Эффекты цвета и света на снегу завораживали художников на протяжении веков.

BBC Culture предлагает свой рейтинг произведений искусства, запечатлевших зимнюю красоту: 10 великолепных работ, созданных за последние 500 лет – от серьезных, лиричных и проникновенных до ироничных и легкомысленных, как первый снежок.

Питер Брейгель Старший “Охотники на снегу”

Эта работа фламандского живописца Питера Брейгеля Старшего – вершина зимнего пейзажа. Художнику необходимо преодолеть серьезные трудности, когда он берется за изображение снега: ему нужно показать глубину, фактуру и холод, чтобы заставить зрителя поежиться и пробормотать “бррр”.

В этом произведении Северного Возрождения нет ничего праздничного или идиллического – ни тебе снеговика, ни филигранных снежных хлопьев. Картину, одну из шести работ цикла “Месяцы” или “Времена года”, заказал Брейгелю купец и коллекционер из Антверпена Николас Ионгелинк.

В левом нижнем углу мы видим группу охотников с собаками, несущих домой скудную добычу – это всего лишь один кролик, из которого вряд ли приготовишь настоящий рождественский ужин.

Вид охотников, измотанных и усталых, наводит уныние, но конькобежцы, весело скользящие по льду, создают контраст, который властно притягивает внимание зрителя.

Незадачливые охотники бредут тяжело, оставляя позади себя глубокие следы, как символ жизненных тягот и ожиданий зимы.

Интересно, что самая узнаваемая зимняя снежная сцена в истории искусства настолько меланхолична. Но в этом есть художественная и житейская правда. Зима несет с собой кусачий мороз, а холод не любит никто.

Кацусика Хокусай “Чайный домик на реке Коисикава. Утро после снегопада”

Любование природой – родовая черта японского искусства, и этот пейзаж Хокусая наглядное свидетельство тому.

Живописные полотна и гравюры, в которых отражались сезонные трансформации, происходящие в одном и том же месте, – отличительная особенность японской художественной школы.

Хокусай показывает зиму, укрыв этот чайный домик слоем снега, который выглядит, как в рисованном мультфильме.

Японские мастера обращались в своих произведениях к природе, чтобы выразить свои буддийские верования.

Их работы выражают уверенность в неизбежности перемен и вместе с тем остаются проявлением радости, которую вызывает в их душах естественная смена времен года.

Невинные на первый взгляд персонажи этой работы, крошечные фигурки на фоне величественного простора окружающего ландшафта, имеют, очевидно, некие сладострастные намерения.

В эпоху Эдо (1603-1868 гг.), когда жил Хокусай, «чайный домик» зачастую был местом, где искали уединения влюбленные парочки, либо мужчины развлекались с гейшами. Горячий напиток, с поднимающимся над чашкой паром, оказался здесь чисто случайно.

Эдуард Мане “Эффект снега в Пети-Монруж”

Когда снег ложится на город, он недолго остается таким же идеальным, как на картине, – свежим и белым.

На этом полотне французский живописец Эдуард Мане показал городской снег таким, каков он на самом деле.

Сквозь крупные пятна белого и диагональные полосы мрачно-коричневого мы можем разглядеть квартал Пети-Монруж в XIV округе Парижа, который ежится на грязном снегу под блеклым бежевым небом.

Дома как будто с трудом сохраняют равновесие на обширных пространствах коричневого.

Мане никогда не относился к числу художников, стремившихся покрыть изображаемую действительность сахарной глазурью, и эта работа не вызовет у зрителя ассоциаций с чистотой и безмятежностью снега.

Вместо этого она заставит вас увидеть сложные эффекты, которые возникают под воздействием скверной погоды.

В 1870-1871 гг. во время Франко-прусской войны Мане служил в Национальной гвардии. Угрюмый рассвет и грязный тающий снег наводят на мысль о предстоящем бое.

Здесь, однако, нет места героизму и триумфу.

Грянет бой или нет, равнодушная природа и погода как одно из ее проявлений уровняют всех.

Уильям Тернер “Снежная буря. Пароход выходит из гавани”

По известной легенде, Уильям Тернер попросил привязать себя к мачте корабля во время настоящего шторма и провел в таком положении четыре часа.

Скорее всего, эта история вымышленная, но она стала прекрасным дополнением к мифу об этом великом художнике.

Мы можем разглядеть формы и очертания в кажущихся случайными и беспорядочными ударах кисти Тернера: колесный пароход прокладывает себе путь по бурным водам.

Снег и море, небесная твердь и водные хляби сталкиваются друг с другом и образуют неразделимый вихрь. Тернер – непревзойденный мастер изображения управляемого самой природой буйства стихий.

В этой картине наше внимание сосредоточено на пароходе, оказавшемся в самом сердце первозданного вихря. Мы можем воспринимать этот пароход как символ тщетных попыток человека одолеть силы природы.

Франц Марк “Стога в снегу”

Франц Марк был одним из ведущих членов немецкого художественного движения экспрессионистов.

Обычно он изображал животных, так что эта картина – скорее аномалия в его творчестве.

Для его манеры письма характерны яркие основные цвета, а упрощенные почти кубистские формы заставляют вспомнить о приемах Кандинского и Матисса.

Эта, казалось бы, прямолинейная по замыслу и исполнению композиция с изображением оранжевых, красных и зеленых стогов сена наполнена мошной простотой и глубокой эмоциональностью.

Марк вкладывал эмоциональный смысл и цель в каждый цвет, который он использовал, и если красный цвет, как правило, ассоциируется с насилием, эти заснеженные курганы выглядят вполне невинно – как присыпанные сахарной пудрой груши в вазе.

