 года… Именно тогда СБУ активно занялась изучением компаний, которые поставляют сжиженный газ до этого периода. В начале 2017 г. счета части компаний были арестованы – их обвинили в уклонении от уплаты налогов. То есть с рынка Украины весной убрали не только компании Медведчука или других более мелких игроков, но и компании одного из ключевых – Сергея Курченко”, – поясняет он.

В комментариях к посту появился Сергей Лещенко, заявивший, что “Курченко давно утратил влияние на этом рынке”.

004

Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) также не исключает, что ситуация на рынке сжиженного газа может быть связана с картельным сговором. “В настоящее время нами направлены запросы, требования – как к субъектам рынка, так и в Государственную фискальную службу, Минэнергоугля и Госкомстат”, – заявил государственный уполномоченный АМКУ Валерий Полюхович в интервью “5 каналу”.

А что другие представители государства говорили по этому поводу?

ВЕРСИИ ЧИНОВНИКОВ. На выпады в адрес МЭРТ ответил замминистра Максим Нефьодов, заявив, что его ведомство не занимается рынком сжиженного газа и не имеет никаких инструментов для влияния на него: по словам Нефьодова, это полномочия Минэнерго. (Там, в свою очередь, пояснили, что ведение хозяйственных отношений и регулирование рынка не относятся к сфере ответственности Минэнергоугля. “Государство не намерено вмешиваться в работу дистрибуции, одновременно государство готово содействовать в урегулировании проблем”, – заявляет министр Игорь Насалик).

“Санкции на внешнеэкономическую деятельность, которые мы администрируем с подачи СБУ, не остановили деятельность ни одного игрока на рынке”, – продолжает Нефьодов. Чиновник также ссылается на материалы профильных изданий, которые объясняют рост цен иными причинами, нежели чей-то злой умысел. “Если коротко – цены падали с начала года, все держали запасы низкими, потом россияне поставили на ремонт свои НПЗ, а также дали собственные экспортные лицензии только “Роснефти”, плюс не хватает цистерн для быстрой смены логистики. Поэтому сейчас дефицит”, – пишет Нефьодов, правда, добавляя, что кто-то из игроков действительно может раскачивать рынок и устраивать сговор.

В комментариях к его посту снова предсказуемо отметился Сергей Лещенко, обвинивший МЭРТ в том, что министерство пошло на поводу у СБУ и “не извинилось перед теми, на кого наложило санкции”. “Означает ли наличие мозга в голове министра то, что он временами им пользуется – или это всего лишь исключительно аксессуар?” – вопрошает депутат:

005 А вот что по поводу ситуации говорит руководитель МЭРТ, вице-премьер Степан Кубив, в чей адрес так нелестно высказался нардеп: “Украинские производители сжиженного газа – “Укргаздобыча”, “Укрнафта” и частные компании – покрывают не более 20 % потребности рынка. Остальное Украина импортирует из России, Беларуси, Казахстана и других стран. Ограничения со стороны РФ привели к уменьшению импорта сжиженного газа в Украину и, к сожалению, к его дефициту”.

Ни профильные эксперты, ни члены Правительства, ни рядовые украинцы не отрицают, что предпосылками для нынешней ситуации на рынке стали зависимость Украины от внешних поставок и невозможность быстро и безболезненно перейти на альтернативные закупки в Румынии или Литве. Однако не исключено, что ситуацией могли воспользоваться представители бизнеса, что вылилось в ценовой сговор, описанный выше. Есть ли в этом вина Виктора Медведчука или же независимых трейдеров, предстоит выяснить профильным структурам. А пока остается лишь добавить, что по состоянию на 3 сентября цена на сжиженный газ в Киеве составила уже 15 грн 74 копейки.