В ночь на 28 декабря в аэропорту “Борисполь” приземлился военный борт ИЛ-76 с украинскими солдатами и цивильными гражданами страны, освобожденными из плена сепаратистов. На земле бойцов АТО встречали жены, матери, волонтеры и журналисты. Как это было – читайте в репортаже #Букв.

На площади перед взлетно-посадочной полосой аэропорта “Борисполь”, кажется, маленький, почти камерный День Независимости. Люди с государственными флагами, желто-голубыми шарами, букетами цветов и плакатами. На плечах пап – малолетние дети, мамы греются чаем, ветераны АТО собираются под знаменами боевых батальонов. Они встречают самолет с украинцами, освобожденными из плена. К пяти вечера возле аэропорта несколько сотен людей: их на бесплатных автобусах и попутных авто от ближайшей станции метро подвозят активисты.

– Праздник – это слишком громко сказано, – говорит ветеран АТО с позывным “Арчи”, воевавший в 12 батальоне территориальной обороны. – Пока хоть один украинский боец есть в подвалах сепаратистов – говорить о празднике слишком рано. Но это наши побратимы, пускай среди пленных нет тех ребят, с которыми мы, 12 батальон, воевали плечом к плечу. Но мы вместе обороняли Украину. И сейчас я здесь, чтобы приветствовать их на родной земле.

Встреча украинских пленных в Борисполе_04

Встреча украинских пленных в Борисполе_05

Встреча украинских пленных в Борисполе_06

Из плена должны вернуться 74 украинских бойца: кто-то из них был “на подвалах” сепаратистов несколько месяцев, а кто-то – несколько лет. Встречающие вышагивают по площади перед аэропортом и поют гимн. Ждать приходится более семи часов. Только около 01:00 ночи в “Борисполе” с завыванием садится военный ИЛ-76.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Порошенко – освобожденным украинцам: Друзья, вы возвращаетесь в другую страну

Встречающих выстраивают за черной ленточкой ограждения, а площадь на взлетной полосе, куда должны с трапов самолетов спуститься освобожденные из плена боевиков украинские солдаты, подсвечивают мощными софитами. Туман налетает порывами и больше похож на клубы очень мелкого снега. Вместе с освобожденными прилетают первые лица страны, в том числе Президент Украины Петр Порошенко.

– В Горловке сегодня развевался украинский флаг и звучал украинский гимн, – говорит Порошенко. – Мы пообещали, что и украинский флаг, и украинский гимн точно вернутся на оккупированный Донбасс, в оккупированную Горловку, в освобожденный Крым. Это может случиться благодаря нашим с вами усилиям.

Встреча украинских пленных в Борисполе_06

Президент говорит немного, потом передает слово послу Франции и представителю посольства Германии. Но, кажется, сейчас это все неважно. Едва дослушав официальные речи, к солдатам, освобожденным из плена, рвутся мамы, жены и отцы. В какой-то момент, повинуясь вихрю бегущих по туманной взлетной полосе на встречу друг другу близких людей, журналисты кидаются следом. Круговорот: обнимаются, плачут, прыгают, целуются и прижимаются друг к другу… Мигают вспышки фотоаппаратов и прыгают огни камер, выхватывая объятия, слезы и поцелуи, цветы, желто-голубые флаги, воздушные шары. И слезы. Много слез.

Встреча украинских пленных в Борисполе_01

Встреча украинских пленных в Борисполе_02

Встреча украинских пленных в Борисполе_03

Освобожденный из плена Тарас Гапьяк рассказывает, что попал в плен 9 месяцев назад. Рядом с ним – мама и отец. Солдат немногословен и на вопросы журналистов, издевались ли над ним боевики, предпочитает молчать. Мол, мама рядом, надо понимать, что ей нельзя такое слушать.

Чуть поодаль от него озирается освобожденный из плена сепаратистов 59-летний врач скорой помощи Анатолий Тихонович. Боевики взяли его в плен, когда в октябре 2016 года он пересекал линию разграничения. Обвинили в шпионаже в пользу Украины, бросили “на подвал”.

– Сначала избили, потом раздели догола прямо на дороге, имитировали расстрел: бабах-бабах – под ноги, над головой, – вспоминает врач. – Потом передали “МГБ”. Те тоже били и три недели держали “на подвале”. Жена не знала, где я, бросалась во все инстанции, в том числе сепаратистские. Сепаратисты ей сказали, что я уехал в Украину…

Встреча украинских пленных в Борисполе

Вспоминая долгие месяцы в плену, врач говорит, что к побоям можно привыкнуть, но тяжелее всего – ждать и надеяться снова обрести свободу.

Впрочем, некоторые бойцы общаться с журналистами не хотят. По впалым, ввалившимся в ротовую полость губам заметно, что у некоторых из них выбиты зубы. Они говорят, не раскрывая рта, стыдясь своих увечий и едва слышно, так, что приходится буквально ловить каждое слово.

… Автобусы с освобожденными солдатами и их близкими людьми выезжают вереницей из аэропорта. Курс – военный госпиталь. Большинство из украинских ребят нуждаются в тщательном медицинском обследовании и отдыхе. Впрочем, кое-кто уже мечтает, как будет отмечать Новый год дома.