Задержание сотрудника НАБУ, раскрытие агентурной сети, публикация информации о тайных агентах, угроза США лишить Украину помощи и намеки ЕС о прекращении “безвиза”: дело СБУ и ГПУ против антикоррупционеров Сытника из конфликта ведомств переросло в международный скандал. #Буквы рассказывают, как начался и развивался один из самых громких конфликтов украинских правоохранителей.

С ЧЕГО ВСЕ НАЧАЛОСЬ?

29 ноября был задержан агент НАБУ при попытке дать 15 тысяч долларов взятки председателю Государственной миграционной службы (ГМС) Дине Пимаховой. Тайным сотрудником НАБУ оказался Сергей Боярский – сын бывшего нардепа от Партии регионов Юрия Боярского из Краматорска. Как сообщила пресс-служба ГМС, Сергей Боярский выполнял “незаконные указания отдельных руководителей НАБУ” и в течение нескольких месяцев провоцировал Пимахову на получение взятки.

Тем временем на брифинге глава ГМС Дина Пимахова рассказала, что познакомилась с агентом Сергеем Боярским, когда помогала продавать микроавтобус, принадлежащий ее маме. Тогда агент НАБУ под прикрытием представился бизнесменом Сергеем Титенковым, сотрудником арабского инвестиционного фонда Mubadala.

Такая инвестиционная компания действительно существует, но в поиске на сайте организации найти каких-либо следов Сергея Титенкова #Буквам не удалось. Впрочем, так же, как и упоминаний о Сергее Боярском в Google до дня задержания. Его биография – до сих пор темное пятно, что может говорить либо о том, что историю сына депутата “подчистили” при поступлении в НАБУ, либо о том, что он и раньше работал в структурах, где публичность не приветствуется. Единственные упоминания псевдонима агента НАБУ – “Сергей Титенков” встречаются на туристических сайтах. Около шести лет назад некий Сергей Титенков, представляясь то жителем Каира, то Хургады, комментировал для СМИ новости турбизнеса. Вероятно, это не более чем совпадение.

Впрочем, вернемся к главе ГМС Дине Пимаховой. По ее словам, посмотреть на микроавтобус, который она помогала продавать, приехал Сергей Титенков.

– На встречу пришел человек, представившийся водителем этой компании (Mubadala – прим. ред.), и сказал, что его устраивают условия продажи, но окончательное решение принимает руководитель, который через несколько часов придет на встречу, – рассказала чиновница.

Сделка так и не состоялась, но сотруднику НАБУ удалось втереться в доверие к Дине Пимаховой, и, по ее словам, он несколько раз провоцировал ее на взятку. По словам Дины Пимаховой, она обратилась в СБУ и дальнейшее общение с сотрудником НАБУ, по ее словам, велось только под присмотром и контролем прокуратуры и сотрудников Службы безопасности. Кстати, в отличие от секретного сотрудника НАБУ биографию Дины Пимаховой можно без проблем найти в Сети. Но куда более интересна информация о ее благосостоянии в реестре деклараций. И тут возникают вопросы. В 2015 году Дина Пимахова декларирует квартиру в Киеве площадью 68,80 квадратных метров, а спустя всего год – указывает, что “пользуется” квартирой площадью 120 квадратных метров и Porshe Cayenne 2008 года выпуска. Собственником жилья и автомобиля указана Светлана Луценко, как предполагают СМИ – это мама Дины Пимаховой. И что интересно, Porshe Светлана Луценко приобрела 4 января 2016 года, а квартиру на 120 кв. метров – спустя день – 5 января 2016 года.

screen 2

screen 3

Кстати, сама Дина Пимахова меньше, чем через неделю после задержания агента НАБУ и начала скандала ушла в отпуск. Как сообщили в пресс-службе ГМС, отпуск ей нужен для улучшения состояния здоровья, “которое ухудшилось из-за ситуации с попыткой передать ей взятку” и дальнейшими следственными действиями.

