Протест под Верховной Радой из меланхоличного октябрьского митинга за несколько часов перерос в стычки с полицией и избиение депутатов. Уже к концу первого дня от многократно заявленного “мирного характера” митинга за политические реформы не осталось и следа: активисты готовились разбирать брусчатку, сносили полицейские кордоны и вооружились металлическими щитами, скандируя: “Революция!” А к концу третьего дня протестов быстро раскаченный маятник революции вдруг стал резко останавливаться. #Буквы были в эпицентре событий и рассказывают, как все было.

ПОКА ВЛАСТЬ ИГРАЛА С ОППОЗИЦИЕЙ В ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИГРЫ, УКРАИНЦЫ УСПЕЛИ НАМЯТЬ ДРУГ ДРУГА БОКА

Изначально на площадь под ВР активисты вышли с требованиями отменить депутатскую неприкосновенность, изменить избирательное законодательство, сделав партийные списки открытыми, а также создать антикоррупционный суд. Похвальные, а главное, необходимые цели привлекли любопытных киевлян: многие жители столицы признавались в соцсетях, что приходили на площадь глянуть, что и как.

3 copy

Но уже через несколько часов первого дня протестов лидеры МихоМайдана направили изначально мирный митинг за политические реформы в совершенно другое, революционное, русло. На площади появились транспаранты с требованием к Петру Порошенко уйти в отставку или бежать к Януковичу в Ростов, а Михеил Саакашвили посоветовал Президенту уйти в отставку. Вместо ожидаемого давления на власть, показалось, что митингующие собрались эту власть… свергать.

Вероятно, такое кардинальное изменение вектора протеста, который буквально на лету переобувался из реформаторских туфлей в революционные берцы, напугало киевлян. Кстати, именно к поддержке Киева (определяющего ресурса любой украинской революции) неоднократно взывали с трибун лидеры митинга. Но, по-видимому, так ее не получили. К тому же следует отметить довольно хитрую игру правящей коалиции во главе с Порошенко, которая не только не противодействовала протестующим, но и неоднократно  заявляла о поддержке требований активистов.

7

В итоге, вместо ожидаемого жесткого политического противодействия, которое могло бы стать точкой опоры для дальнейшего развития революционного успеха, лидеры протеста столкнулись с ловкими уходами от ударов, игрой на опережение и блокированием. Впрочем, пока власть разыгрывала с оппозицией шахматную партию, на улицах и площади под Верховной Радой простые украинцы успели побиться. Виноваты митингующие или полиция – предстоит выяснить следствию. Но по факту, несколько раз за трое суток локальные потасовки между силовиками и активистами могли перерасти во всеобщее побоище.

ДРАКИ С ПОЛИЦИЕЙ: “БОЛЬШОЙ” КРОВИ НЕ ПРОЛИЛОСЬ, НО ХОДИЛИ ПО ЛЕЗВИЮ

Первая стычка активистов с полицией случилась 17 октября во второй половине дня. На улице Грушевского правоохранители блокировали офис партии “Воля” нардепа Юрия Деревянко. В здании хранились палатки для лагеря митингующих. В небольшую подворотню, ведущую к офису нардепа, набилось около 30 сотрудников полиции, заблокировав вход и выход и не давая активистам добраться к палаткам. Учитывая, что палатки не являются “запрещенными предметами”, действия силовиков вызвали ярость активистов. Завязалась потасовка.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Митинг под Радой “за большую политическую реформу”: как все было

После очередной толкотни полицейские буквально выдавили напирающую толпу из подворотни на улицу. В ответ самые ярые протестующие побежали вытаскивать брусчатку из мостовой. К счастью, у них не оказалось ломов и, поломав ногти о неподатливые киевские камни, они запустили в строй полиции только одну пустую пластиковую бутылку. Дело закончилось толкотней, матом и несколькими неточными ударами. По официальным данным – пострадавших нет.

Тем не менее митингующие все-таки добыли палатки из заблокированного офиса. Их перетащили внутри здания, не выходя на улицу и не показываясь на глаза полицейским, в соседний офис Саакашвили, что находился в 50 метрах от заблокированной подворотни. Добыв таким образом палатки и заодно прихватив буржуйки и трубы для дымоходов (вероятно, чтобы показать долгосрочность и серьезнотсь намерений), активисты направились к ВР. Там в это время происходила еще одна стычка с полицейскими. Правоохранители не хотели пускать активистов с палатками – якобы те не проходили контроль металлоискателей (что, в принципе, неудивительно, учитывая, что каркасы большинства принесенных палаток – металлические). Началась драка. В результате разломали “рамки” меллоискателей, снесли ограждения, а полиция применила слезоточивый газ. Пострадали один полицейский и трое митингующих. В ходе потасовки активисты забрали у представителей Нацгвардии десятки металлических щитов.

6

Позже на многих подступах к ВР, перекрытых полицией, правоохранители по-прежнему пытались блокировать активистов с палатками, но когда дело почти доходило до рукопашной – отступали в сторону под приветственные крики толпы: “Полиция с народом!”.