Этот образ практически лишен скрытого смысла – тем не менее снежные копны отражают и смену времен года, и наше нежелание меняться.

“Лови момент”, “куй железо, пока горячо”, – гласит народная мудрость, но в действительности время слишком часто ускользает от нас, и наши стога сена оказываются под снегом. А кому нужно сырое сено?!

Джон Нэш “Таяние снега в Уормингфорде”

Джон Нэш – младший и менее известный брат Пола Нэша, художника-сюрреалиста и мастера батального жанра.

Если старший брат был увлечен поиском новых путей в искусстве, Нэш-младший чувствовал себя вполне уютно среди ландшафтов Восточной Англии, в изображении которых он весьма преуспел.

На этой картине художник изобразил поля, изборожденные продольными и поперечными полосами снега.

Это классический английский пейзаж, в цветовой гамме которого зеленый явно преобладает над белым.

Однако мазки снега здесь – это лучики надежды, надежды на скорый приход весны и очередного обновления природы. Картина Джона Нэша напоминает нам, что все проходит, но кое-что остается неизменным.

Ли Миллер “Париж в снегу”

Имя Элизабет Ли Миллер часто упоминают в связи с фотографом-сюрреалистом Маном Рэем, с которым она состояла в романтических отношениях.

Этот союз оказался очень важным для нее, поскольку Ли словно бы заново открыла технику соляризации и, кроме того, вдохновила Мана Рэя на некоторые из самых выдающихся его снимков.

Но Миллер немало достигла и сама по себе – как фотограф, а не только муза.

Она создала несколько выдающихся моментальных снимков Франции, таких, например, как этот.

Фотография черно-белая, поэтому снег на ней не сияет и не искрится.

Его цвет приглушенный, но, в конце концов, именно так выглядит снег, когда он ложится на город.

Мы едва бредем по рыхлому снегу, машины с трудом прокладывают себе путь в нем.

Резкий контраст между силуэтом человека и белым пространством – как зловещее напоминание об искусстве эпохи романтизма, когда никто не ждал ничего хорошего от неясной фигуры вдалеке.

Статуи на балюстраде смотрят прямо перед собой – как будто для того, чтобы отразить в себе, как в зеркале, эту тревогу.

Но, быть может, их взгляды, как и взор человека, чей силуэт вырисовывается черной тенью, устремлены на Эйфелеву башню, великий символ Парижа, едва проступающий сквозь снежную дымку.

Фотография Ли Миллер дает нам надежду и побуждает смотреть вперед – это послание, наполнившееся еще более весомым смыслом в последнее время.

Джефф Кунс “Снеговик”

Если вы когда-нибудь задумывались над этим, снеговик Джефа Кунса – лучший пример того, как легко создать порядок из искусственных элементов.

В конце концов, они всего лишь объемистые снежные шары, чья функция – передавать человеческие черты.

Творение Джефа Кунса – характерный для него китч – выглядит, как надувная кукла. Снеговик держит большой и сияющий синий шар.

Кунс изобразил снег лишенным фактуры и малейших изъянов, но ведь это никак не соответствует нашим представлениям об этом природном материале.

Вообще-то снеговик – хрестоматийный образ зимы, но в данном случае он непостижимым образом заставляет всех, глядящих на него, ежиться от холода.

Аннетт Лемьe “Потенциальный снеговик”

Аннетт Лемьe – представительница той глобальной волны художников, поднявшейся в 1980-е гг.

В типичной для них конфронтационной манере она создала демонтированного снеговика.

Лемьe сразу берет быка за рога.

Ее работа обращена к фундаментальным проблемам – природе времени, истинности идей, – но в то же время не лишена определенного юмора.

Клинически белый “Потенциальный Снеговик” состоит из трех сферических фигур, носа-морковки и горсти угольков. Все эти предметы лишены цвета.

Похоже, что они не продвинулись дальше своей гипсовой первоосновы.

Вы можете сказать, что он не закончен.

И действительно, эти элементы могли бы составить снеговика, но пока до этого не дошло.

Нос нужно выкрасить в оранжевый цвет, угли – в черный.

А затем собрать все эти составные части вместе, чтобы образовалась знакомая всем форма.

Эта работа была создана под влиянием событий 11 сентября 2001 г. и должна каким-то образом закалять дух – возможно, погружением в ледяную зиму?

Яёи Кусама “Снежный ком на закате”

Эта фигура выглядит скорее как огненный шар, чем снежный ком, однако когда же так было, чтобы Яёи Кусама, художница-концептуалистка из Японии, создающая многие свои работы с помощью повторяющихся точек краски, играла по правилам?

“Снежный ком на закате” относится к числу ее ранних произведений. Это один из серии рисунков, созданных в Японии с 1953 по 1957 гг.

В то время художница только начинала изучать возможности своей легендарной “точечной” эстетики, что проявлялось в навязчивом повторении обширных поверхностей, заполненных точками, окрашенными в интенсивные цвета.

Этот “высоковольтный” образ, который должен восприниматься как снежный ком, окруженный красным и синим сиянием, символизирует собой природу.

Такое впечатление, что снег горит.

И в каком-то смысле изображенное здесь ни в коей мере не напоминает снежный ком.

Скорее мы видим Землю, вся зелень которой кристаллизовалась и запеклась в холодном белом порошке.

Ну, а может быть, мы видим солнце? Ах если бы мы только могли смотреть на мир глазами Яёи Кусамы!