ВОЙНА КОМПРОМАТОВ: У КАЖДОГО СВОЯ СЕКРЕТНАЯ ЗАПИСЬ

Действия агента НАБУ, если слова Дины Пимаховой найдут подтверждение, описаны в статье 370 Уголовного кодекса Украины. За провокацию взятки, совершенную должностным лицом или сотрудником правоохранительных органов, законодательство предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет. Но в НАБУ считают, что “спланированную диверсию” совершили сотрудники СБУ. Как сообщили в пресс-службе НАБУ, должностные лица СБУ, использовав информацию, которая стала им известна в процессе  прослушивания телефонных номеров в рамках расследований НАБУ, “не просто раскрыли эту информацию одному из объектов негласных следственных действий, сведя на нет полугодовую работу детективов НАБУ, но и завербовали это лицо для дальнейшего незаконного давления и уголовного преследования работников Национального бюро”.

По данным НАБУ, разработка преступной группировки из бывших и нынешних сотрудников Государственной миграционной службы велась с апреля 2017 года. А 27 августа агент Сергей Боярский сделал скрытую видеозапись разговора с Пимаховой, где она якобы предлагает схему получения украинского гражданства гражданину Ирана. В схему включена ДНК-экспертиза, в результате которой (и последующих судебных заседаний) у гражданина Ирана “найдутся” родственники в Украине. НАБУ опубликовало видеозапись этого разговора, где первый заместитель главы ГМС просит у агента за реализацию этой схемы тридцать тысяч долларов.

В ответ на видео НАБУ Генеральная прокуратура Украины опубликовала свои аудиозаписи: на них агенты НАБУ обсуждали методы подкупа Дины Пимаховой, в том числе рассматривался вариант подпоить чиновницу. Генпрокурор Украины Юрий Луценко на брифинге назвал действия агентов НАБУ “чистой провокацией”.

– Думаю, никто не хотел бы, чтобы агенты месяцами пытались при помощи водки, секса или наркотиков выдавить те или иные слова из кого-либо, – заявил Юрий Луценко.На видео Генпрокуратуры детали операции вместе с Сергеем Боярским обсуждает еще один агент НАБУ – Екатерина Сикорская, чью фамилию в открытую указывают сотрудники ГПУ, титруя фото двух агентов.

Кроме того, в ролике ГПУ есть оперативные фотографии во время обыска у Екатерины Сикорской. Таким образом, в публичный доступ попали фото дорогих авто, якобы принадлежащих сотруднице НАБУ, даже… с незамазанными госномерами. Оценивая видео ГПУ, директор НАБУ Артем Сытник заявил, что найденное имущество не принадлежит ни Екатерине, ни членам ее семьи. Обыск же у Сикорской он назвал “вредительством” и разглашением государственной тайны.

ГПУ: У НАБУ НЕПРАВИЛЬНЫЕ АГЕНТЫ. НАБУ: ГПУ СООБЩАЕТ ЛОЖНЫЕ ФАКТЫ

Юрий Луценко 3 декабря заявил, что в НАБУ работают нелегальные агенты – по данным Генпрокурора, эти сотрудники, не имея допуска к государственной тайне, получали материалы “прослушки” СБУ. Кроме того, по данным Луценко, весь аппарат агентов НАБУ находится “вне закона”.

– Когда мы начали наблюдать за молодым человеком, который пошел сначала в Фонд гарантирования вкладов предлагать 50 тысяч долларов, затем – в Национальный банк предлагать 50 тысяч долларов, а затем – в другие ведомства, мы поняли, что этот человек постоянно предлагает и провоцирует взятки. Мы посмотрели, куда он ходит. Мы увидели, что он ходит на квартиру, где собираются такие же гражданские лица. Мы тогда не знали, чья это квартира. Только через полмесяца поняли, что туда приходит один из руководителей НАБУ. Методы провоцирования, с моей точки зрения, являются не только незаконными, но и аморальными. Предлагать напоить чиновницу, предлагать втянуть ее в определенные схемы употребления наркотиков – абсолютно недопустимо. Дальше – еще большая катастрофа. Все так называемые агенты НАБУ набраны с нарушением закона. Закон требует всех работников НАБУ набирать на открытом конкурсе. Однако десятки агентов, в том числе и те двое, которые были зафиксированы на конспиративной квартире, выбраны на каких-то закрытых процедурах, что противоречит закону, – отметил Луценко.