Из “экшенов” первого дня, пожалуй, стоит вспомнить кунг-фу нардепа Владимира Парасюка. Одиозный депутат снова задействовал свою знаменитую ногу. В этот раз досталось Валерию Гелетею. С криками: “Кто г*внюк?!” Парасюк припомнил Гелетею Иловайскую трагедию.

Последнее рукоприкладство первого дня протестов случилось уже поздним вечером. Под горячую руку попал Олег Барна, который, по мнению активистов, слишком рано ушел с работы. В результате нардепа порядком помяли, нанесли несколько ударов и оплевали.

Второй день был не менее жарким: вооруженные щитами Нацгвардии бойцы МихоМайдана решили прогуляться с этими трофеями по Киеву. В конце концов случилась самая, пожалуй, массовая драка. В итоге 11 активистов протестного движения были задержаны. Но уже к вечеру их отпустили.

1508398438 6169

Фото: “Укринформ”

На третий день стычек и мордобоев удалось избежать: пожалуй, это был самый спокойный день в трехдневной протестной саге.

ДЕНЬГИ ДАЛ КОЛОМОЙСКИЙ?

Пока украинцы рвали друг другу чубы под Радой, плевались и пинали попавших под горячую руку депутатов, в самом Парламенте, как оказалось, в это время решали судьбу митинга. Журналистам в Раде удалось заснять секретную переписку народного депутата от “Свободы” Андрея Ильенко с другими организаторами акции. Переписка оппозиционных депутатов велась в чате с претенциозным названием “Карфаген”. Это, вероятно, отсылка к латинскому крылатому выражению “Карфаген должен быть разрушен”. В этом секретном чате представительница “Руха новых сил” Ольга Галабала, объясняя расстановку сил активистов под Радой, называет четкое расположение: “Нет. Грушевского. Точка Автомайдана. Как смотреть на главный вход с Грушевского – слева”.

А лидер “Гражданской позиции” Анатолий Гриценко в этом же чате пишет, что вряд ли получится “мотивировать значительное количество людей, чтобы они стояли день и ночь до вечера четверга”. И предлагает дать людям отдохнуть и “подумать о сборе в четверг”.

чат Карфаген

Переписка депутатов и сама акция под ВР до сих пор широко обсуждаются в социальных сетях. И если в первый день акции пользователи активно обсуждали потасовки с полицией, то на второй день их больше интересовал вопрос: “За чей счет банкет?”

Нардеп Олег Барна в комментарии #Буквам заявил, что в акции принимали участие люди, которых мог финансировать Кремль или украинский бизнесмен Игорь Коломойский. В свою очередь источник #Букв в СБУ подтверждает, что Коломойский передал Саакашвили через его близкого соратника Кобу Накопию, недавно задержанного в аэропорту “Борисполь”, около 2 млн долларов для организации протеста. Ряд СМИ также назвали Коломойского главным “спонсором” акции протеста под Радой, называя при этом конкретные суммы – от 2 до 3 млн долларов, которые были переданы Саакашвили на организацию и которые он по большей части растратил.

Впрочем, член политсовета партии “Свобода”, один из лидеров протестов Юрий Левченко в комментарии #Буквам назвал эту информацию “полным бредом”. А на вопрос о том, откуда деньги на акцию и атрибутику, заявил: “Флаги у нас были давно. Мы не печатаем их перед митингом. Может, так у Порошенко делают, но мы так не делаем”.

ОСТАЮТСЯ СААКАШВИЛИ, СОБОЛЕВ И СЕМЕНЧЕНКО. ОСТАЛЬНЫЕ – НА ВЫХОД

19 октября, когда продолжались протесты, Верховная Рада направила в Конституционный суд два законопроекта относительно отмены депутатской неприкосновенности (одно из ключевых требований митингующих). Один законопроект – Петра Порошенко, второй – альтернативный, нардепа Юрия Левченко. Оба предлагают изъять норму статьи 80 Конституции Украины, согласно которой “народные депутаты Украины не могут быть без согласия ВР привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы”.

На площади перед Парламентом такое голосование ВР восприняли как свою первую победу. Активисты говорили, что это только начало пути реформ. Но уже к вечеру 19 октября протестная коалиция, кажется, дала трещину. Свое твердое желание оставаться в палатках под Радой, по данным СМИ, высказали представители “Руха новых сил” Михеила Саакашвили, “Самопомочи” Егора Соболев и Семен Семенченко с бойцами “Донбасса”. Общественная организация “Реанимационный пакет реформ”, Центр противодействия коррупции, “ДемАльянс”, “Самопомич” и другие – “продолжат протест другими методами”.

Впрочем, еще в первый день акции митингующие говорили журналисту #Букв, что будут стоять до последнего. Правда, как оказалось, у каждого протестующего были свои представления, чем должна закончиться акция. Одни говорили, что разойдутся, когда Рада “проголосует за их законы”, другие – “когда Порошенко подаст в отставку”, третьи – “когда коррупции в Украине не будет”. Безусловно, говорить о том, что МихоМайдан в Киеве закончился, пока рановато. Его судьба определится в ближайшие дни.