Ответ НАБУ не заставил себя долго ждать. Антикоррупционеры считают, что Генпрокурор сообщает ложные факты.

– Считаем недопустимой ситуацию, когда Генеральный прокурор сознательно вводит общество в заблуждение, сообщая ложные факты и предлагая “произвольные” трактовки законодательства, – говорится в заявлении НАБУ.

В НАБУ уверяют, что в своей оперативно-розыскной деятельности  руководствуются требованиями Законов “О Национальном антикоррупционном бюро Украины” и “Об оперативно-розыскной деятельности” и, согласно законодательству, могут привлекать гласных и негласных штатных и внештатных сотрудников.

ЛУЦЕНКО ВЫСТУПИЛ В РАДЕ, СЫТНИК – В США

6 декабря в Верховной Раде планировалось выступление руководителей НАБУ, САП, ГПУ и СБУ. Главы ведомств должны были отчитаться перед нардепами и рассказать, что вообще происходит. Но, как оказалось, руководители НАБУ и САП в это время были в Вашингтоне на глобальном форуме по возврату активов. Юрий Луценко с трибуны Парламента попросил Верховную Раду отозвать их из США для отчета. В ответ глава НАБУ Артем Сытник заявил, что у него, мол, назначена масса встреч с американскими правоохранителями и он не собирается выполнять спонтанные прихоти украинского Генпрокурора. Примерно в том же ключе (но более мягко) ответил и руководитель САП Назар Холодницкий. Так что большую часть времени с трибуны в Раде говорил Генпрокурор Юрий Луценко.

В частности, он рассказал, почему, согласно европейским и украинским законам, действия агентов НАБУ рассматриваются как провокация взятки, а в США такой стиль работы правоохранителей вполне приемлем.

– Правоохранитель под прикрытием может предлагать чиновнику совершить то, на что чиновник имеет право, например, дать вид на жительство гражданину Ирана, который два месяца находится на территории Украины. И если чиновник скажет, что он это сделает, но хочет за это несколько тысяч долларов, то это коррупция. А действия правоохранителя в таком случае не являются провокацией. Но если правоохранитель предлагает чиновнику совершить заведомо незаконные действия, например, купить килограмм героина или украденный автомобиль, или пистолет с трупами в его истории, или выдать паспорт гражданина Украины иранцу, который находится на территории Украины 2 месяца, – такие действия Европейский суд и украинское законодательство рассматривают как подстрекательство к преступлению, в данном случае – провокацию взятки. А в США законодательство действует совершенно иначе. У них провокация взятки фактически легализована, – заявил Луценко.

Кроме того, Генпрокурор заявил, что не оправдывает чиновницу ГМС, и, по его мнению, в словах Дины Пимаховой могут быть признаки коррупции.

– Лично я, выучив предоставленные руководителем НАБУ материалы негласных действий, вижу в словах и действиях чиновницы Государственной миграционной службы признаки коррупции. Другой вопрос, смогут ли они довести это дело до суда и отстоять в судебном заседании? Это будет зависеть только от действий детективов НАБУ и сотрудников САП. Оставляю им это право и готов их поддерживать, – сказал Луценко.

Юрий Луценко

Впрочем, на этом реверансы в сторону НАБУ закончились. Генпрокурор пошел в атаку и заявил, что отвечать за допущенные ошибки будут не только детективы НАБУ, но и Артем Сытник.

– Уголовная ответственность за уже допущенные ошибки обязательно будет. В первую очередь (это коснется – ред.) руководителя ведомства, который, согласно закону, имеет полномочия и обязанность отвечать за соблюдением всех правил, которые он грубо нарушил, – подчеркнул Луценко.

Тем временем в США Артем Сытник рассказал свою версию конфликта – в том числе прессе. В частности, в интервью “Голосу Америки”, комментируя слова Луценко, он заявил, что ожидал такую контратаку, которая будет перечеркивать начатые реформы.

– Здесь речь уже не идет о распределении полномочий. Здесь речь идет о выживании коррупционной элиты, что еще раз доказывает, что невозможно расследовать в Украине дела топ-коррупционеров и не встречать сопротивления, – заявил Сытник.

Вместе с тем стало известно, что в ВР внесен законопроект № 7362, который предполагал дополнить законы об антикоррупционных ведомствах таким образом, чтобы нардепы, выразив недоверие, могли отправлять в отставку руководителей НАБУ, САП и ГБР. Сейчас, например, главу НАБУ Сытника можно уволить только по результатам независимой аудиторской проверки.

– Политические мотивы очень простые – не всем в Украине нравится то, что кто-то реально расследует коррупционные схемы, реально замораживает активы и реально намерен возвращать их народу Украины, – прокомментировал законопроект глава НАБУ Артем Сытник во время выступления в Вашингтоне.

РЕАКЦИЯ США И ОТМЕНА ЗАКОНОПРОЕКТА

Реакция на законопроект со стороны европейских и американских партнеров Украины была мгновенной и жесткой. Так, советник бывшего вице-президента США Джо Байдена Майкл Карпентер заявил, что, если Рада проголосует за законопроект, то он будет рекомендовать сократить правительственную помощь США.

– Если Рада проголосует за увольнение председателя антикоррупционного комитета и председателя НАБУ, я буду рекомендовать сократить всю правительственную помощь США Украине, включая поддержку в сфере безопасности. Это позор, – написал он в Twitter.

Michael Carpenter screen

Представительство Европейского союза в Украине заявило, что законопроект противоречит “безвизу”.

– Законопроект № 7362, который облегчает увольнение директора НАБУ и руководителей антикоррупционных агентств, противоречит борьбе Украины с коррупцией, реформам и обязательствам в рамках Плана действий по визовой либерализации. Законопроект должен быть отклонен. Украина должна усилить, а не ослабить антикоррупционные институты, – говорится в заявлении.

Euro screen

Не остался в стороне и Всемирный банк.

– Мы глубоко обеспокоены нападками на независимые антикоррупционные учреждения в Украине, в частности, на Национальное антикоррупционное бюро и Специализированную антикоррупционную прокуратуру. Эти нападки ставят под угрозу способность новых антикоррупционных институтов бороться с коррупцией и возвращать украденные активы, – говорится в заявлении банка.

Под такой бомбардировкой мировых тяжеловесов Верховная Рада законопроект с повестки дня сняла. Но вместо этого отозвала с должности главу антикоррупционного комитета Егора Соболева и требует назначить аудитора для проверки НАБУ.

Ожидать, что конфликт ведомств и депутатских групп на этом закончится, пожалуй, будет наивно. А учитывая, что НАБУ во главе с Сытником почувствовали поддержку США и ЕС, скорее вероятна более жесткая конфронтация как с нардепами, так и с другими правоохранительными ведомствами. С другой стороны, чтобы подчеркнуть свою значимость, НАБУ надо будет в ближайшее время положить на стол действительно серьезное, а что самое главное, доведенное до конца дело против топ-коррупционеров.

Впрочем, немного оптимизма и надежды хотя бы на перемирие добавляет последнее заявление директора-распорядителя МВФ Кристин Лагард. Глава МВФ накануне провела телефонные переговоры с Президентом Украины Петром Порошенко относительно антикоррупционных структур страны и осталась довольна результатом общения.

– В этой связи мы договорились о необходимости сохранения независимости и повышения оперативного потенциала Национального бюро по борьбе с коррупцией и Специальной прокуратуры по борьбе с коррупцией. Мы также согласились с тем, что быстрое создание суда по борьбе с коррупцией является важным дополнением к этим усилиям, – заявила Лагард.